Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И. Крылова


Тема: Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»

Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи:
обучающие: проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;
уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Мы вновь обращаемся к творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова. С его произведениями вы знакомились в начальной школе, на прошлых двух уроках. (слайд1)

- Что такое басня?
Напомню вам слова Крылова: «Люблю, где случай есть пороки пощипать»
Вспомните изученные басни. Какие пороки обличал Крылов?
-А вот о каких пороках мы будем говорить сегодня. Вы мне скажете, прочитав эпиграфы к уроку. Какая мысль объединяет эти афоризмы? (слайд 2)
Есть одно только благо знание и одно только зло невежество. (Сократ)
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.(Вольтер )
Благодарность - самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность - самый худший из пороков.(Т.Фуллер)
Неблагодарность один из величайших грехов, какие только существуют на свете.(М. де Сервантес)
3.Формулировка темы и цели урока.

- О чем они? Какая тема их объединяет?
-Что такое невежество, неблагодарность? (пороки, которые следует обличать и, высмеивая, бороться с ними)
- Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока! (3 слайд)

Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»
- Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке?
(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; работать с иллюстрациями; учиться выразительному чтению и т.д.)
Повторим теорию. Игра «Верю – не верю» (Верю – жёлтая карточка, не верю – красная карточка)
Верите ли вы, что
а) в басне есть зачин и концовка
б) в басне есть аллегория
в) басне свойственна афористичность языка
г) в басне употребляются троекратные повторы
д) басне свойственна лаконичность
е) в басне есть развёрнутый сюжет
ж) мораль в басне используется для развития сюжета
Основной этап урока. Открытие новых знаний путём знакомства с басней И.А.Крылова «Свинья под дубом».
1) Знакомство с басней. Прослушивание в записи чтения басни артистом.

- Начнем со знакомства с басней. Открыли учебники на с. .
А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова.
слайд 5
5. Работа в группах слайд 8

1 группа «Исследователи текста 1»
Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, выявить мораль басни.
- Какое чувство вызывает у вас Свинья?
- Почему? Какой описывает Крылов Свинью?
- На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером!

- Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией! - Что Свинья делает после еды и отдыха?
- Как характеризует свинью этот поступок?
- Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?
- Почему?
- Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?

- Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи?
- Какое же из этих слов характеризует Свинью?
- Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?


2 группа «Фольклористы»
- Найти в сборниках пословицы, поговорки, фразеологические выражения о свинье.
- Какие качества этого животного верно подмечены народом? ( Подложить свинью, поступить по-свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья
Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол – она и ноги за стол.
По образу - как я, а по уму - свинья. Свиная рожа везде вхожа.)


--Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по-свински, подложить свинью? Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?
(устроить втихомолку и незаметно неприятность, гадость, совершить подлость, вместо благодарности на добро ответить злом, нанести вред, поступить подло, некультурно, неблагородно)

Выберите из предложенных характеристик те, которые в народном представлении присущи свинье.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: неопрятность, весёлость, доброта, подлость, трусость, глупость,
лень, справедливость, миролюбие.
Напишите на желудях и прикрепите на доске.

3 группа «Аналитики»
- Что можете сказать о Вороне? С каким человеком можно сопоставить этот персонаж?
- Случайно ли именно Ворону Крылов доверил просветить Свинью? Вспомните, как в фольклоре относились к Ворону.

Прочтите иформацию о том, как славяне относились к дубу.
Что, по-вашему, олицетворяет Дуб?
Дуб - отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину - его устами Крылов и передает нам мораль басни.)

Дуб Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Предание о мировом древе, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небесный свод, славяне относят к дубу. В их памяти сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море, среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила.
Существует предание о железном дубе, на котором держатся вода, огонь и земля, а корень его покоится на божественной силе. Бытовало поверье, что семена дуба прилетают по весне из Ирия. В древности наши предки творили суд и правду под старыми дубами.



КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.
- Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.

4 группа «Артисты»

В каких строчках заключена мораль басни? - Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (слайд10)
В каких жизненных ситуациях их можно использовать?
Подготовьте чтение басни по ролям. Подумайте, как передать характер персонажей.
Вспомните, как читал басню артист.
5 группа
Сравните басни Лессинга «Дуб и свинья», басню Эзопа «Путники и платан» с басней Крылова, результаты сравнения занесите в таблицу. Сделайте вывод, что нового внёс в басню И.Крылов.

сходства
различия

Форма произведения



персонажи



характеры персонажей



мораль басни





6. Минипроект -
- Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. Ведь еще Н.В.Гоголь назвал творчество И.А. «книгой мудрости русского народа».
-В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнить хотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах листочки в форме свитков, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басен Крылова и прикрепите на страничке в Книге мудрости.
(На доске: символическая книга, заполняют свитки, отвечают 3-4, остальные просто прикрепляют)
7.Домашнее задание: выучить наизусть басню


















Анализ басни «Свинья под дубом» (вопросы адресуются участникам групп, они отчитываются о проделанной работе, выбирая ответственного) + отработка навыка выразительного чтения в ходе работы
- Какое чувство вызывает у читателя Свинья?
(неприятное, отвращение, она нам не нравится)
- Почему? Какой описывает Крылов Свинью?
(глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии).
- На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером!
(лениво, вальяжно, грубо)
-Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией!
(«неблагодарная»)
- Что такое неблагодарность? Слайд 11
(1группа: Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)
- Но это мягко сказано Что Свинья делает? Ведь она не просто поела, не поблагодарив ! Какие устойчивые выражения со словом свинья вы вспомнили или нашли?
( Подложить свинью, поступить по-свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья
Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол – она и ноги за стол.
По образу - как я, а по уму - свинья. Свиная рожа везде вхожа.)


--Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по-свински, подложить свинью? Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?
(устроить втихомолку и незаметно неприятность, гадость, совершить подлость, вместо благодарности на добро ответить злом, нанести вред, поступить подло, некультурно, неблагородно)
- Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?
(нет, ее «ничуть то не тревожит»)
-Почему?
(Потому что она не только неблагодарная некультурная, но еще и необразованная: не осознает, не желает понять, откуда берутся жёлуди, и из-за своего невежества начинает подрывать корни дуба, т.е разрушать то, что даёт ей пищу)
- Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?
(зачитывают)
- Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи? Слушаем
(Невежа - не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Невежда - малообразованный человек.
Невежда - необразованный, несведущий человек; неуч.)
- Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?
- Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?


4 группа
- Что можно сказать о других персонажах басни? (6 группа) Слайд 15
(Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что она его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
Дуб - отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину - его устами Крылов и передает нам мораль басни.)




- Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.
- Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.

- Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?
(Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки).

Чтение басни по ролям
Минипроект - Слайд 16
- Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. Ведь еще Н.В.Гоголь назвал творчество И.А. «книгой мудрости русского народа».
-В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнить хотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах листочки в форме свитков, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басен Крылова и прикрепите на страничке в Книге мудрости.
(На доске: символическая книга, заполняют свитки, отвечают 3-4, остальные просто прикрепляют)



Итоги урока (отзыв учителя, оценки) Слайд 17
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
Ив памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский.
-Пусть и в вашей памяти, ребята, останутся крылатые крыловские слова, строчки из его басен, постоянно напоминая о том, что недостатки и порки необходимо искоренять.

Домашнее задание: Слайд 18
Выучить басню наизусть
Подготовить инсценировку
Продолжить заполнение таблицы