Рабочая программа элективного учебного предмета «Русская словесность» для 11 класса.

2. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного предмета «Русская словесность» составлена для 11 класса.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования 2010 г.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования и Требования к результатам среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. М: Просвещение, 2009 г.
- Авторская программа А.И.Горшкова «Русская словесность: От слова к словесности: Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.
- Положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ педагогов, реализующих новые ФГОС общего образования, МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой. Приказ №40 от 27.02.2014 г.
Программа составлена для учащихся 11 класса (базовый уровень) МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой.

Концепция программы (основная идея): изучение единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения этого содержания.
Актуальность (обоснованность) программы.
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Изучение данного курса важно, так как формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека, его социальной адаптации.
Элективный учебный предмет «Русская словесность» в рамках дополнительного развития ставит своей целью использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся. Темы, заявленные в программе, с одной стороны примыкают к основному курсу русского языка, с другой - позволяют практически отработать и закрепить в устной и письменной речи полученные знания. При составлении программы учтены результаты государственной итоговой аттестации предыдущих лет и необходимость написания допускного сочинения по литературе.
Цель практического освоения русской словесности:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами;
- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.
- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.
Задачи изучения словесности:
1 .Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.
2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.
3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.
4.Закрепление и расширение знания учащихся о тексте, совершенствование навыков конструирования текстов в соответствии с требованиями к части С единого государственного экзамена.

Обоснование выбора УМК.
УМК выбран и утверждён на заседании МО учителей русского языка и литературы (Протокол № 12 от 29 марта 2014 года). УМК построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности обучения, учитывает возрастную психологию учащихся. Учебник А.И.Горшкова стимулирует познавательную активность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учащихся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], формирует навыки самостоятельного приобретения знаний, способствует развитию самостоятельной творческой активности. Учебник ориентирован на современные технологии: деятельностный и коммуникативный подход; индивидуализацию и дифференциацию обучения; личностно-ориентированный подход.
Учебная и учебно-методическая литература:
для учащихся:
Горшков А.И. «Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.
для учителя:
1.Горшков А.И. «Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.
2. Горшков А.И. Русская словесность. Сб. задач и упражнений.10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
3. Горшков А.И. Основы русской словесности: От слова к словесности. Методические рекомендации к учебнику и сборнику задач и упражнений «Русская словесность. 10-11 классы» – М.: Просвещение,2011.

3.4 Общая характеристика элективного учебного предмета
В данном курсе сообщаются сведения об эстетической природе художественного произведения, об эстетическом идеале, о специфике словесного художественного образа и художественного текста, об особенностях лирики как рода словесности и о языковых средствах выражения художественного содержания лирических и лиро-эпических произведений. Эти знания необходимы для формирования умения эстетически воспринимать художественное произведение в его родовой и жанровой специфике. Выработке умений анализа художественного произведения посвящена информация о цели, методах и приемах анализа художественного произведения. Так десятиклассники учатся использовать богатства языка в собственной речи и самостоятельно проникать в содержание лирического и лиро-эпического произведения через их языковую ткань.

Программа данного элективного учебного предмета предусматривает изучение характерных черт произведений словесности, а также их компонентов, объединённых в словесно-художественное единство. Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, теории активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской. Русская словесность предполагает тесные межпредметные связи с русским языком и литературой. Интеграция с гуманитарными предметами соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.
Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
Методы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, дискуссия
Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Практические: лабораторная работа, работа со справочной и художественной литературой
Методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией. анализ текста с точки зрения языка и содержания; лингвистический эксперимент и моделирование;
Методы мониторинга знаний и умений обучающихся – практикум, тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

Используемые образовательные технологии
Технология коллективной мыслительной деятельности.
Технология развития критического мышления.
Технология обучения в сотрудничестве.
Технология проектного обучения.
Технология проблемного обучения.
Технологии разноуровневого обучения.
Технологии использования игровых методов.
Технологии лекционно-семинарских занятий в старшей школе

Виды самостоятельной работы учащихся:
работа с учебными пособиями, со словарями, художественной и справочной литературой и другими информационными источниками;
создание собственных высказываний устно и письменно;
речеведческий анализ текста;
подготовка сообщений;
составление кластера, плана, тезисов, таблиц для систематизации учебного материала;
конспектирование текста;
самостоятельный сбор и анализ языкового материала (СМИ, ИНТЕРНЕТ и т.д.);


3.5. Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебных недели). Реализуется за счёт часов школьного компонента. Программа разработана для учащихся 11 класса.

3.6. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русская словесность»
Ценностные ориентиры содержания курса словесности в средней школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой словесности как науки. Понятие
·ценность
· включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров образования выступают объекты, изучаемые в курсе словесности, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении русского языка и литературы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения словесности, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности лингвистических методов исследования произведений словесности;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса словесности могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости повышения своего культурного уровня;
потребности в совершенствовании владения языком как устным, так и письменным;
осознанного желания пополнять свой культурный багаж;
Курс словесности обладает огромными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь.
Ценностные ориентации курса направлены на воспитание у обучающихся:
правильного использования всего богатства русского литературного языка;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3.7. Результаты освоения курса «Русская словесность» в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Отличительной особенностью ФГОС по русскому языку является формирование «новой грамотности» как сочетания осваиваемых детьми лингвистических, коммуникативных навыков, овладение русским языком как средством общения, воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры, осознание эстетической ценности родного языка.
Предметные результаты изучения ЭУП «Русская словесность» (предметная область "Филология")
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русской словесности являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать эффективные средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения филологической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русской словесности являются:
1) в ценностно-ориентационной сфере чувство гордости за российскую филологическую науку, гуманизм, трудолюбие, целеустремленность;
2) в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере умение управлять своей познавательной деятельностью.

3.8. Содержание тем учебного предмета
П р о и з в е д е н и е с л о в е с н о с т и
Искусство слова. Эстетическое освоение действительности: открытие объективной сущности явления в его целостности и духовной ценности для нас. Виды эстетической оценки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое.
Искусство как важнейший способ эстетического освоения действительности. Искусство слова, его отличие от других видов искусства. Эстетический идеал. Изображение в художественном произведении явлений жизни в свете эстетического идеала. Художественный образ в словесности: результат словесного творчества; единство конкретной картины жизни, нарисованной благодаря лексическому значению слов с их стилистической и эмоциональной окраской, и оценки изображаемого в свете эстетического идеала, которая возникает в этих же словах, соединенных в текст.
Виды словесного художественного образа: образ- слово (в том числе тропы), картина (портрет, пейзаж, интерьер), литературный герой (его речь, характер, поступки в эпических и драматических произведениях, лирический герой в лирике), деталь (повествовательная, описательная, психологическая). Художественное пространство, художественное время, образ переживание в лирике, сюжет и образ рассказчика в эпическом и лиро-эпическом произведении, образ автора. Художественная действительность: целостная картина жизни, изображенная средствами языка в свете эстетического идеала.
Понятия об эстетической природе искусства слова и эстетическом идеале, о словесном художественном образе, его свойствах и видах, о художественной действительности. Формирование умения воспринимать художественное произведение как явление искусства слова, различать виды эстетической оценки изображаемого и видеть средства ее выражения. Развитие умения проникать в смысл художественного образа через языковую форму. Развитие умения раскрыть смысл произведения в выразительном чтении, пересказе, сочинении, рецензии. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям.
Художественный текст.
Художественный текст: органическое единство художественного содержания и словесной формы его выражения. Границы художественного текста: «рамка», внутри которой сохраняется единство эстетической оценки и стиля. Структура художественного текста: иерархия «уровней». Тема и идея художественного текста.
Средства воплощения идеи произведения: система образов, сюжет, композиция и язык. Значение внетекстовых взаимосвязей произведения с эпохой и личностью автора. Значение межтекстовых связей произведения: принадлежность к определенному этапу развития словесности, использование того или иного рода, вида, жанра, стиля и метода для воплощения идеи. Значение эпиграфа, пословиц, цитат, реминисценции, стилизации, повторяющихся образов.
Понятия о художественном тексте, художественном содержании, структуре художественного текста, о теме, идее, литературном герое, характере, образе героя, сюжете, композиции и ее единице. Сведения о специфике языка художественного произведения. Развитие умения воспринимать при чтении тему и идею художественного текста, проникая в них через языковые средства, композицию, систему образов. Развитие умения анализировать художественное произведение как явление искусства. Создание сочинений, эссе, раскрывающих смысл художественного текста.
Лирическое произведение.
Своеобразие лирики как рода словесности.
Образ-переживание: целостное и конкретное состояние человека, изображенное средствами языка в свете эстетического идеала. Лирический герой как художественный образ. Раскрытие в лирике через отдельное переживание всего многообразия мира. Виды и жанры лирических произведений в устной народной словесности: песня и частушка. Виды и жанры книжной лирики: стихотворение, элегия, ода, послание, эпиграмма, песня (в том числе массовая и авторская).
Понятия о лирике, образе-переживании, лирическом герое, видах и жанрах лирики в устной народной словесности и литературе. Развитие умения воспринимать лирическое произведение в его жанрово-родовой специфике и в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения. Создание реферата о своеобразии лирики. Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения.
Стих как способ выражения художественного содержания в лирике. Взаимодействие слов, строк, строф в стихах. Роль ритма, интонации, паузы, соотношения стиха и синтаксического строения речи, переноса в воплощении образа-переживания. Системы стиха: силлабическая, силлабо-тоническая с ее размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест), тоническая (акцентная). Свободный стих верлибр. Композиция лирического произведения: строка как единица композиции, роль рифмы и строфы в сопоставлении и противопоставлении фрагментов. Слово в стихах, активизация его фонетических, словообразовательных, грамматических свойств.
Понятия о стихе и его свойствах, о своеобразии образа-переживания, о композиции и языке лирики. Развитие умения воспринимать лирическое произведение в единстве его языковых средств и особенностей стиха. Развитие умения анализировать лирическое произведение, передавать в выразительном чтении его смысл. Создание рецензии и эссе о лирическом произведении. Осмысление значения лирики в докладе, сообщении.
Лиро-эпическое произведение.
Лиро-эпическое произведение: единство свойств лирики и эпоса, наличие героя и сюжета и непосредственного выражения мыслей и чувств автора образа-переживания. Виды лироэпических произведений: баллада в устной народной словесности и литературе, поэма, роман в стихах, очерк в стихах, стихотворения в прозе, лирико-философские прозаические миниатюры. Языковые средства выражения художественного содержания лиро-эпического произведения. Роль стиха, специфика повествования, описания, рассуждения и диалога. Особенности сюжета и композиции. Роль рассказчика: действующего лица и лирического героя.
Понятия о лиро-эпических произведениях и их видах в устной народной словесности и литературе, об особенностях сюжета, героя, композиции и языка лиро-эпических произведений. Развитие умения воспринимать лиро-эпическое произведение в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения. Развитие умения видеть значение сюжета, героя (в том числе рассказчика), композиции, языка и стиха. Сочинение раскрытие смысла лиро-эпического произведения. Анализ лирического и лиро-эпического произведений. Значение анализа художественного произведения, его творческий характер.
Цель филологического анализа художественного текста: определить, как отбор и организация словесного материала служит воплощению эстетического смысла произведения, и проникнуть в этот смысл через словесную ткань.
Путь филологического анализа произведения: рассмотрение произведения как иерархии всех его внутренних структурных уровней во взаимосвязи с внетекстовыми и межтекстовыми уровнями с целью постижения эстетического смысла.
Методы анализа: семантико-стилистический выявление семантики всех уровней текста в их взаимоотношении с внетекстовыми и межтекстовыми связями, сопоставительно-стилистический выявление типологических свойств явлений словесности и их особенностей у конкретного автора, в конкретном произведении. Приемы анализа: погружение в текст, замедленное чтение, сопоставление произведений одного автора или разных авторов, стилистический эксперимент, комментирование. Особенности анализа лирического и лиро-эпического произведения: выявление роли стиха, образа- переживания, лирического героя. Примеры анализа лирического и лиро-эпического произведений.
Понятия о цели филологического анализа художественного произведения, о методах и приемах анализа. Самостоятельный анализ лирического и лиро-эпического произведений.
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Дата



теоретическое
Из них практическое


1
Роды и виды произведений словесности
В этом разделе рассматриваются народные и книжные виды и жанры эпоса, лирики, драмы.
5
1


2
Понятие о тексте
В данном разделе обсуждаются вопросы: текст как единство неязыкового содержания и его языкового выражения, тема и содержание, тема и идея, предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны содержания текста и их словесное выражение, структура текста.
4
1


3
Возможность различного словесного выражения одной темы
В данном разделе изучаются факторы, от которых зависит различное словесное выражение одной темы: литературные направления.
3
1


4
Композиция словесного произведения
В данном разделе изучается композиция как система динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве. Прослеживается развёртывание словесных рядов в «Тамани» Лермонтова и «Алых парусах» Грина на лабораторных уроках.
5
1


5
Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении
В данном разделе рассматривается соотношение таких понятий, как образ автора и «авторское я». Образ автора и лирический герой. Образ рассказчика в его отношении к образу автора. Композиционные типы произведений художественной словесности, определяемые соотношением «образ автора образ рассказчика».
4
1


6
Видоизменения авторского повествования
В данном разделе рассматривается понятие авторского повествования и его субъективации. Изучаются словесные приемы субъективации авторского повествования: прямая речь, несобственно-
прямая речь, внутренняя речь.
6
1


7
Эстетическая функция языка в произведениях художественной словесности
В данном разделе обсуждаются вопросы «статуса» языка художественной литературы, нормы языка художественной литературы.
8
1



Итого
35
из них 7



3.9. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Планируемые предметные результаты обучения на конец учебного года
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
-свободно владеть теоретическими понятиями, изученными в курсе русской словесности;
- определять роды и виды произведений словесности;
- уметь анализировать текст с точки зрения его содержания и языкового оформления;
- пользоваться возможностями различного словесного выражения одной темы
- уметь анализировать композицию произведения как систему динамического развертывания словесных рядов
- уметь определять видоизменения авторского повествования
- владеть нормами языка художественной литературы.

Планируемые метапредметные результаты обучения на конец учебного года
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.
3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10) логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16) умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Планируемые личностные результаты обучения на конец учебного года
1) Формирование основ российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Планируемые регулятивные результаты обучения на конец учебного года
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- формулировать вопрос (проблему урока) и его цель;
- искать пути решения проблемы;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- соотносить цели и результаты своей деятельности;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

Тематика содержания учебной программы в части реализации национально- регионального компонента
В программе отражен региональный (национально-региональный) компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 10 % учебного времени.
Реализация НРК осуществляется в рамках учебного предмета с использованием учебного пособия Горшкова А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.

Национально-региональный компонент
№ урока
№ урока по КТП
Тема урока, включающего НРК
Тема урока по НРК
Источник

1
2
Сказки и легенды народов Севера
Употребление языка.
Горшков А.И. Учебник «Русская словесность», § 13.

2
5
Анализ контрольной работы. Жанровая система русской словесности
Многозначность слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.
Горшков А.И. Учебник «Русская словесность», § 42-44.

3
12
Словесный ряд со значением «птица» в сказках Романа Ругина
Лабораторная работа
Горшков А.И. Учебник «Русская словесность», § 44-46.



6. Календарно-тематическое планирование.


п/п
Тема раздела, урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Целевая установка раздела
Формы организации учебной деятельности
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС СОО




План
факт


Предметные результаты
Регулятивные результаты
Личностные результаты

1
Роды и виды произведений словесности (5)

Нехудожественные и художественные произведения словесности.
1


Виды нехудожественных произведений словесности. Роды, виды и жанры художественной словесности
Технологии лекционно-семинарских занятий в старшей школе
ИКТ
Понятия
Роды, виды и жанры художественной словесности

сформирован ность основных теоретич понятий и применение знаний о них в речевой практике;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России




2
Виды народной эпической словесности: сказка, миф, легенда (сказание), былина, историческая песня, духовный стих, пословица, загадка

Национально-региональный компонент. Сказки и легенды народов Севера



1


Сказка, миф, легенда (сказание), былина, историческая песня, духовный стих, пословица, загадка

Технология развития критического мышления.
Понятия Сказка, миф, легенда

Знать историю становления русского языка (народного и книжного)
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества;

3
Виды книжной эпической словесности: роман, повесть, житие, повесть-биография, повесть-авто биография, мемуары, поэма, рассказ (новелла), баллада, очерк, басня, анекдот
1


роман, повесть, житие, повесть-биография, повесть-авто биография, мемуары, поэма, рассказ (новелла), баллада, очерк, басня, анекдот
Технологии разноуровнево го обучения.
Работа в группах
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
1). Знать историю становления русского языка (народного и книжного)
2). Знать о роли Пушкина в становлении русского литературного языка
Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.

гуманистические и демократические ценностные ориентации.

4
Лирика. Виды народной лирики: песня, частушка. Виды книжной лирики: дума, идиллия, мадригал, ода, послание, эклога, элегия, эпиграмма, эпитафия. Лирика философская,граждан ская, пейзажная и любовная. Драма и ее виды: трагедия, комедия, драма в узком смысле слова
1


Виды народной лирики. Виды книжной лирики.

Драма и ее виды.

Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Технология коллективной мыслительной деятельности.


сформирован ность представлений о словесности как части общечеловеческого гуманитарного знания;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условия ми её реализации;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии

5
РР Контрольная работа №1 по теме «Роды и виды произведений словесности»
Национально-региональный компонент. Жанровая система русской словесности
1


Национально-региональный компонент. Жанровая система русской словесности
Технология развития критического мышления
сформированность представлений о словесности как многофункциона льной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условия ми её реализации;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии

6
Понятие о тексте и его строении
(4)
Текст как явление употребления языка Признаки текста. Определение текста
Способы связи частей текста.
1


Текст как единство неязыкового содержания
и его языкового выражения
Технологии разноуровневого обучения.

сформированность представлений о характерных чертах текста
Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.

навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


7
Тема и содержание текста
Тема и идея
Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны содержания текста и их словесное выражение


1


Различное соотношение предметно-логической и эмоционально-экспрессивной сторон
в разных видах словесных произведений.
Технология коллективной мыслительной деятельности.
сформированность представлений о тексте, его признаках
Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.

навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


8
Структура текста
1


Межтекстовые связи
Технологии разноуровневого обучения.
Работа в группах
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
сформированность представлений о тексте, его признаках и структуре
определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о языковых нормах,

9
Лабораторная работа по теме «Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны содержания текста и их словесное выражение»
1


Различное соотношение предметно-логической и эмоционально-экспрессивной сторон
в разных видах словесных произведений.
Творческая работа
сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о языковых нормах,







10
Возможность различного словесного выражения одной темы (3)

Понятие объективных и субъективных факторов, от которых зависит различное словесное выраже ние одной темы.
Условия языкового общения, среды и сферы употребле ния языка







1


Род, вид,
жанр книжной или народной художественной словесности. Функциональный стиль. Среда и сфера употребления языка.


Технология развития критического мышления;

ИКТ
сформированность представлений о объективных и субъективных факторах, от которых зависит различное словесное
выражение одной темы.

Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

эстетические потребности, ценности и чувства.


11
Литературные направления.

1


Классицизм, сентиментализм, романтизм.
Реализм
Символизм, акмеизм, футуризм
Технология проектного обучения.
Работа с текстом

сформированность представлений о литературных направлениях
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации
эстетические потребности, ценности и чувства.


12
Лабораторная работа по теме «Возможность различного словесного выражения одной темы» Национально-региональный компонент. Словесный ряд со значением «птица» в сказках Романа Ругина
1


Род, вид,
жанр книжной или народной художественной словесности. Функциональный стиль. Среда и сфера употребления языка.


Технология проектного обучения.
Работа с текстом
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией
сформированность представлений об основных понятиях урока.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло гиями учебного предмета
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий.


13
Композиция словесного произведения (5)

Общее понятие композиции. Архитектоника,
сюжет и фабула
1


Композиция как организация развертывания
сюжета
РКМЧП
Технология проектного обучения.
Работа с текстом

сформированность представлений об основных понятиях урока.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
ценности многонационального российского общества

14
Композиция как система динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве
1


Словесный ряд.
Деталь.
Виды деталей.
Технология коллективной мыслительной деятельности.
владение знаниями о композиции как системе динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Действия волевой саморегуля ции


15
Роль деталей в произведении. М.Ю. Лермонтов «Тамань»
1


Композиция как система динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве
Технология развития критического мышления
ИКТ
владение знаниями о стилистических ресурсах грамматики и о роли деталей в произведении
логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
Действия волевой саморегуля ции
навыки сотрудничества

16
Виды деталей в худ произведении. А.И.Грин «Алые паруса»
1


система динамического развертывания словесных рядов
Технология проектного обучения.

Работа с текстом
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
владение знаниями о стилистических ресурсах грамматики и о роли деталей в произведении
логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений
наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,



владение диалогической формой речи.


17
Контрольная работа №2 по теме «Тема, идея, словесный ряд»
1



Технология проектного обучения.
Работа с текстом
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
владение знаниями о стилистических ресурсах грамматики и о роли деталей в произведении
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,





18
Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении
(4)

Филологический подход к проблеме образа.
Композиция словесного произведения и образ автора.

1


Понятие образа автора
Творческая работа
сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,



19
Образ автора и «авторское я». Образ автора и лирический герой
1


Образ автора и «авторское я». Образ автора и лирический герой
Технология обучения в сотрудничестве.

Работа в парах
владение знаниями о формах и качествах словесного выражения; Образ автора и лирический герой
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

навыки сотрудничества

Выдвижение гипотез и их обоснование

20
Образ рассказчика в его отношении к образу автора.
Различия между образом автора и образом рассказчика
1


Различия между образом автора и образом рассказчика
Технология обучения в сотрудничестве.

Работа в группе
владение знаниями о
различии между образом автора и образом рассказчика
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
навыки сотрудничества

Выдвижение гипотез и их обоснование

21
Лабораторная работа
Средства словесного выражения образа рассказчика.
«Рассказ в рассказе».

Соотношение «образ автора образ рассказчика» и речь персонажей
1


Композиционные типы произведений художественной словесности, определяемые соотношением «образ автора образ рассказчика».
Технологии лекционно-семинарских занятий в старшей школе
ИКТ
владеть знаниями о средствах словесного выражения образа рассказчика.
использование знаково-символических средств представления информации

Действия волевой саморегуля ции


22
Видоизменения авторского повествования (6)

Понятие авторского повествования и его субъективации
Примеры субъективации авторского повествования

1


Понятие авторского повествования и его субъективации

ИКТ
владеть знаниями об авторском повествовании и его субъективации
определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной д-ти и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,


самостоятельность, организованность




23
Словесные приемы субъективации авторского повествования: прямая речь, несобственно-
прямая речь, внутренняя речь



1


Группировка приемов субъективации авторского повествования
Технология обучения в сотрудничестве.

Работа в парах
Работа с текстом
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, владеть знаниями о словесных приёмах авторского повествования

логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

24
Композиционные приемы субъективации авторского повествования: приемы представления, изобразительные приемы, монтажные приемы
1


Композиционные приемы субъективации авторского повествования.
Технология обучения в сотрудничестве.

Работа в группе
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, владеть знаниями о композиционных приёмах авторского повествования


логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.


25
«Объективация» повествования рассказчика. Языковые построения с установкой на «чужое слово»

1


«Объективация» повествования рассказчика. Языковые построения с установкой на «чужое слово»

Технология проектного обучения.
Работа с текстом
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
владение умением языкового построения с установкой на «чужое слово»
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Овладение способами решения проблем творческого и поискового х-ра.
наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,



навыки сотрудничества

26
Стилизация
Сказ
Пародия
Перифраза
Бурлеск и травести
Средства словесного выражения сатиры и юмора.
1


Средства словесного выражения сатиры и юмора.

Технология проблемного обучения.

Работа с текстом
владение умением анализировать произведения различных жанров

умение анализировать словесные изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.
самостоятельность, организованность

Выдвижение гипотез и их обоснование.

27
Лабораторная работа по теме «Видоизменения авторского повествования»
1


Языковые построения с установкой на «чужое слово»

Технология проектного обучения.
Работа с текстом
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
ИКТ
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Овладение способа ми решения проблем творческого и поискового характера.
наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,


навыки сотрудничества
владение диалогической формой речи.


28
Эстетическая функция языка в произведениях художественной словесности (8)

О «статусе» языка художественной литературы. Нормы языка художествен ной литературы.
1


Вопрос о сущности эстетической функции языка
Технологии разноуровневого обучения.

Работа в группах

сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуаци ях, умение не создавать конфликтов и находить выхо ды из спорных ситуаций.

29
Вопрос о «доэтическом языке». Образность произведений художественной словесности
1


Образ. Образность.
Технологии разноуровневого обучения.

Работа в группах

владение умением анализировать язык худ литературы

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации
навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов и находить выхо ды из спорных ситуаций.

30
«Образ в слове и образ посредством слов»
1


«Образ в слове и образ посредством слов»
Технологии использования игровых методов.

понимание и осмысленное использование понятийного аппарата русской словесности в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.


31
Безобразная образность
1


Безобразная образность
Технологии использования игровых методов.

сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации
самостоятельность, организованность

владение диалогической формой речи.

32
Строение словесного образа
РР Мини-текст
1


Строение словесного образа
Творческая работа
1) сформирован ность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
2) владение навыками самоана лиза и самооценки на основе наблюде ний за собственной речью;
1)определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2)Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной д-ти и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
наличие мотивации к творческому труду, работа на результат;

самостоятельность, организованность

33
Контрольная работа №3 (итоговая) «Текст как единство формы и содержания»
1


Текст как единство неязыкового содержания и его языкового выражения.

владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
определение цели и путей её достижения; умение добиваться поставленной задачи
самостоятельность, организованность


34
Анализ работы
1


Текст как единство неязыкового содержания и его языкового выражения.
Технологии использования игровых методов.

владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других


3.10. Контрольно-оценочная деятельность
№ урока
Тема раздела, урока
Виды контрольно- оценочной деятельности
Количество
Сроки проведения

№ 5
Контрольная работа №1 по теме «Роды и виды произведений словесности»
Терминологический диктант, анализ текста
1


№ 17
Контрольная работа №2 по теме «Тема, идея, словесный ряд»
Терминологический диктант, анализ текста// творческая работа
1


№ 33
Контрольная работа №3 по теме «Текст как единство формы и содержания»
Анализ текста// творческая работа
1


Итого


3


Система оценки:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы)
Отметка «5»: ответ содержит 90–100% элементов знаний.
Отметка «4»: ответ содержит 70–89% элементов знаний.
Отметка «3»: ответ содержит 50–69% элементов знаний.
Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):
Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы, а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение теоретическими понятиями, умение классифицировать изучаемое произведение по родам и жанрам, терминологически грамотно характеризовать любую составляющую словесного произведения, объяснять обусловленность свойств произведения его жанровой природой). В ответе возможная одна несущественная ошибка.
Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификации произведения, ошибки при определении структуры худ произведения и т.п.).
Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.
Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1» при отсутствии ответа.
 
Оценка письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):
Отметка «5»
ответ полный (присутствуют все элементы знаний) и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
 
3.11. . Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся
Наименование
Количество

Технические средства обучения
 

Интерактивная доска
1

Компьютер учителя
1

Проектор
1

Экран настенный 1,5х1,5 м
1

Наглядные пособия


Комплект видеофильмов по русской литературе на DVD-дисках
1

Комплект таблиц по русскому языку
1


Учебная и справочная литература
1. Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М. 2011.
2. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. – М., 2011
3. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 2012.
4. Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка // Избранные работы по русскому языку. – М., 2012.
5. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 2012.
6. Горшков А. И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов. Русская словесность (От слова к словесности). - М., 2010.
7. Ларин. Б. А. Эстетика слова и язык писателя. - Л., 2011.
8. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 2011.
9. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 2013.
10. Одинцов В. В. Стилистика текста. - М., 2012.
Мультимедийные средства обучения
CD – ROM Русский язык 10 касс Углублённый уровень. Электронное учебное издание. 2011
CD – ROM Русский язык (9-11 класс) Учебное электронное издание. 2012
CD – ROM Русский язык. Электронные уроки и тесты. 2012
CD – ROM Русская литература 20 века. Образовательная коллекция. 2012
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов. 2012
Дидактические средства обучения
1.Таблицы.
2. Тестовые задания по темам
3. Карточки-задания.
4. Инструкции по написанию лабораторно – практических работ.
5. Опорные конспекты.

4.4. Список литературы, использованной при составлении программы.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" Опубликовано: 21 июня 2012 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5812
Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку с родным русским языком обучения. Базовый уровень. Углублённый уровень. М.:«Просвещение», 2011
Горшков А.И. Основы русской словесности: От слова к словесности. Методические рекомендации к учебнику и сборнику задач и упражнений «Русская словесность. 10-11 классы» – М.: Просвещение, 2011.
Альбеткова Р.И. Основы русской словесности. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2011.
5. Русский язык. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Сост. Т.Б.Васильева, И.Н. Иванова. М.:-Просвещение, 2007. (Нормы оценок)


СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
рабочей программы по ___________________________ для _______ класса,
представленной учителем ______________________________________________

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

п/п
Наименование экспертного показателя
Экспертная оценка
Примечание



да
нет

Экспертиза раздела «Пояснительная записка»
Формулировка целей и задач соответствует тексту нового ФГОС общего образования




Использование образовательной программы школы описаны полно и точно



Экспертиза раздела «Структура и содержание рабочей программы»
Структура рабочей программы соответствует принципу единства теоретического и практического обучения




Разделы модуля выделены дидактически целесообразно




Содержание учебного материала соответствует требованиям к УУД




Объём и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствует требованиям к УУД




Требования к практическому опыту, универсальным учебным действиям соответствуют новым ФГОС общего образования (в т. ч. конкретизируют и/или расширяют требования ФГОС второго поколения)




Примерная тематика домашних заданий определена дидактически целесообразно



Экспертиза раздела «Контроль и оценка результатов освоения новых ФГОС общего образования»
Основные показатели оценки результата позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих УУД.




Наименование форм и методов контроля и оценки освоения УУД точно и однозначно описывает процедуру аттестации




Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность УУД.



Экспертиза раздела «Условия реализации рабочей программы»
Перечисленное оборудование обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, внеурочной деятельности по предмету, предусмотренных рабочей программой.




Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники.




Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны




Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию рабочей программы




Общие требования к организации образовательного процесса описаны подробно (перечислены условия проведения занятий, организации учебной и внеурочной, консультационной помощи учащимся)




ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(следует выбрать одну из двух альтернативных позиций)
да
нет

Рабочая программа может быть рекомендована к утверждению



Рабочую программу следует рекомендовать к доработке



Программу профессионального модуля следует рекомендовать к доработке





Замечания и рекомендации эксперта по доработке:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заместитель директора по образовательному процессу _______________________________
Руководитель методического объединения ______ _________________________











13PAGE 15


13PAGE 142315




15