Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год

Анализ работы
методического объединения
учителей русского языка и литературы
МОАУ СОШ №12 им. П.Ф.Дерунова г. Рыбинска
2013 -2014 учебный год

Средний возраст МО – 45 лет. У нашего МО первая категория, повышать или подтверждать начнем ее с 2014 2015 года: сначала Силина Л.Ю., затем Соколова Т.А., потом Цветкова И. В Награды МО имеет и муниципальные , и региональные, и отраслевые.
Все прошли курсы повышения квалификации в 2013году ( с января по июнь) по теме «Современные средства оценивания результатов обучения» в ИОЦ (72 часа) + Цветкова И.В. в 2012 году повысила квалификацию в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «Ай Ти»» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе русскому языку и литературе» (108 часов).

2. Методическое объединение учителей русского языка и литературы работало по теме «Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования».
Перед учителями – словесниками стояли следующие задачи:
Изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ФГОС ООО.
Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, курсы повышения квалификации, обмен опытом, самообразование.
Содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
Организация системной подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, литературе.

Задачи, поставленные перед учителями, выполнены



Содержание работы

АВГУСТ
Тема «Организация работы. Русский язык и литература в структуре общего образования в соответствии с ФГОС ООО второго поколения».
1) обсуждение плана работы ШМО на 2013-2014 учебный год
2) рассмотрение РП по рус. яз. и литературе, по элективным курсам, внеклассной работе
3) анализ результатов итоговой аттестации;
4) концептуальные основа стандарта второго поколения.
5) организация работы по самообразованию педагогов.
6) подготовка к стартовому контролю по русскому языку и литературе в системе СтатГрад.
Нормативно-правовое обеспечение введение ФГОС ООО.

Работа между заседаниями ШМО:
Продолжение работы по самообразованию, по оформлению своего портфолио, обогащению учебных кабинетов авторскими презентациями и другими ЦОРами, приготовлению раздаточно - дидактического материала и т. д. Изучение методической литературы, информационных статей, документов по ФГОС и т.д.


ОКТЯБРЬ
Тема «Улучшение работы с одарёнными детьми – одно из основных требований ФГОС».
1) подготовка к муниципальной олимпиаде
2) обсуждение итогов школьного этапа всероссийской олимпиады;
3) анализ данных по базе одаренных детей. Планирование работы по проектно-исследовательской деятельности.
4) итоги КМС
5) подготовка и подача заявок на участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех».


3. НОЯБРЬ
Тема «ФГОС второго поколения в контексте государственной образовательной политики в сфере образования».
1) анализ структуры и содержания ФГОС ООО;
2) осмысление требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы по предмету;
3) преемственность и анализ особенностей образования в начальной и основной школе в контексте ФГОС; Круглый стол «Преемственность в преподавании русского языка».

4) анализ КМС Современные образовательные технологии и их использование на уроках русского языка и литературы.
5) особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции.
6) особенности учебных заданий, направленных на использование
ИКТ в учебном процессе в целях обучения и развития.
7) участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех».
8) подготовка и участие в ярмарке инновационных продуктов


4. ЯНВАРЬ
Тема «Программа развития УУД на ступени основного общего образования»
1) осмысление методологии проектирования программы развития УУД на ступени основного общего образования ;
2) анализ программы развития УУД на ступени основного общего образования;
3) учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности;
4) анализ успеваемости учащихся в I полугодии
5) Итоги областных олимпиад
6) Планирование недели русского языка и литературы
7)«Портфолио» учителя и ученика - альтернативный способ оценивания и контроля достижений человека.

МАРТ
Тема «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО)».
урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе
ключевые позиции современного урока
отличие современного урока от традиционного
структура педагогического процесса на уроке
деятельность учителя при разработке и проведении урока
деятельность учащихся на уроке
учебные задачи и условия позволяющие создать для ребенка проблемную ситуацию
основные подходы к анализу урока;
2) анализ взаимопосещаемых уроков;
3) анализ КМС на ОУУН;
4) подведение итогов предметной недели.
5) конкурс чтецов.
6) создание орфографической и пунктуационной базы при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.


6. АПРЕЛЬ
Тема «Организация эффективной подготовки к ГИА и ЕГЭ на уроках».
1) виды контроля знаний учащихся, совершенствование форм и методов контроля ЗУН. Тестовая форма контроля на уроках русского языка, литературы
2) доклад «Подготовка учащихся 9-х – 11-х классов к ГИА и ЕГЭ»;
3) отчёты по самообразованию и внеклассной работе;
4)анализ работы МО за прошедший год. Предварительное планирование на новый учебный год.
5)анализ работы учителей с одарёнными детьми. Отчёт о проектно –исследовательской деятельности учащихся в 2013/ 2014 учебном году. Задачи на следующий учебный год.
6)анализ внеклассной работы по русскому языку и литературе. Задачи на следующий учебный год.
7)подготовка и проведение диагностических работ по русскому языку и литературе в 5 – 8, 10 классах.
8)Организация обучения учащихся 9, 11 классов заполнению бланков ГИА и ГИА по русскому языку и литературе.
9)Анализ результатов работы МО и задачи на новый учебный год.






Вывод:

За данный период было проведено 6 заседаний ШМО, изучена учебно – программная и правовая документация, обсуждены новинки методической и художественной литературы. Продолжалась работа по  пополнению банка данных «Одарённые дети». Регулярно отслеживались результаты контрольных работ, обсуждался уровень качества и способы его повышения. Проведён школьный тур олимпиад по русскому языку и литературе.
Решая поставленные задачи, учителя старались активизировать познавательную и мыслительную
деятельность учащихся, применяя для этого различные методы, формы и виды работы:
* исследовательская деятельность;
* урок-мастерская;
* урок-зачет;
* урок-конкурс;
* урок-игра;
* интегрированный урок;
* использование ИКТ на уроках.
Использовали следующие современные образовательные технологии:
исследовательские методы обучения,
проектные методы обучения
система упражнений по развитию орфографической и пунктуационной грамотности,
тестовые работы,
опросный лист,
консультации
проблемные методы
развитие «критического мышления»
технология дистанционного обучения.
Были проведены открытые уроки:
Соколова Т.В.. – Занятие факультатива по русскому языку в 9 классе. Тема: « Различные формы трансформации текста. Обучение сжатому изложению».
Цветкова И.В. -  Урок русского языка в 7 классе. Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Масленица»
Силина Л.Ю.. – Урок литературы в 10 классе "Только любовью держится и движется жизнь" ( по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети)

Вывод по посещению уроков: основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что  значительно улучшило качество преподавания, структуру урока и отбор необходимых форм и методов, применяемых учителями на уроках. В целом, все уроки  методически построены правильно, уроки интересные, разнообразные. Особое внимание уделялось совершенствованию форм и методов организации уроков. Основными направлениями посещений уроков были:
- владение учителями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями,
-   владение программным материалом и методами  обучения различных категорий учащихся,
- формирование общеучебных и специальных умений и навыков, здоровьесберегающей образовательной среды.
В процессе обучения учителя внедряли современные методы и информационные технологии. Учителя  постоянно совершенствуют свой методический уровень, стараются разнообразить формы работы, сделать урок интересным, соответствующим требованиям современных образовательных технологий.Соколова Т.А.. внедряет в практику  технологию применения ИКТ в предметном обучении.
В практической работе МО использовались различные формы и методы: собеседование, обмен опытом в сочетании с практическим показом, собеседование, обсуждение проблемы. Проводились обзоры статей методической литературы. Рассматривались и обсуждались аттестационные материалы.
На своих уроках учитель Цветкова И.В.. создаёт комфортные условия для раскрытия творческого потенциала личности, учитывает индивидуальность каждого, ищет разнообразные формы работы, позволяющие ребёнку осознать свою неповторимость, учит быть внимательным к слову. Не случайно ученики Ирины Викторовны постоянные участники и призёры разнообразных творческих конкурсов.
Силина Л.Ю.. стремится к полному усвоению знаний учащимися, дифференцированно подходит к обучению, умело организует разнообразные формы работы на уроках, применяет дидактические материалы современного поколения.
Учитель творчески подходит к составлению конспектов уроков, учитывая индивидуальные способности учеников, включая разноуровневые формы проверки ЗУН. Уроки педагога отличаются логикой построения и большой личной заинтересованностью учителя в результатах своего труда.
Традиционными мероприятиями для ШМО русского языка и литературы стали:
Школьные туры олимпиад.
Неделя  гуманитарных наук.
3.    Всероссийская  лингвистическая игра  «Русский медвежонок», Литературная игра «Пегас», «Золотое Руно»
Большим подспорьем в решении проблем, стоящих перед МО, является организация и проведение внеурочных внеклассных мероприятий, которые были направлены на создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию гражданской ответственности, духовной культуры, инициативы, толерантности, способности в успешной социализации в обществе. Проводимые мероприятия способствовали формированию интеллектуального, нравственного и эстетического потенциала. (Музейные уроки , выход в театр и т. Д.)
Перед учителями ставилась проблема: как привить интерес к знаниям, как воспитать самостоятельность, как организовать работу с одаренными детьми. Данная проблема была реализована. Проводилась плановая работа с одаренными детьми. Итогом работы  стало участие в следующих мероприятиях:
Олимпиада по рус. яз и литературе Канашина Мария – 4 место(муниципальный уровень), Башунова Екатерина – 5 место (муниципальный уровень) Данилова Л.- призер по литературе ( учитель Соколова Т.В.)
Мусатова Юлия – 1 место (муниципальный уровень), Никулина Ксения 6 место, ( учитель Цветкова И.В.)
Международная игра по литературе «Пегас»: Кузнецова Влада – место в школе, районе, регионе 1, Синева Вера - место в школе, районе, регионе -2, Швейцова Виктория место в школе, районе, регионе - 2(учитель Цветкова И.В.)
Лингвистическая игра «Русский медвежонок»  -  209 человек. Макова А. – 1 место в школе, районе, 2 место в регионе; Никулина К. – 1 место в школе, районе, регионе.
Игровой конкурс «Золотое руно»: Никулина К. – 1 место в регионе, России. (учитель Цветкова И.В.)
Участие в конкурсе исследовательских работ участников Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» Никулина К. – призер (учитель Цветкова И.В.)
Участие в конкурсе исследовательских работ «Золотаревские чтения, Никулина К. – призер (учитель Цветкова И.В.)
Участие во Всероссийском литературном конкурсе «Зеленая планета» Никулина К. –лауреат (учитель Цветкова И.В.)
Участие в областном литературном конкурсе «Сочи 2014» Никулина К. призер (учитель Цветкова И.В.)
Участие в литературном конкурсе «Проба пера» Победители регионального этапа : Дмитриевская К, Цветкова Е.Никулина К(учитель Цветкова И.В.)

Учителя-словесники принимали активное участие и в муниципальных мероприятиях:
Литературная гостиная «Поэты и писатели Ярославской области» (Силина Л.Ю.)
Театрализованный урок по творчеству Грибоедова (Соколова Т.А.)
Участие в городской конференции школьников памяти академика А.А.Ухтомского Никулина К. призер (учитель Цветкова И.В.)
МО организован мониторинг качества образования: разработка и проведение контрольных срезов, выполнение практической и теоретической  частей программ, посещение уроков. По результатам переводной аттестации все учащиеся перешли в следующий класс.
Учителей школы заботит проблема снижения интереса к языку и  литературе в современных условиях, доступности информации любого толка и как следствие отсутствие или снижение  читательской активности учащихся.
Традиционным мероприятием учебного года является НеделяРусского языка и литературы.. В рамках недели проводятся разнообразные мероприятия, вовлекается большой процент учащихся всех ступеней школы, в том числе и учащиеся начальных классов. Среди занимательных форм привития любви и познавательного интереса к родному языку можно отметить следующие: конкурс творческих работ (выпуск Странички из энциклопедии «Учёные-лингвисты» (7 класс), лингвистическая игра «Аукцион орфограмм», викторина «Знатоки литературоведения», выпуск и защита  буклетов «Вопросы синтаксиса» (8 класс), игровая программа для учащихся 5 класса «Весёлая грамматика», деловая игра-конгресс «Русский язык в кругу славянских языков» для уч-ся 9-10 классов, «Азбука старославянской письменности» для уч-ся 5-6 классов. Ведётся тесное сотрудничество с библиотекарем школы и библиотекарем городской библиотеки.
4.Обмен опытом
Соколова Т.А.: «Современные средства оценивания результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Силина Л.Ю. «Система работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе» Отчет представлен на МО.
Цветкова И.В.»Использование ИКТ на урока русского языка и литературы»
Анализируя работу ШМО русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год, можно сделать вывод, что
- при работе ШМО старалось обеспечить соответствие качества подготовки выпускников требованиям российских программ, уровню их содержания;
- педагоги школы плодотворно работали по подготовке учащихся к экзаменам ( ГИА – 9 класс)
- в работу включались новейшие достижения науки (Интернет), элементы современных педагогических технологий;
- велась работа по созданию условий для творческого развития учащихся;
- педагоги школы и их ученики участвовали в разнообразных конкурсах и творческих проектах.
Исходя из этого, педагогам МО можно дать следующие рекомендации по совершенствованию работы:
учитывать при разработке уроков государственные стандарты образования, рекомендации пояснительных записок программ;
рационально планировать календарно – тематические планы по предметам;
применять современные образовательные технологии на практике;
обеспечить условия для внедрения технологии индивидуально – дифференцированного обучения;
продолжать создавать условия для неограниченного развития учащихся, готовить выпускников, способных к активной творческой деятельности;
добиваться высокого качества знаний на ГИА и ЕГЭ посредством совершенствования индивидуальной работы, дополнительного образования (Интернет – ресурсы);
способствовать успешному продолжению обучения и непрерывного самообучения, саморазвития и самосовершенствования через систему работы с одарёнными детьми;
повышать квалификацию учителей посредством аттестации, проблемных курсов, дистанционного обучения;
совершенствовать педагогическое мастерство посредством участия в профессиональных конкурсах, интернет - викторинах, олимпиадах.



Eђ Заголовок 115