ГОДОВОЙ ПЛАН организационно-методической и коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе


УТВЕРДЖАЮ
Заведующий
ГБДОУ «Детский сад № 131 комбинированного вида» города Севастополя
______ ___________ И.Ю.БххххххххххГОДОВОЙ ПЛАН
организационно-методической
и
коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда
Сусленко Татьяны Ивановны
на 2015 – 2016 учебный год
город Севастополь
Годовой план работы учителя – логопеда
Сусленко Татьяны Ивановны
на 2015 – 2016 учебный год
Годовые задачи коррекционной логопедической работы
1. Воспитание у детей правильной, четкой, умеренно - громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития грамматических средств языка.
Формирование произносительных навыков: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, воспитание артикуляционных навыков, правильного произношения.
Развитие и совершенствование имеющейся у детей связной речи: развитие внимания к морфологическому слову и изменению слов и сочетаний в предложении, воспитание умения составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции, работа над рассказом и пересказом, привлечение внимания к способам словообразования и значения слов.
Развитие моторных навыков со стороны общей и мелкой моторики, навыков глазо-ручного контроля.
Развитие психических процессов, навыков саморегуляции.
Внедрение и реализация программ
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Т.С.Комаровой. М.А.Васильевой. 2012г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. «Логопедические занятия в младшей группе»
I ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Содержание Сроки Ответственные Примечание
Подробное обследование устной речи детей, распределение на подгруппы
Обследование речевого развития детей группы, установление степени, структуры и причин речевого нарушения:
Грамматический строй родного языка
Обследование звукопроизношения
Обследование словаря детей
Состояние связной речи у детей
Обследование мелкой моторики рук и мимической артикуляции
Обследование фонематического слуха детей Сентябрь
Учитель-логопед
Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка Сентябрь Специалисты ПМПк ДОУ Сбор и анализ сведений о поступивших в группу воспитанниках, их семьях Сентябрь
Учитель-логопед Динамические промежуточные срезы
Январь, Май Учитель-логопед Логопедический и психолого-педагогический мониторинг:
выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников, занимающихся в логогруппе;
отражение его результатов в речевых картах и листах продвижения, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Январь, Май
Учитель-логопед
Психолого-педагогическое и медицинское наблюдение за детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
В течение года
Учитель-логопед
Логопедическое сопровождение семьи воспитанника
В течение года
Учитель-логопед
Создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации. В течение года
Учитель-логопед
II ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК
Содержание Сроки Ответственные Примечание
Комплектование групп, утверждение списков групп компенсирующей направленности
Зачисление в логопедическую группу
Подготовка материалов для ПМПК с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом. Сентябрь Учитель-логопед
Специалисты ПМПк ДОУ Организация логопедического обследования и сопровождения неорганизованных детей и их семей, обратившихся в ДОУ Сентябрь Учитель-логопед
Специалисты ПМПк ДОУ Оформление рабочей документации логопеда.
Составление учебной рабочей программы логопедической работы по речевому развитию детей младшей логопедической группы компенсирующей направленности с ОНР учителя – логопеда Сентябрь Учитель-логопед
Составление годового и перспективного планов
Составление календарного плана подгрупповой работы
Составление графика работы
Оформление листа занятости (циклограмма)
Оформление журнала посещения детей
Написание конспектов занятий
Подготовка анкет для родителей
Подготовка индивидуальных карт развития ребенка
Анализ диагностических сведений
Заполнение индивидуальных диагностических и речевых карт.
Оставление индивидуальных маршрутов коррекционного обучения
Оформление тетради координации взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей младшей логопедической группы
Оформление плана координации взаимодействия учителя-логопеда со специалистами
Оформление папки для занятий родителей с ребенком
Оформление плана работы логопеда с родителями
Планирование фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий.
Оформление звукового экрана звукопроизношения детей Сентябрь Учитель-логопед
Отчет о проделанной коррекционной работе за учебный год Май Учитель-логопед III БЛОК АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ
Содержание Сроки Ответственные Примечание
Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия. (ПМПК) Плановые
ПМПК ДОУ Учитель-логопед Статистический учет
Сентябрь
Январь
Май Учитель-логопед Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДУЗ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми Сентябрь Январь Учитель-логопед Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования. Сентябрь Январь Учитель-логопед Оформление документации:
личное дело каждого воспитанника, заполнение речевых карт
план организации совместной деятельности всех воспитанников
планы (перспективные, календарные индивидуальные, подгрупповые, и фронтальных занятий)
тетрадь индивидуальных занятий с ребенком, где отражена структура дефекта, направление коррекционно-педагогической работы Сентябрь
В течение учебного года Учитель-логопед Педагогические консилиумы (по проблемам отдельно взятых детей): психолог, социальный педагог, логопед В течение учебного года Учитель-логопед Осуществление индивидуального подхода к каждому воспитаннику и взаимосвязи в коррекционной работе со специалистами ДОУ В течение учебного года Учитель-логопед Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия, определение общей и речевой подготовленности детей к усвоению программного материала в следующем учебном году Апрель
Учитель-логопед Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми, (итоговый педсовет). Май Учитель-логопед IV БЛОК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Содержание Сроки Ответственные Примечание
Участие в педагогическом совете № 2 «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников с использование информационно-коммуникативных технологий» по вопросам
Итоги тематического контроля «Развитие коммуникативно-речевых умений у дошкольников».
Формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие»
Использование нетрадиционных форм и методов работы по развитию речи (из опыта работы)
Учитель-логопед
Проведение подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, развитию фонематического восприятия и формированию звуковой культуры.
Согласно сетке занятий и периоду обучения Учитель-логопед Индивидуальные занятия
▪ формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям
▪ развитие произвольного внимания и памяти, мыслительных операций, аналитических операций, сравнения, вывод
▪ умение осознавать и различать фонемы и формирование артикуляционных навыков и умений
▪ постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений)
▪ формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в ситуациях общения
формирование правильной слоговой структуры слова
Не менее 2-3 раз в неделю Учитель-логопед Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям
развитие произвольного внимания и памяти, мыслительных операций, аналитических операций, сравнения, вывод
умение осознавать и различать фонемы и формирование артикуляционных навыков и умений
формирование правильной слоговой структуры слова 1 раз в неделю Учитель-логопед Подгрупповые занятия по совершенствованию связной речи
формирование грамматически правильного предложения из 2-3 слов
распространение предложения однородными членами предложения
формирование последовательного высказывания 1 раз в неделю Учитель-логопед Подгрупповые занятия по звукопроизношению и формированию и развитию фонематического восприятия
▪ формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям
▪ развитие произвольного внимания и памяти, мыслительных операций, аналитических операций, сравнения, вывод
▪ умение осознавать и различать фонемы и формирование артикуляционных навыков и умений
▪ формирование умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференциация звуков)
▪ формирование умений и навыков безошибочного употребления имеющихся и поставленных звуков в ситуациях общения 1 раз в неделю Учитель-логопед Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи. В течение года Учитель-логопед Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы. В течение года Учитель-логопед Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи. В течение года Учитель-логопед V БЛОК ПРОФИЛАКТИЧНЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ
Содержание Сроки Ответственные Примечание
Консультация для педагогов
«Организация работы по речевому развитию детей младшей группы» Сентябрь - октябрь
Учитель-логопед Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных в логопедическую группу и графиком проведения занятий Сентябрь Учитель-логопед Консультации для воспитателей и специалистов по результатам обследования речи детей. В течение года Учитель-логопед Участие в семинаре ДОУ «Культура речи педагога Методические рекомендации педагогам по формированию культуры речевого общения у старших дошкольников» Февраль Учитель-логопед Консультирование родителей:
« Значение развития кистей и пальцев рук на формирование активной речи детей раннего возраста», «Формирование самостоятельности у детей»
«Артикуляционная гимнастика для родителей»
«Взаимодействие с семьёй, как фактор активизации и обучения детей через игру»
« Развитие связной речи ребёнка в игре»
« Развиваем речь: на прогулке, на кухне, на даче»
«Советы логопеда», «Способы общения с неговорящим ребёнком» В течение года
Учитель-логопед Индивидуальные беседы на темы:
«Собеседование по результатам диагностического обследования», «Дети и компьютер»
«Пути совместного решения проблем в развитии речи ребёнка»
«Речевые нарушения и причины их возникновения»
«Краткие советы родителям, имеющим детей с нарушениями речи. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи»
« Игры на развитие слухового внимания» В часы консультаций для родителей по циклограмме деятельности Учитель-логопед Посещение родителями индивидуальных логопедических занятий
Приглашение родителей на фронтальные и подгрупповые занятия с целью ознакомления с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей
Выставка пособий методической литературы по развитию моторики в домашних условиях
Презентация «Пальчиковая гимнастика»
Презентация «Берегите детей» В течение года
Октябрь Апрель
В течение года
Январь
Март Учитель-логопед VI БЛОК МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Содержание Сроки Ответственные Примечание
Подготовка материалов для проведения логопедического обследования Сентябрь Учитель-логопед Научно-методическая помощь работникам по вопросам коррекции речи у дошкольников
▪ индивидуальные консультации для педагогов по вопросам коррекции речи
▪ консультации семьям детей с ТНР
▪ анкетирование, тестирование
▪ семинары по практическим вопросам коррекции
В течение года Учитель-логопед Пополнение библиотеки коррекционной помощи
В течение года Учитель-логопед Оформление и обновление «Уголка логопеда» В течении года Учитель-логопед Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи детям с тяжёлой речевой патологией В течение года Учитель-логопед Пополнение игротеки логопедических и развивающих дидактических игр для групповой и индивидуальной работы В течение года Учитель-логопед Сбор методических материалов по профилактике речевых нарушений В течение года Учитель-логопед Посещение курсов повышения квалификации В течение года Учитель-логопед Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии и психологии В течение года Учитель-логопед Посещение методических объединений для учителей-логопедов В течение года Учитель-логопед Посещение других детских садов с целью обмена опытом В течение года Учитель-логопед VII ОПТИМИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА
Содержание Сроки Ответственные Примечание
Оборудование логопедического кабинета к началу учебного года в соответствии с возрастом детей Сентябрь Учитель-логопед Пополнение учебно-методического комплекса.
- новинки методической литературы
- пополнение имеющихся и создание новых картотек по коррекционной работе с детьми
- пополнение консультаций для педагогов и родителей В течение года Учитель-логопед Участие в работе творческой группы ДОУ В течение года Учитель-логопед Использование ТСО; создание аудио- и видеотеки логопедического кабинета В течение года Учитель-логопед Оформление информационного стенда и папок-передвижек:
«Речевые нарушения и их причины»
«Адаптация к детскому саду»
«Эффективность развития речи – в ваших руках»
«Вместе весело шагать. Как разговаривать с ребёнком»
«Годы чудес: как сформировать правильную речь, слуховое внимание»
«Главное – качество…»
«Говоруны и молчуны»
«Как с детьми учить стихи»
«Леворукость – не дефект»
«Как сформировать грамотную речь»
«Формирование фонематического слуха через игру»
«Развиваем руки. Приёмы развития руки» В течении года Учитель-логопед Пополнение учебно-дидактического комплекса
- новые игры и игрушки для работы с детьми
- пособия для фронтальной и индивидуальной работы с детьми. В течение года Учитель-логопед Пополнение канцелярии В течение года Учитель-логопед VIII БЛОК КОНТРОЛЯ
Содержание Сроки Ответственные Примечание
Проведение плановых тестовых срезов
Сентябрь
Январь Май Учитель-логопед Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости). В течение года Учитель-логопед Информация о работе учителя-логопеда на педагогическом и методическом советах. В течение года Учитель-логопед Предоставление информации о коррекционно-развивающей деятельности логопедической группы для формирования данных и отчетных сведений в методической работе и представления их на сайте ГБДОУ № 131 В течение года Учитель-логопед
Педагоги группы Информация на родительских собраниях:
Организационное родительское собрание «Будем знакомы»
Содержание: Особенности организации обучения и
воспитания детей с ОНР»
Родительское собрание «Первые успехи» Содержание: «Перспективы работы на второе полугодие»
Анкетирование родителей по итогам года
Проведение итогового логопедического занятия
Родительское собрание «Первый выпуск»
Содержание:
Итоги диагностического обследования детей на конец учебного года
ознакомление родителей с результатами работы за год
рекомендации по логопедическому сопровождению детей в летний оздоровительный период Сентябрь
Декабрь
Апрель
Май
Учитель-логопед Подведение итогов работы за учебный год: характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы. Май Учитель-логопед ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Содержание работы
Сроки
Участие в МО учителей-логопедов. В течение года
Участие в педсоветах, семинарах, консилиумах ДОУ В течение года
Просмотр открытых занятий, мастер – классов. В течение года
Отслеживание и изучение новинок в методической литературе, журналах «Дошкольное образование», «Логопед в ДОУ» и т.д.
В течение года
Работа над проектом В течение года
Прохождение курсов повышения квалификации. В течение года, согласно плану аттестации педагогов ДОУ
Участие в Интернет-вебинарах по повышению педагогического мастерства и качества диагностики, логопедической коррекционной работы
В течение года
Участие во всероссийских конкурсах на Интернет-ресурсах для педагогов, как самостоятельно, так и с коллективом группы
В течение года
Список литературы
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2010 г.
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.С.Филичевой. Т. В. Тумановой. Г.В.Чиркиной. 2010г
Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. - М., 2006г.
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста. — СПб., 2003
М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» - М.: Просвещение, 1981.
Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработки занятий. Жукова Р. А. – Волгоград: ИТД «Корифей».
Логопедия. Младшая группа. Разработка занятий. О. И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей».
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. -4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Список используемых интернет ресурсов
doshvozrast.ru
http://www.o-detstve.ru/festival.1september.ruimc-eduekb.ru
twirpx.com
detsad-kitty.ru
logoburg.com
logoped.ru
logomag.ru
logomag.org
logopediya.com
logopedmaster.ru
http://www. rustoys. ru/index.htm
http://www. kindereducation.com
http://azps.ru/baby/talk.htmlhttp://www. karapuz.com
http://sibmama.info/ index.php?p