Программа по дополнительному образованию Развиваем дар слова


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
города Москвы
«Московский государственный образовательный комплекс»
(ГБПОУ МГОК)
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР
______________ / Е.А. Голубкова«____» _______________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
Творческие и исследовательские предметные и межпредметные проекты. Развиваем дар слова
на 2015-2016 учебный год
Педагог дополнительного образования

ИСАЕВА ЕЛЕНА ИЛЬИНИЧНА
Москва 2015 г.
РАССМОТРЕНО
Кафедрой Лингвистики и межкультурных коммуникаций
Заведующий кафедрой
___________/А.М. Королева
Протокол № __________
от «____» __________ 2015 г. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________/Е.А. Голубкова«____» ___________ 2015 г.
Разработчик: Исаева Е.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ  также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
       Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
            Предлагаемая программа  кружка по русскому языку   «Развиваем дар слова»  будет полезна любому выпускнику школы.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы научно- техническая
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Новизна данной программы заключается в применении компетентностного подхода в обучении, который способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого учащегося.
Актуальность данной программы заключается в создании условий для оптимального развития творческих способностей старшеклассников. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.   Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в образовательном процессе, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Цель и задачи программы
Цель: - гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи: - помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  заданий  ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
1.4. Отличительные особенности данной программы дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Отличительной особенностью программы «Развиваем дар слова» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы
Программа адресована подросткам 16—17 лет
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 1 учебный год.
1.7. Формы и режим занятий:
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку  предыдущих лет.
            Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.
            Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Обучающиеся должны знать и уметь:
- Основные функции языка.
- Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
- Основные нормы русского литературного языка.
  К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
 - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы 
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);-
- промежуточный (проводится в форме творческих работ);   
- итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы  в соответствии с требованиями ЕГЭ и  критериями оценивания
Содержание программы
Модуль1. Теоретический аппарат курса.
  Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».
Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2015-2016 учебного года.
Орфоэпические нормы.
Лексические нормы.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы.
Пунктуационные нормы.
Трудные случаи правописания.
Трудные случаи пунктуации.
Лингвистический анализ текста.
 Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий  основной проблемы текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения.
  
Модуль 2. Практикум.  Совершенствование практической грамотности. Творческие работы разной стилевой направленности.
Речевые нормы (А1). Словосочетания и типы связи в словосочетаниях (В3).
Предложение. Грамматическая основа предложения (А8).
Знаки препинания при обособленных (А20) и однородных членах предложения (А22).
Синтаксические нормы (А26).
Знаки препинания в сложных предложениях разных типов (А23; А24; А25; В6).
Синтаксический анализ предложении (А9).
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами (А20; В5).
Построение предложения с деепричастным оборотом  (А4).
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров (А27).
Текст, стили и функциональные типы речи (А28; А29).
Лексическое значение слова (А11), лексические нормы (А2), функционально-смысловые типы речи (А29).
Орфография: правописание корней (А13) и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (А15).
Правописание суффиксов различных частей речи (А16).
Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи (А12).
Анализ композиционной и смысловой целостности текста (А6; А7, А8; А10; А11).
Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание (А18).
Языковые нормы (А1; А2; А5; А30).
Морфологические нормы и морфологический анализ (А3; А10; В2).
Орфография: правописание НЕ и НИ (А17). Основные способы словообразования (в1).
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения (А21). Сложное предложение с различными видами связи (А25; В4; В5).
Текст. Средства связи предложений в тексте (В7).
Лингвистический анализ текста.
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей (В8).
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного    стиля.
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
Экспертная оценка  творческих работ
Тематическое планирование:
 
  п/пТемы уроков Кол-во
часов Форма занятий Виды деятельности Дата
прове-
денияЗнакомство с курсом изучения 1-2
Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2014-2015 учебного года.
  2 Мини-лекция. Практикум.   01.10.
2015
Орфоэпия  3-7 Орфоэпические нормы.
  5  Мини-лекция, практикум   05.10
08.10
12.10
(1 час)
Структура ЕГЭ, часть С. 8-10 Критерии оценивания части С3 Мини-лекция, практикум Работа с текстом, с критериями, оценивание сочинений 12.10
(1 час)
15.10
11-13 Композиция сочинения - рассуждения 3 Практикум Работа в группах, анализ сочинений. 19.10
22.10
(1 час)
Проблема текста 14-19 К1.Формулирование проблемы
(практикум) 6 Практикум Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. 22.10
(1 час)
26.10
29.10
02.11
(1 час)
Комментарий проблемы 20-
25 К 2. Комментарии к проблеме (практикум) 6 Практикум Анализ комментариев к тексту, работа с клише. 02.11
(1 час)
05.11
09.11
12.11
(1 час)
Авторская позиция 26-31 К 3. Авторская позиция
( практикум) 6 Мини-лекция, практикум Работа с текстом, создание текста 12.11
(1 час)
16.11
19.11
23.11
(1 час)
32-34 Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? 3 Лекция с элементами практической и исследовательск. деятельности Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. 23.11
(1 час)
26.11
Зачётная работа 35-38 Зачётная работа по изученному материалу 4 30.11
03.12
39-41 Пробное сочинение 3 Сочинение Создание текста, оценивание 07.12
10.12
(1 час)
42-43 Анализ работ учащихся, редактирование 2 Практикум Анализ работ, правка своих сочинений 10.12
(1 час)
14.12
(1 час)
44-48 Тема и проблема текста. Как определить  проблему? 5 Лекция с элементами практической, исследовательской деятельности Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. 14.12
(1 час)
17.12
21.12
49-54 Как прокомментировать проблему. Виды комментария.
(отработка практических навыков) 6 Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности Анализ работ, создание текста 24.12
14.01
18.01
55-59 Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции 5 Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. 21.01
25.01
28.01
(1 час)
60-65 Как выразить собственное мнение по выявленной  проблеме (практикум) 6
Работа с текстом Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. 28.01
(1 час)
01.02
04.02
Зачётная работа 66-69 Зачётная работа по изученному материалу 4 08.02
(1 час)
11.02
15.02
(1 час)
Работа с аргументами в тексте 70-77 К 4. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов 8 Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности Элементы сочинения, анализ текстов 15.02
(1 час)
18.02
22.02
25.02
29.02
(1 час)
78-80 Практикум по подбору аргументов 3 Текст 81-85 К 5.Построение текста,  абзацное членение, логические ошибки 5 Мини-лекция, практикум Создание текста, оценивание 29.02
(1 час)
03.03
07.03
86-88 Фактические ошибки 3 Работа с текстом Элементы сочинения, анализ текстов 89-91 Практическая отработка по нахождению фактических ошибок 2 92-94 Соблюдение этических норм 3 Работа с текстом Элементы сочинения, анализ текстов 95-97 Практическая работа с текстом 3 98-101 Соблюдение языковых норм, виды ошибок 4 Мини-лекция, практикум Анализ сочинений, тест 102-106 Практическая работа с текстом 5 Виды ошибок 107-109 Речевые, грамматические ошибки 3 Практикум Тест. Анализ работ. Работа в парах 110-112 Практическая работа с текстом 2 113-116 К 6.Точность и выразительность речи 4 Практикум Творческая переработка текста, редактирование 117-120 Финал сочинения 4 Практикум Работа с текстом, речевыми клише. Анализ работ. Работа над сочинением-рассуждением текстов различных стилей 121-125 Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля 5 Комплексное применение знаний Работа с текстом 126-130 Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля 5 Комплексное применение знаний Работа с текстом 131-135 Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля 5 Комплексное применение знаний Работа с текстом 136-140 Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с критериями ЕГЭ 5 Контрольная работа Самостоятельная работа
Всего часов: 140
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
Список рекомендуемой литературы.
Литература для учащихся:
-Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2014
-Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. -  М.: Просвещение, 2014
-Влодавская Е.А. ЕГЭ. Русский язык. Поурочное планирование. ----- Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издаткельство «Экзамен», 2014.
-Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). -  М.: «Экзамен», 2013.
-Единый государственный экзамен. 2014: Русский язык. – М.: Просвещение, 2014.
-Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2014
-Тематическая рабочая тетрадь. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.- М.: Издательство «Экзамен», 2014.
-Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2014
Дополнительная литература
-Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену.  - М.:Астрель, 2013
.-Как написать сочинение? Справочник школьника.  – М.:Слово, 2013.
-Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. -  М.: Просвещение , 2014.-
-Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. -  М.: Просвещение, 2013.--Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 2013.
-Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 2013.