Статья Социально-педагогическая поддержка детей с особыми потребностями


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (АУТИСТЫ)
Коротких М. С.
Одной из актуальных проблем в России на сегодняшний день, является включение детей с особыми потребностями в общество. Постоянно увеличивается число детей нуждающихся в получении специальной психолого-педагогической помощи.
Гуманистическая направленность, толерантность отношений в современном обществе, позволяет отказаться от заострения внимания на недостатках и отклонений от нормы детей. Этим объясняется появление нового термина «дети с особыми потребностями». Это могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых[3]. К данной категории детей относятся дети, страдающие аутизмом.
Серьезный вклад в изучение данной проблемы был внесен Е. Блейлером (1920), который ввел термин «аутизм», а так же Л. Каннером, охарактеризовавшим его, как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого «шизофренического» спектра[4:6].
В России изучением проблемы органического аутизма и раннего детского аутизма (РДА) занимались такие специалисты как С. С. Мнухин, Г. Н. Пивоварова, В. Е. Каган, В. М. Башина и др[5:100-101].
В. М. Башина говорила о том, что в практике отечественной детской психиатрии нет специального клинического руководства по разным видам аутизма и аутистическиподобным расстройствам у детей, а так же не налажена система специализированной помощи этим детям.
Недостаточное внимание, уделяемое этой проблеме, может привести к формированию инвалидности при этой патологии, чего в большинстве случаев можно избежать.
Поэтому целью данной статьи является рассмотрение вариантов и принципов социально-педагогической поддержки детей с особыми педагогическими потребностями (аутистами).
Аутизм (инфантильный аутизм, детский аутизм, аутистическое расстройство) - нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями[4:35].
К основным признакам относятся: расстройство коммуникативной функции речи, нарушение адаптации в социуме, расстройство моторики стереотипная деятельность, нарушения развития[2:3]
Ребенок с аутизмом старательно избегает общения со взрослыми и другими детьми. Существует в мире собственных переживаний, теряет выразительность в проявлении чувств и эмоций. У него появляется выраженное стремление избавиться от всяких внешних воздействий, даже от положительных.
Классификация аутизма в детстве:
I. Детский аутизм эндогенного генеза
1.1 Синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма)
1.2 Инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12—18 мес
1.3 Детский аутизм (процессуальный)
а) в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);
б) в возрасте 3—6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе)
1.4 Синдром Аспергера (конституциональный)
II. Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы
III. Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при Дауна синдроме, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других УМО)
IV. Синдром Ретта (неуточненного генеза)
V. Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза:
V.1 Психогенный параутизм
VI. Аутизм неясного генеза[2:8-9]
В нашей стране до настоящего времени для детей, больных аутизмом, ведущими остаются госпитальные виды помощи в системах здравоохранения и социального обеспечения.
Социально-педагогическая поддержка строиться на выборе индивидуального маршрута в образовании, который должен быть подобран в соответствии с возрастными и личностными особенностями индивидуума, потребностями, обусловленными в первую очередь глубиной аутических расстройств.
Факторы, характерные для социально-педагогической работы с любой категорией детей, имеющих отклонения в развитии:
- тяжесть и глубина психофизических расстройств;
- максимально ранняя диагностика;
- активная коррекционно-развивающая среда, организованная на основе комплексного мультидисциплинарного подхода;
- динамика в выборе методов и средств социально-педагогической деятельности;
- включение в активную работу родителей в качестве параспе-циалистов, соответствующее их обучение.
Очень важным в работе педагога является взаимодействие с родителями, ему должны быть известны все подробности раннего детства, о сохранившихся знаниях, умениях, навыках, привычках. так как они становятся основой при формировании новых умений.
Особое внимание уделяется обстановке в которой происходит общение, все факторы, которое раздражающе действуют на ребенка должны быть исключены. Ребенок должен сам ориентироваться в пространстве, выбрать для себя вид деятельности и определить степень участия педагога[1:131-133].
Вообще социально-педагогическая поддержка детей, страдающих аутизмом предполагает взаимодействие различных специалистов (детских психиатров, психологов, логопедов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов и т.д.), деятельность которых направлена как на обучение и адаптацию ребенка, так и на работу с его семьей. Результат социально-педагогической поддержки позволяет сделать ребенка более управляемым, развить у него интерес к какой-либо деятельности, и сделать его более контактным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.:Академия, 2001. — 192 с.
Башина В.М. Аутизм в детстве— М: Медицина, 1999. – 240 c.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 63
Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. — СПб.: ИСПиП, 1998.- 124 с.
Детский аутизм: хрестоматия. Сост. Л.М. Шипицына. — С.-Пб.,1997. – 254 с.