Статья «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ»
Токарева Е. М.,
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области», Белгородский район
Современная социально - психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.
В связи с происходящими в обществе социально - экономическими изменениями к современной школе предъявляются совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что еёе выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями самостоятельного пополнения. Школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно - ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности, и сформировать навыки активной жизненной позиции.
Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом плане духовное воспитание – это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию и т. д.
На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения.
«Православная культура» - это предмет для современной светской школы, объектом его изучения является процесс развития культурного феномена – православной культура.
Преподавание предмета «Православная культура» в нашем учебном заведении на старшей ступени обучения осуществляется по программе В. Д. Скоробогатова, Т.В. Рыжовой, О.Н. Кобеца. В своей работе руководствуемся методическими рекомендациями по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов «Православная культура» Т. В. Рыжовой. Огромное значение имеет использование электронного ресурса «Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию» для 9- 11 классов.
Для реализации индивидуализации обучения в соответствии с принципами в рамках классно – урочной системы необходимы качественное учебно – методическое обеспечение и учебные технологии на основе широкого использования информационных технологий.
Учебно – методические комплексы «Православная культура», разработанные АНО «ИНФОФОНД», представляют собой именно такое системное учебно – методическое обеспечение процесса изучения предмета «Православная культура» на основе применения информационных технологий.
Информационные технологии позволяют существенно расширить и углубить теоретическую базу знаний, придать результатам обучения большую практическую значимость, активизировать познавательную деятельность учащихся, наиболее полно раскрыть духовный и нравственный потенциал школьников с учетом их возрастных особенностей, индивидуальных наклонностей и способностей.
Использование информационных технологий учебно – методических комплексов «Православная культура» в учебном процессе открывает широкие возможности для учителя в совершенствовании форм и методов обучения, в обеспечении оперативного контроля и самоконтроля получаемых учащимися знаний и в организации своевременной коррекции процесса обучения.
Хотелось бы более подробно рассказать об использовании в своей практике УМК «Православная культура». Итак, дидактические возможности форм и средств инновационного представления учебной информации заключаются в следующем:
1. Само учебное пособие – это главный стержень УМК, который связан с мультимедийным приложением единой программой и навигациями.
2. Практически все темы учебной программы обогащены включением информационных объектов справочного, иллюстративного и энциклопедического характера, а также имеется автоматическая система самоконтроля и контроля знаний.
3. Использование наглядности значительно расширяет доступность понимания изучаемого материала.
4. За счет наличия возможности многократного самостоятельного домашнего повторения материала, реализуется индивидуализация обучения, повышается прочность усвоения знаний.
5. Наличие гипертекстовых ссылок к каждому параграфу облегчает процесс усвоения учащимися новых знаний.
6. Организация работы с учебно – дидактическими материалами настолько проста, что от учащихся не требуется серьезных навыков работы с компьютером.

· Примером использования УМК «Православная культура 10-11 классы» может послужить урок по теме «Православные праздники. Именины».
Целью урока является обобщение и систематизация знаний учащихся о праздниках богослужебного года РПЦ, знакомство с традициями празднования дня Ангела, проведение проверки понимания учащимися изученного на уроке материала.
В начале урока идет повторение ранее изученного материал по теме «Православные праздники» с использованием презентации, в создании которой участвовали обучающие. Речь пойдет о том, что такое праздник, годовой круг богослужения, неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие) праздники, степени торжественности праздников.
Основная часть урока начинается с песни «Ангелы в небе высоком поют» и продолжается рассказом о дне Ангела. Обучающиеся узнают интересный материал о том, чем руководствуются родители при выборе имени для своего ребенка. Оказывается, что (в большей степени) имя ребёнку даётся в момент совершения таинства крещения и выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящён памяти того или иного святого».
Далее учитель предлагает: Сейчас мы с вами посмотрим видеолекцию «О православных святых» на (общем) экране, в честь которых христиане называют младенцев. По ходу просмотра в тетради каждый из вас будет составлять конспект о святых.
(Во время показа фильма нужно переворачивать страницы, нажимая стрелку вправо).
Затем свернуть диск и открыть презентацию.
Следующим этапом урока является обобщение материала по видеолекции.
Учащиеся отвечают на вопрос: Как вы думаете, во время какого церковного таинства младенец получает имя?
Учитель сообщает, что первое таинство в жизни христианина – это действительно, крещение. В нём Дух Святой даёт человеку новую духовную жизнь, только после таинства крещения человек называется христианином.
Далее следует выступление обучающегося с сообщением о таинстве крещения в Русской Православной Церкви.
Учитель знакомит ребят со «святцами» и предлагает выполнить интересное задание по определению дня ангела с использование месяцеслова. После определения дня Ангела дети знакомятся с материалом о том, как праздновать день Ангела.
Учитель: Вам подскажет фрагмент статьи из рубрики «Дополнительная хрестоматия». Открываем пункт № 5 - фрагмент статьи «Как праздновать день Ангела» из книги А. И. Половинкина «Православная духовная культура».
Далее обучающиеся выполняют разминку для глаз с использованием диска на персональном компьютере.
Ученики выходят из дополнительной хрестоматии в главное меню и включают значок с изображением очков (в верхнем левом углу). Следуют всем инструкциям, которые демонстрируются на экране.

В заключительной части урока обучающиеся выполняют тренировочные упражнения по теме «Православные праздники».
Ученики открывают рубрику «Тренировочные упражнения» и приступают к выполнению. Работают учащиеся в паре. Каждый, ответ нужно проверить, нажимая на «галочку». Если появилась надпись «Молодец», следовательно, ответ верный, если появилась надпись «Неверно», выполните это задание ещё раз.
Кто из детей выполнил тренировочные упражнения, открывают рубрику «Тренировочные тесты». Аналогично выполняют.

В завершении урока обучающиеся делают вывод о том, чем для православных христиан является личный день именин. Они работают с карточками, на которых записаны незаконченные предложения:
Именины для меня и моей семьи – это
Мы ждём именины потому, что
Далее следует похвала детям за работу на уроке, и на память учитель дарит ученикам ангелочков.
В целом, учебный процесс, построенный на применении информационных технологий, представляет собой целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие учителя с учащимися, основанное на совершенствовании содержания обучения, применении наиболее целесообразных (в первую очередь, информационных) технологий обучения, совершенствовании собственных методов обучения в связи с применением новых технологий.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения в жизни.

Список использованной литературы:
1. Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации личностно – ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно – методических комплексов для средней школы «Православная культура»/Т. В. Рыжова. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. – 152 с.
2. Скоробогатов В. Д. Учебно – методический комплекс для средней школы. Православная культура. 10-11 классы: Экспериментальное учебное пособие/ В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. – 372 с.











15