Конспект по английскому языку специфика реализации ФГОС на уроках англ.языка


Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Их повсеместная реализация в школах России с сентября 2011 года — это новая ступень в развитии образования.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. Реализовывать эти требования предстояло в рамках урочной и внеурочной деятельности. Стало понятно, что нужно изменить деятельность и учителя, и обучающегося при подготовке современного урока. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, ему предоставляется свобода в выборе форм, способов и приемов обучения, он активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Преподавателями нашей школы проводили такие типы учебных занятий, как:
урок получения новых знаний и способов действия, где происходило первичное осмысление, запоминание и закрепление нового материала;
урок закрепления знаний и способов действия, на котором осуществлялось организация деятельности по применению знаний по образцу с целью формирования умения безошибочного применения знаний, т.е. самоконтроль и самокорреция;
урок комплексного применения знаний и способов действия, на котором осуществлялась мотивация и актуализация комплекса знаний на творческом уровне: образец → самостоятельное применение знаний → самоконтроль или контроль-коррекция;
урок обобщения и систематизации знаний, где обучающиеся анализируют содержание учебного материала и устанавливают внитрипредметные и межпредметные связи;
урок проверки и коррекции знаний и способов действий, на котором осуществляется самостоятельное выполнение контрольного задания по следующей схеме: самоконтроль – контроль – анализ – оценка коррекции.
ФГОС ООО требует формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка.
На этапе формулирования темы и целей урока у обучающихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию мы практиковали введение проблемного диалога, в результате которого дети определяли границу того, что они знают, а что им только предстоит изучить и формируют цель урока. Сообщение темы и цели также может осуществляться в виде проблемного задания, в виде эвристичнского вопроса.
При составлении сценарного плана урока  главной целью я ставила не успеть выполнить все, что запланировано, а организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т.д. Задания я  формулировала следующим образом: вместо традиционных спишите, сравните, выпишите и выполните, я предлагала обучающимся проанализировать, доказать и объяснить, выразить символом, схему или модель, продолжить, обобщить и сделать вывод, исследовать, оценить, изменить, придумать и т.д.На этапе планирования наши учителя и обучающиеся в совместной деятельности определяли последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке. Так же рекомендуется использовать развивающие  игры на английском.При планировании практической деятельности обучающихся на уроке учитывалась дифференциация обучающихся по уровню подготовки и по темпу работы. Мы  подбирали такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить детей учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов. При обучении самоконтролю и самооценке у обучающихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.
Наряду с пятибалльной системой оценивания мною использовались и другие методики. Так, ребятам предлагалось использовать квадраты разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание).  Показ определенного квадрата сопровождался  устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Кроме того, на уроке активно использовались карты оценивания. В конце урока обучающиеся отвечали на следующие вопросы: понравился ли вам урок, был ли он полезен/понятен, как я работал на уроке. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников ребятам предлагалось высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). Помимо этого я использовала рефлексивные карты, которые заполнялись обучающимися в конце полугодия. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы. Среди наиболее эффективных приемов рефлексии я выделяю следующие:
незаконченное предложение (Я понимаю…, Я знаю…, Я могу объяснить, как…. и т.д. );
тезис;
оценка знаний и достижений (Я не знал … - Теперь знаю …);
анализ субъективного опыта (Я могу организовать…, Я могу применить…);
стихотворения.
Более половины времени урока я стараюсь отводить на самостоятельную деятельность обучающихся. Образовательная среда также создается обучающимися: дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.
Кроме того, не стоит забывать о таком важном моменте, как здоровьесберегающие технологии. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На уроках английского языка я стараюсь создать дружественную, располагающую атмосферу. И в этом мне помогают зарядки-релаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, физкульт-минутки.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями
Личностными результатами обучающихся 5 класса, которые формировались при изучении иностранного языка, были следующие: мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Таким образом, обучающиеся формировали общекультурную и этническую идентичности как составляющих гражданской идентичности личности.
Для того, чтобы ребенок достиг подобных личностных результатов я стараюсь выбирать и подбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в нем доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства. Пятиклассники очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные диалоги-поздравления: с днём рождения, с Новым годом.  Со старанием изучают и запоминают формы благодарности, используют их затем  в речевых ситуациях.
При работе с текстом об уникальной природе Аляски, я говорю с детьми о защите окружающей среды всего мира. При изучении темы «Достопримечательности Лондона»  акцентирую внимание обучающихся на богатом культурном наследии России.
Среди метапредметных результатов при изучении иностранного языка в 5 классе можно выделить следующие: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Обучающиеся научились планировать свое речевое и неречевое поведение: взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; работать с информацией (осуществлять поиск нужной информации, обобщать и фиксировать информацию).
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.     Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.
Предметными результатами стали следующие: научиться кратко высказываться о фактах, событиях, используя такие типы речи, как описание, повествование, сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; научиться выражать свое отношение к прочитанному (услышанному) тексту.Высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, план, вопросы. Обучающиеся пятого класса научились понимать основное содержание кратких аутентичных прагматических текстов, выделять нужную информацию.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для самопроверки учащихся предлагаю тесты, которые позволяют им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала при подведении итогов четверти до проведения контрольной работы. Для написания проверочных работ заведены отдельные тетради.