Учебно-методическое пособие для учителей русского языка по работе в классах с казахским языком обучения


-367665-594360
5394960-594360
-367665-822960
Введение
Главная задача преподавания русского языка на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
Когда я пришла работать учителем русского языка в классы с казахским языком обучения, я столкнулась с одной проблемой – практически в каждом классе школы были дети, невладеющие или слабовладеющие русским языком, то есть они не владели базовыми навыками – такими как чтение и письмо.
К сожалению, проблема состояла не только в плохом знании русского языка. Это была более сложная проблема - социальной и психологической адаптации ученика к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. Возникли вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как вписать в него работу с этими детьми?», «Как обучить русскому языку нерусских обучающихся?», а самое главное - «С чего начать?»
Сначала я решила определить уровень владения русским языком обучающихся классов, в которых я работаю, что помогло мне в дальнейшей работе. Для определения уровня языковой подготовки учеников я использовала ГОСО. Стандарт предлагает измерители двух видов: методики измерения уровня владения видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом; тестирование, с помощью которого определяется уровень знаний.
Предлагаемые мною материалы в сборнике охватывают основные единицы государственного стандарта, минимальные требования к уровню подготовки учащихся начальных классов по русскому языку. Каждое задание включает в себя: 1) объект проверки, 2) материал, с помощью которой эта проверка осуществляется, 3) критерий обработки полученных результатов
Диагностика знаний, умений обучающихся позволила мне определить уровень владения русским языком учащимися и работать над проблемой обучения их русскому языку, который не является для них родным.
Результатом моей работы я считаю то, что среди детей, не владеющих и слабовладеющих русским языком, не было ни одного второгодника, а также неуспевающего в течение хотя бы одной четверти. Что касается уровня владения русским языком, то можно отметить, что детей с нулевым уровнем владения языка нет.
"Для нас очень важен русский язык, как язык, через который мы выходили и выходим на мировую культуру ", - продолжил мысль Президент Казахстана.
Именно поэтому, во исполнение Программы развития языков, необходимо продолжать изучение и совершенствование русского языка.
Способы измерения уровня владения языком
1. Аудирование - проверяется умение понимать прослушанное сообщение (продолжительность звучания - 1 минута), воспроизводить текст из 2-З предложений после двух предъявлений;
- в качестве единиц контроля выступают текст и предложение;
- в качестве показателей обученности выступает умение понимать текст и воспроизводить отдельные его части.
Прослушайте рассказ и скажите, кого из мальчиков можно назвать добрым.
Добрый мальчик.
Однажды Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились ребята и стали спорить, кто из них больше любит ежей. Петя кормит ёжика молоком, устроил ему в сарае постель. А Коля отнес своего ёжика в лес и выпустил его на волю.
2. Говорение
Диалогическая речь:
- проверяется умение продолжать или начинать диалог по данной реплике, составлять диалог по описанию ситуации;
- в качестве единиц контроля выступают диалогические единства и реплики в диалоге;
- в качестве показателей обученности выступает умение составлять диалог с использованием основных типов диалогических единств.
1.1. Прочитайте и продолжите:
а) - Что ты будешь есть?
…………………………..
б) - Я учусь в пятом классе. А ты?
………………………….
в) - Передай мне карандаш.
…………………………..
Работа считается выполненной, если учащийся смог продолжить диалог, отреагировав 1- 2 репликами.
1.2. Прочитайте и составьте начало:
а)……………………
- Убираю комнату.
б) ………………….
-Я тоже.
в) ………………….
- Хлеб.
Работа считается выполненной при соблюдении предъявленного в задании условия.
1.3. Прочитайте. Составьте по описанию диалог.
- Вы заболели. К вам пришел врач. Он спрашивает, что с вами. Вы отвечаете. Врач говорит, что вам нужно делать.
Работа считается выполненной, если диалог учащегося состоит не менее чем из трех реплик.
Монологическая речь:
- проверяется умение составлять описание и рассказ о своей семье;
- в качестве единиц контроля выступает монологический текст от З до 5 предложений;
- в качестве показателей обученности выступает связное монологическое высказывание из 3- 4 предложений.
2.1. Опишите сегодняшний день. Какая сегодня погода? Как нужно одеваться?
Работа считается выполненной, если учащийся употребил не менее трех предложений (или два предложения с однородными членами).
2.2. Опишите своего товарища.
Работа считается выполненной, если учащийся употребил 3-4 предложения.
III. Чтение- проверяется умение читать повествовательные и описательные тексты объёмом 60-70 слов, составлять план прочитанного, выделять в тексте тему и основной замысел автора;
- в качестве единицы контроля выступает связный текст;
- в качестве показателей обученности выступает умение объяснять название текста, определять его содержание.
Прочитайте текст и скажите, почему он так называется.
Дружок.
Однажды на улице Петя увидел щенка. Он взял его и принес домой. Щенок быстро привык к мальчику. Петя назвал его Дружком и стал учить прыгать через кольцо, стоять на задних лапах.
Мальчик и Дружок часто ходили в лес. В лесу собака бегала, прыгала, лаяла. Петя научил дружка искать и находить грибы. Дружок громко лаял, когда находил гриб.
Собака стала верным помощником Пети.
(По А.Рыжкову.)
IV. Письмо
- проверяется умение давать письменные ответы на вопросы (5 вопросов);
- в качестве единиц контроля выступают связные письменные высказывания учащихся;
- в качестве показателей обученности выступает умение употребить в письменном связном высказывании не менее 20 слов при количестве ошибок не более восьми.
Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. В каком классе ты учишься?
2. С кем ты дружишь?
3. Какие у вас сегодня уроки?
4. Какие уроки ты любишь?
5. Что ты делаешь после уроков?
Работа считается выполненной при следующих условиях:
1. Ученик ответил на все вопросы.
2. Ученик употребил в своих ответах не менее 20 слов.
V. Языковые навыки
- проверяется, во-первых, знание основных реализаций фонем интонационных конструкций, во-вторых, знание слов, в-третьих, предложно-падежной системы. Знание этого материала должна обеспечить начальная школа;
- в качестве единиц контроля выступают слова и их формы;
- в качестве показателей обученности выступает правильное употребление языкового материала.
1.Произношение.
Предлагаемые упражнения находятся на грани между традиционной и тестовой методикой.
1. Прослушайте. Если пары звуков, слогов, слов звучат одинаково, ставьте знак «+» если они звучат по-разному - знак «- ».
1) а—о, а—а, о—у, э—о, э –э, и—э, и—ы, и—и; 2) жить—шить, гора—кора, дам—там, жар—шар; цвет—свет, бой—вой, вон—фон, дочка—точка; 3) был—бил, вес—весь, брат—брать, дома—Дёма, мишка—мышка, нос—нёс, рад—ряд; 4) Это стол. Это стол?
Работа считается выполненной, если учащийся в пределах первых трех групп заданий допустил не более двух ошибок (при возможной ошибке на интонирование).
2. Обозначьте цифрами 1, 2, 3, 4, 5 ударный слог в следующих словах: дети, доска, девочка, мальчик, карандаш, картина, книга, они, парта, ручка, ученик, ученица, учитель, учительница, тетрадь, урок, школа. Работа считается выполненной, если учащиеся допустили не более З-х ошибок на 17 слов.
2. Грамматика.
Существительные в единственном и множественном числе.
Прочитайте оба столбика. Вместо точек поставьте цифры 1 или 2.
Это интересная ... 1) книги
Вот интересные... 2) книга
Это красные .. 1) карандаши
Это синий ... 2) карандаш
Это чистое ... 1) окна
Какие грязные ... 2) окно
Задание считается выполненным, если правильные ответы найдены для четырех из шести предложений.
Род существительных.
1. Прочитайте оба столбика. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3 или 4.
…сестра учится в школе. 1. мой…брат рисует. 2. моя…школа большая. 3. мои…отец работает в школе. 4. моё…мама работает на фабрике
…село большое.
…учебники новые.
Работа считается выполненной, если правильные ответы найдены для 5 из 7 предложений.
2. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3 или 4.
Дети ... 1. рисовал
Брат... 2. рисовала
Сестра ... З. рисовали
Звено ... 4. рисовало
Задание считается выполненным, если правильные ответы найдены на З из 4 предложений.
Падежи существительных.
1. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) Саша читает.... 1 книга - 2 книгу
2) Витя пишет.... 1 диктант - 2 диктанта
З) Мы идём на.... 1 улица - 2 улицу
4) Я пишу.... 1 письма - 2 письмо
2. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) Я помогаю ... убирать квартиру 1 мама - 2 маме
2) Я иду в гости к … 1Ваня - 2 Ване
3. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) Коля разговаривает по телефону с.... 1 Серёжа - 2 Серёжей
2) Мой брат хорошо рисует.... 1 красками - 2 краски
4. Прочитайте. На место недостающих букв поставьте цифру 1 или 2.
1) В библиотек... я читал интересную книг... 1 - у 2 - е
2) Сегодня я шёл в школ... вместе с Кол...1 - ей 2 - у
З) На день рождения я подарила Маш... цвет... 1 - ы 2 - е
4) Я дружу с Кол... и Игор... 1 - ей 2 - ем
5) Я рассказал Игор.... о своем летнем отдых... 1 - е 2 - ю
Задания 1 - 4 считаются выполненными, если учащиеся дали верные ответы во всех упражнениях.
5. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2 или 3.
- Когда вы вернулись ... моря? 1 – из- На прошлой неделе, а ты ... лагеря? 2 - с- Я приехал ... лагеря только вчера, а до этого 3 - на я был ... севере. …севера же я возвратился ещё
в конце июня.
Работа считается выполненной, если учащиеся допустили не более одной ошибки.
Виды и времена глагола.. 1. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1,2,3 или 4.
На будущей неделе наш класс ... на экскурсию в Астану.
1. поехал
2. поедут
З. поехать
4. поедет
2.Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2 или З.
Маша и Серёжа часто ... сказки.
1. слушала
2. слушали
З. слушал
Работа считается выполненной, если учащиеся справились со всеми заданиями.
Спряжение глагола.
Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3, 4, 5
- Я ид... в школу. А ты ид...?
- Да. - А твой брат ид... в школу?
- Нет, сестра ид...
- Да, мы ид...
- А вот я вижу из окна твоих родителей. Куда это они ид...?
- Как куда? На работу конечно.
1. - ёшь
2. - ём
3. - ёт
4. - ут5. - у
Работа считается выполненной, если учащиеся выполнили четыре из шести заданий.
Виды глагола.
Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) - Миша, ты долго ... уроки? 1. делал 2. сделал
- Нет, я очень быстро ... уроки.
2) Наконец, корабль ... к берегу. 1. шёл 2. подошёл
З) Я хотел покататься на велосипеде, сел на него и сразу…
1. падал 2. упал
Когда я учился кататься на велосипеде, то часто…
падал 2. упал
4) - Почему нет Ани? Она опять...?
- Да, она мне звонила вчера вечером и сказала, что…
1. болела 2. заболела
Задание считается выполненным, если правильные ответы найдены на четыре из шести предложений.
Орфография.
Прочитайте. В каждом предложении вместо точек вставьте
цифру 1 или 2.
В ц...рке 1- и 2- ы
У входа нас с мамой ост.. .новил билетёр. 1 - о 2 - а
-Ваш... билеты. 1 - ы 2 - и
-Пож...луйста. 1 - а 2 - я
И вот мы в ц.. .рке. Под ёлкой лиса показывает 1 - ы 2 -и
ц...лленку ц...фры. Медведи ездят на мотоц...кле. 1 - и 2 - ы
Львы прыгают через кол ..цо. 1 - ь 2 - ъ
В цирке . ..се живут дружно. 1 - ф 2 - в
Работа считается выполненной, если учащиеся справились с 8 из 10 заданий
VI. Разработка урока по развитию речи (7 класс)
Сочинение-описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень»
Цели урока:
1. Дать понятие натюрморта;
2. Развитие коммуникативной компетентности (учить детей описывать изображенный поэтический предмет, ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку, активировать воображение школьников.)
3. Эстетическое воспитание. Воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;
Оборудование:
мультимедийная доска, мультимедийная презентация с репродукциями натюрмортов П. П. Кончаловского «Сирень у окна», «Сирень», «Сирень в корзине» и др., музыкальное сопровождение - отрывок пьесы В.Рахманинова «Сирень», звуки сада; букет сирени
Ход урока
1.Орг. момент
2.Этап подготовки к уроку.
Ребята, какое время года за окном?
Скажите, какие цветы зацветают весной?
Нравится ли вам сирень? Её запах?
Наш урок будет путешествием по сиреневому саду.
Включаются звуки «Пение птиц», «Побег травы», «Голоса леса»
Давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, но вот одна ветка качнулась, и целый ливень обрушился на нас. Но вот преодолена последняя преграда – и мы в самом сердце сиреневого царства.
3. Героиней нашего сегодняшнего урока будет сирень. Знакомство с произведениями о сирени
У древних греков есть такая легенда. Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу - нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.
- Прекрасная, душистая сирень воспета многими писателями и поэтами, художниками и композиторами.
Вот как вдохновенно описывают сирень поэты Всеволод Рождественский и Александр Бышев
Ученики готовят стихотворения о сирени наизусть.
- Каково же отношение к сирени разных авторов? Что общего? (Восхищение, любование).
Не только стихотворения, но и музыку писали о сирени. Давайте прослушаем отрывок из пьесы Рахманинова, который так и называется «Сирень»
- Скажите, ребята, какие эмоции, какие чувства вызывает у вас прослушанная мелодия?
Сирень была для него « царицей души». Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь за границей. Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени.
Так о сирени могут писать люди, по-настоящему любящие и понимающие природу.
Художники и композиторы воспевают в своих произведениях сирень. Но её необыкновенная красота не могла оставить равнодушными и художников. Художники всех стран и всех времен изображали сирень на своих полотнах
Необыкновенно любил сирень еще один человек – художник П.П.Кончаловский.
Петр Петрович Кончаловский (1876—1956) очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».
Важное место в творчестве этого художника занимает натюрморт.
- Ребята, что же такое натюрморт?
Натюрморт от франц. «натюр» - природа, «морт»- мертвый, Буквально «мертвая природа».
Натюрморт – один из жанров живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, фрукты, дичь, рыба.
Любимыми его цветами была сирень. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохранили не только свежесть своих красок, но и свой аромат.
Сирени он посвятил множество своих полотен. Наиболее известные из них — «Сирень у окна», «Сирень» и др.
Перед нами одна из лучших картин Кончаловского (1933), изображающих сирень. Она находится в Москве, в Третьяковской галерее.
- Рассмотрите внимательно репродукцию картины П.Кончаловского  «Сирень в корзине».
- Рассмотрите внимательно картину. Какие слова, какие фразы мы можем использовать, чтобы описать букет?
Свежий – жаңа
Пышный – сәнді
Красивый – әдемі
Ароматный – хош иісті
Благоухающий - хош иісті
Душистый - хош иісті
Большой - үлкен
Очаровательный – сүйкімді
Прекрасный – көркем, сымбатты
Удивительный - таңқаларлық
Роскошный – сәнді, салтанатты
Богатый – бай
Чудесный – керемет, тамаша, әсем
- Давайте подберем эпитеты к слову «сирень», выразим свое отношение к изображаемому.
Белая - ақ
Розовая - алқызыл
Светло-лиловая – ақшыл көкТёмно-красная – күрен қызыл
Фиолетовая – сия түсті
Голубоватая – көгілдірСеребристая – күміс түсті
Жемчужная - меруерттас
Белоснежная – қардай аппақ
Свежая – жаңа
Живая - тірі
- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать ветки сирени
Гордые – тәк каппар
Мощные - күшті
Могучие - әлді
Нежные - нәзік
Пышные – сәнді, толық
Кружевные - шілтерлі
Развесистые - тармақты
Воздушные - үлпілдеген
тянущиеся к солнцу – күнге талпынған
нарядные – сәнді, әсем
гроздья сирени – сиреннің бір шоғы
крупные - ірі
свежие
- Теперь попробуем подобрать эпитеты к цветочкам сирени.
Звёздочки - жұлдызшалар
Чарующие - қызықтырғыш
Маленькие – кішкентай, шағын
Хрупкие – әлсіз, осал
Нежные - нәзік
Крошечные - ұсақ
Милые – сүйкімді
Конечно, картина не может передать запаха сирени. Но когда смотришь на неё, словно чувствуешь аромат этого дивного букета. Давайте попробуем представить и охарактеризовать запах этих цветов?
Медвяный – бал иісті
Чарующий - қызықтырғыш
Прекрасный - тамаша
Нежный - нәзік
Упоительный - кұшырлы
Таинственный - құпиялы
Загадочный - жұмбақ
Удивительный - таңданарлық
- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?
- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: "В этом букете все живет, цветет и радуется".
(Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им)
5. Прежде чем начать писать сочинение, мы должны составить план. Давайте попробуем его составить. С чего мы начнем писать сочинение?
План
I. П.П.Кончаловский – мастер натюрморта.(Свежие грозди сирени).
II. Чудесный букет сирени.
1.Цвет и оттенки
2.Грозди и листья.
III. «В букете все живет, цветет и радуется»
(Как хороша сирень!»)
- А сейчас вам предстоит на основе подобранной лексики написать вступление  и заключение по вариантам.
1вариант
Вступление к сочинению:
Передо мной – менің алдымда
Известная картина – белгілі сүретНа картине - суретте
Изобразил - бейнеледі
Посвятить - арнау
Множество полотен – көптеген полотнолар
Наполнять - толтыру
Любимые цветы – жақсы көретін гүлдер
Роскошный букет сирени – сәнді гүл шоғы
2 вариант
Заключение:
Мне понравилась картина… - маған сурет ұнады
Прекрасный букет – тамаша гүл шоғы
Хорошее впечатление – жақсы әсер
Восторг - таңқалыс
Любовь к природе – табиғат деген махаббат
Становится тепло и светло на душе – жан дүниедегі жылылық пен қуаныш ұялау
Художник воспел красоту природы – суретші табиғаттың көркемдігін жыр етті
Прекрасное настроение – тамаша көніл-күй
"В этом букете всё цветёт, живёт и радуется" П.Кончаловский
Если хватает времени, читаем получившиеся вступления и заключения
Дети получают приложения 1 (лексика, необходимая для написания сочинения)
Слабоуспевающие получают «Неоконченные» сочинения, в которые нужно вставить подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получилось сочинение
- Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворениях?
- И поэт, и художник изображает один и тот же предмет — сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт — слово, художник — рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы, ее благоухание — весь этот сверкающий день. Сирень художника мы видим. Мы понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой.
- Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского.
Домашнее задание.
Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.
VII. Заключение
Основная цель обучения русскому языку  в   школе  с казахским  языком обучения - это  общение на  русском  языке. Под общением понимается практическое использование языка. Государственный   стандарт образования РК выдвигает конкретные  результативные  требования изучения русского языка в школах с казахским языком обучения:
1.     В полном объёме  использовать коммуникативные функции   русского языка.
2.     Читать на русском языке.
3.     Воспринимать русскую речь на слух.
4.     Писать на русском языке.
Данное учебно-методическое пособие ориентировано на выявление и анализ уровня владения языком учащихся и выработку эффективных методов и приемов при обучении русскому  языку  в  школах  с казахским языком обучения.
59093101777365