Конспект урока по математике «Приёмы письменного умножения в пределах 1000»


Тема «Приемы письменного умножения в пределах 1000»
Цель:  познакомить с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.
Задачи:
научить учащихся правильно оформлять запись умножения трёхзначного числа на однозначное столбиком;
совершенствовать умение решать задачи,  закреплять знания разрядов чисел в пределах 1000, развивать познавательную активность и математическую речь, умение рассуждать;
воспитывать интерес к математике. 
Тип урока: комбинированный (урок закрепления знаний и ознакомления обучающихся с новым материалом)
Ход урока
I этап. Организационный момент. (Слайд 1)
– Тихонько садимся, начинаем работать.
Пусть новый урок принесет только хорошее!
II этап. Пальчиковая гимнастика
- На уроке математики мы много пишем, поэтому необходимо выполнить пальчиковую гимнастику:
Ножки вместе, ровно спинку.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму,
Ножки вместе, спинку прямо.
III этап. Чистописание
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать число, в котором 2 сотни, 4 десятка, 5 единиц.
- Какое это число? Слайд 2
Что мы можем про него сказать? (трёхзначное, нечётное, для записи этого числа нам потребуется три цифры) Слайды 3, 4, 5
IV этап. Устный счет
Чтобы спорилась работа,
Начнём с гимнастики ума «устного счёта»!
Блиц - турнир
С одной грядки собрали 27 кабачков, а с другой 13 кабачков. Их разложили в корзины по 10 кабачков в каждую. Сколько корзин потребовалось? (4 корзины)
Дети собрали 4 банки малины по 2 кг в каждой банке. На варенье израсходовали 3 кг. Сколько кг малины ещё осталось? (2 х 4 – 3 = 5 кг)
Максим нашёл 7 грибов, а Павел в 4 раза больше? Сколько грибов нашёл Павел?
7 х 4 = 28( г.)
На сколько грибов нашёл Павел больше, чем Максим? 28 – 7 = 21(г.)
Найдите закономерность и продолжите ряд:
Слайды 6, 7, 8, 9
0, 25, 50, 75, …
706, 708, 710, …
327, 325, 323, …
Математический диктант
Запишите в одну строку через клетку:
Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 26, а разность равна 43. (69)
Найдите вычитаемое, если уменьшаемое равно 78, а разность 19. (59)
Найдите разность чисел 94 и 37. (57)
Произведение двух чисел равно 36. Первый множитель равен 4. Чему равен второй множитель? (9)
27 разделить на 3. (9)
На сколько 56 больше 29? (27)
Запиши выражение и вычисли результат: из суммы чисел 26 и 47 вычесть 23.
(26 + 47) – 23 = 50 Слайд 10
Задача на смекалку
Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11, в феврале – 28 или 29 дней)
Найдите значение следующих выражений: Слайд 11
34 ∙ 2
234 ∙ 2 ( У нас возникла проблема, не можем найти значение этого выражения)
V этап. Работа над новой темой.
1. Постановка проблемного вопроса.
– Что объединяет эти выражения? (34 ∙ 2 и 234 ∙ 2 )
– Почему вы не нашли значение последнего выражения? В чём трудность?
2. Выход из проблемной ситуации.
– Определите тему нашего урока. (Слайд 12)
Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное.
– Поставьте цель. (Слайд 13)
Научиться умножать трёхзначное число на однозначное.
– Объясните, как будете вычислять? (Ученики могут предложить 2 способа решения.)
1) 34 * 2= (30+4) *2=30 * 2 + 4 * 2=60 + 8= 68
234 * 2=(200+ 30+4) * 2=200 * 2+ 30 * 2 + 4 * 2=400+60 + 8=468
2)  Решение столбиком.
– Какой способ вам кажется удобнее? (Второй – столбиком, запись короче)
–Основываясь, на ранее полученные знания, умножение двузначного числа на однозначное, мы объяснили новую тему.– Давайте попробуем составить алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное?
Алгоритм на доске (карточки)
Пишу…
Умножаю единицы…
Умножаю десятки…
Умножаю сотни…
Читаю ответ…
- Сравним наш вывод с правилом в учебнике.
- Откройте учебники на 88 странице, прочитайте правило.
VI этап. Закрепление изученного.
На 88 странице найдите задание под номером 1.
- Пользуясь алгоритмом выполните умножение ( по 1 у доски)
VII этап. Физкультминутка (проводит ученик)
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
VШ этап. Повторение пройденного. (Слайд 17)
На 88 странице найдите задание под номером 3
Прочитайте условие задачи.
– Подумайте, как оформить задачу кратко. (Схематический чертёж ) 20 м
I______I______I_____I______I______I
?
16 м
I______I______I_____I______I
?
- Что известно в задаче? (5 рулонов по 20 метров, 4 теплицы по 16 метров)
- Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько купили метров и сколько надо на теплицы)
- Можем ли это узнать? (Да)
- Каким действием? (Умножением)
- Что сделаем следующим шагом? (сравним ответы)
- Давайте запишем решение:
1) 20 ∙ 5 = 100(м) – купили
2) 16 ∙ 4 = 64 (м) – потребуется на теплицы
100>64
Какой вывод сделаем? (Плёнки хватит.)
Запишите ответ. (Плёнки хватит.)
- Задачу со вторым вопросом решите самостоятельно. (Ученик работает на доске, задача проверяется)
1) 20 ∙ 5 = 100 (м) – купили
2) 25 ∙ 4 = 100(м) – потребуется на теплицы
100 = 100
Ответ: плёнки хватит.
3. Самостоятельная работа. (№ 4, с. 88) с последующей самопроверкой по эталону.
(Слайд 13)
75 : 15 – 5= 0                   72 : 9 + 2 = 10
48 – 48 : 6 = 40                64 + 17 * 2 = 98
36 : 6 : 6 = 1                     56 – 9 * 6 = 2
Резерв р. т. с. 63 № 16 (1)
IX этап. Рефлексия учебной деятельности.
– Чему новому вы научились на уроке?
– Что вам больше всего понравилось?
- Что было трудным?
- Что было интересным?
- Оцените свою работу по слайду и карточкам. (Слайд14)
X этап. Домашнее задание. (Слайд 15)
с. 74, №2 (1, 3 столбик 1 в.)
(2, 4 столбик 2 в.), №5