Урок по обществознанию на тему Межличностные отношения (8 класс)


Урок по обществознанию в 8 классе
Тема: Межличностные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
В. воспитывать интерес и необходимость знаний обществознания для осознания жизненных ценностей общества и социальной адаптации в нем;
воспитывать духовно - нравственные качества личности на конкретных примерах;
воспитывать гуманное отношение к людям и необходимость гуманного отношения к окружающему миру.
О. выяснить, что такое межличностные отношения и их особенности;
сформировать знания о видах межличностных отношений;
отметить, что лежит в основе межличностных отношений.
Р. развивать умение обобщать, анализировать, высказывать свои суждения, устной и письменной речи, вести конспект, полно отвечать на поставленные вопросы, исследовательской деятельности, выделять главное, участвовать в обсуждении, высказывать свои суждения,
Оборудование: Вопросы и задания. Презентация. 1, 2 - ситуации. Тест «Познай себя».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
- Зачем люди общаются? (Чтобы что-то вместе делать; поделиться чувствами, мыслями, опытом; добиться взаимопонимания и т.д.).
- Может ли человек обойтись в своей жизни без общения? (Не может. Это отношения людей).Итак, из всего сказанного следует, что общаясь, мы вступаем в отношения.
3.Переход к новой теме.
Тема нашего сегодняшнего урока «Межличностные отношения».
Проблема исследования – Можно ли утверждать, что межличностные отношения дают нам информацию о человеке?
Чтобы вы хотели узнать о межличностных отношениях?
Что такое межличностные отношения? Какие существуют виды межличностных отношений? Что лежит в основе межличностных отношений(симпатии , антипатии)?
4.Изучение нового материала.
План урока.
1.Особенности межличностных отношений.
2.Виды межличностных отношений.
3.Симпатии и антипатии.
А)Вводная беседа.
Ученые-социологи установили, что только две причины заставляют людей вступать в контакты друг с другом. Что это за причины мы сейчас выясним, проведем анализ двух ситуаций.
Первая ситуация: Вы видите незнакомого человека, его интересный рассказ привлек и ваше внимание, рядом стоящие чужие люди стали обмениваться информацией.
Вторая ситуация: Во время рассказа ваше внимание было привлечено к тому, как живо, образно, эмоционально говорил рассказчик, и вы решили познакомиться с ним поближе.
Задание: определите, что заставило человека вступить в контакт в первом и во втором случае, есть ли различия в причинах контакта? (Ответы учащихся).
В приведенных ситуациях, как и при любых контактах, основой выступает потребность, желание, которое необходимо удовлетворить. Однако конкретные причины контакта в обоих случаях были разными: в первом – обмен информацией, во втором – интерес к человеку.
В первом случае,
- Во время общения внимание всех людей, привлекла интересная ситуация, а не человек, рассказавший о ней.
- Никто из участников этого эпизода, в том числе и сам рассказчик, не пытался каким-то образом изменить поведение окружающих.
- Никто никого не побуждал высказываться.
- Последствием этого эпизода будет воспоминание об услышанном и, возможно, пересказ услышанного своим знакомым.
- При этом многие даже не вспомнят внешность рассказчика.
Во втором случае,
- Человек постарается каким-то образом привлечь внимание объекта своего внимания. (В нашем случае вы рассказчика). Вы можете вступить с ним в спор, обратиться с вопросом, просто сказать о своем желании познакомиться поближе и т.д.
И в первом и во втором случае вы вступили в межличностные отношения.
Б) Что же такое межличностные отношения?
Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между людьми в процессе их жизнедеятельности.
Межличностные отношения характеризуются словом «взаимно»:
(с.84-85)самостоятельная работа учащихся.
Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, связанных с этой деятельностью, формируют у каждого из членов определенной группы(учебного класса, компании, бригады и т.д.) отношение к данному человеку.
(Ответы учащихся):
1.Система взаимосвязи – связи друг с другом, между двумя и многими людьми.
2.Взаимодействие – согласованность действий.
3.Взаимопонимание – понимание на основе взаимности, понимание друг друга.
4.Взаимовосприятие – восприятие одним человеком других людей.
При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств – эмоциональных переживаний.
Межличностные отношения



Чувства, сближающие людей
Чувства, разъединяющие людей

Физкультминутка.
«Девочки и мальчики»(девочки - хлопать в ладоши, а мальчики – приседать):
«Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только …».(девочки)
«Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …».(мальчики)
«Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …».(мальчики)
«Болтали час без передышки в цветастых платьицах …».(девочки)
«При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь …».(мальчики)
«Боятся темноты, трусишки, все, как один, они…».(девочки)
«Шелк, кружева и в кольцах пальчики – выходят на прогулку …».(девочки)
«Футболка, джинсы, набок кепочка – вы угадали – это …».(мальчики)
В)Виды межличностных отношений.
Самостоятельная работа с текстом учебника с.65-66.(Определение, пример):
1.Деловые 2.Личные 3.Отношения знакомства 4.Приятельские
5.Отношения товарищества
Записать в тетрадь конспект.
Межличностные отношения бывают :- деловые
- приятельские
- личные
- семейные.
По форме они подразделяются на:
- Знакомство
Узнаю в лицо
Приветствую
Разговариваю
- Приятельство
Приятие друг друга
Неприятие друг друга
- Товарищество
Дружба на основе общих целей
Г)Работа со схемой межличностные отношения (1 – симпатии, 2 – антипатии).
Вопросы для обсуждения:
1.Вы можете объяснить, почему одни люди у вас вызывают симпатию, а другие антипатию?
2.Согласны ли вы с тем, что людей, без недостатков не бывает и даже у самого плохого человека можно найти положительные стороны?
4.Закрепление.
1. Проблема исследования – Можно ли утверждать, что межличностные отношения дают нам информацию о человеке? (Не только мы получаем информацию о человеке, а еще оказываем влияние друг на друга, формируем определенный стиль отношений. Стремимся подражать хорошему, избегать плохого, сравниваем себя с окружающими, строим себя и свои отношения с окружающим миром). 2.Тест «Познай себя».
Хотите узнать, как к вам относятся окружающие? Для этого нам необходимо ответить на 9 вопросов теста «Познай себя».
Тест «Познай себя».
Как к вам относятся окружающие?
1.Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
2.Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
3.Когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите «язык за зубами»?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
4.Обращаются ли к вам за помощью или советом?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
5.Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
6.Позволяете ли вы говорить критичным тоном, с сарказмом (насмешкой) или с нотами агрессии?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
7.Если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
8.Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
9.Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.

Ключ к тесту
а б в
1 0 10 5
2 0 10 0
3 10 0 0
4 10 5 10
5 0 5 10
6 0 5 10
7 0 5 10
8 10 5 0
9 10 5 0
Подсчитайте баллы.
80-100. Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они, в свою очередь, считают вас надежным человеком. Вы не свернете со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.
45-75. Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.
0-40. Люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто бояться быть на виду. Но как только они вылезают из своей «скорлупы», то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.
5.Итог урока.
6.Домашнее задание.
П.11. Эссе на тему: «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты»(И.В.Гете).
Тест «Познай себя» Как к вам относятся окружающие?
1.Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
2.Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
3.Когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите «язык за зубами»?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
4.Обращаются ли к вам за помощью или советом?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
5.Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
6.Позволяете ли вы говорить критичным тоном, с сарказмом (насмешкой) или с нотами агрессии?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
7.Если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
8.Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.
9.Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?
А) часто,
Б) иногда,
В) никогда.

Ключ к тесту
а б в
1 0 10 5
2 0 10 0
3 10 0 0
4 10 5 10
5 0 5 10
6 0 5 10
7 0 5 10
8 10 5 0
9 10 5 0
Подсчитайте баллы.
80-100. Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они, в свою очередь, считают вас надежным человеком. Вы не свернете со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.
45-75. Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.
0-40. Люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто бояться быть на виду. Но как только они вылезают из своей «скорлупы», то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карточка №1.
Самостоятельная работа с текстом учебника с.65-66.(Определение, пример):
Деловые

Карточка №2.
Самостоятельная работа с текстом учебника с.65-66.(Определение, пример):
Личные

Карточка №3.
Самостоятельная работа с текстом учебника с.65-66.(Определение, пример):
Отношения знакомства
Карточка №4.
Самостоятельная работа с текстом учебника с.65-66.(Определение, пример):
Приятельские
Карточка №5.
Самостоятельная работа с текстом учебника с.65-66.(Определение, пример):
Отношения товарищества