Урок по окружающему миру Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые

Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые
Цели: сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых; выявить свойства гранита и известняка; показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку.
Оборудование: портрет М. В. Ломоносова, известняк, гранит, лупа, пластинка для царапания, молоток, физическая карта России.
Ход урока
I. Проверка усвоения предыдущей темы.
С о о б щ е н и я г р у п п на тему «Петербург – один из прекраснейших городов мира».
II. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е т е м ы у р о к а.
На предыдущих уроках мы выяснили, что царь Пётр I большое внимание уделял развитию российской науки.
– Что вы знаете о том, чем занимаются учёные?
– Какие высшие учебные заведения есть в нашем городе?
– Каких специалистов они готовят?
– Сегодня мы тоже будем исследователями и узнаем о свойствах полезных ископаемых, о том, кто был родоначальником российской науки.
– Какие полезные ископаемые будем изучать, вы узнаете, отгадав загадки:
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк.)
2. П р а к т и к а п о д р у к о в о д с т в о м у ч и т е л я.
1) Исследование гранита и известняка, запись наблюдений в рабочую тетрадь.
– Определите состояние: твёрдое, жидкое, газообразное? (Твёрдое.)
Слово гранит произошло от латинского слова гранула – зерно.
– Рассмотрите образцы известняка и гранита через лупу. Однородное это вещество или смесь веществ? (Гранит – смесь веществ, известняк – однородное вещество.)
– Определите цвет известняка и гранита.
– Плотное или пористое?
– Раскалывается легко или с трудом? (Гранит не раскалывается, известняк раскололся легко.)
– Оставляет ли царапины? (Демонстрируется опыт.)
– Растворимое или нерастворимое? (В воде не растворяется.)
– Что мы сейчас делали? (Исследовали гранит и известняк.)
– Мы проводили исследования как учёные, с той разницей, что мы уже исследовали известное, а учёные исследуют неизвестное. После учёных, совершивших открытия, работают практики, которые определяют, как это можно применить на практике, на пользу человека. Нередко учёный и практик бывают в одном лице. Так было с великим учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711–1765).
Демонстрируется портрет Ломоносова.
2) Работа в микрогруппах.
– Вам предстоит самостоятельно изучить биографию Ломоносова, выявить, какой вклад в науку внёс этот великий учёный.
З а д а н и е: составить пла
·н по тексту о жизни и деятельности Ломоносова на с. 98–100. Подготовить сообщение по своему плану.
3) Проверка (рефлексия).
Выслушиваются сообщения учащихся.
– Что вас поразило в биографии и личности учёного?
– Первым основателем Минералогического музея был М. В. Ломоносов.
– А как вы понимаете слова «полезные ископаемые»?
– Посмотрите на физическую карту России.
– Какие полезные ископаемые вы знаете?
– Найдите на карте, какими условными знаками они обозначены.
Природные материалы неживой природы характеризуются тремя терминами – горные породы, минералы и полезные ископаемые.
– Что такое горные породы?
Горные породы – это природное соединение одного или нескольких минералов.
Горные породы и минералы, которые человек использует для строительства, добывает как топливо, из которых выплавляет металл, называют полезными ископаемыми.
– Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник». (Рабочая тетрадь.)
– Какой пример горной породы вы можете назвать?
– С какой горной породой мы познакомились сегодня? (С гранитом.)
4) Работа с текстом учебника на с. 100–103. (Объяснительное чтение, в ходе которого на доске появляется схема.)
Горные породы

Магматические
Образуются при застывании магмы, лавы (гранит, железная руда, медная руда, базальт)
Осадочные
Образуются в результате отмирания организмов (известняк, нефть, каменный уголь, торф)
Метаморфические
Образуются из магматических, осадочных пород на большой глубине при большой температуре и давлении (мрамор, нефрит, яшма)

Магма – горячий минеральный расплав.
Метаморфозами называют значительные перемены облика.
– Почему появился термин «метаморфические породы»? (Метаморфоза – превращение. Например, из известняка получается мрамор, который подвергся воздействию очень высоких температур.)
5) Работа в тетради.
– Что нового узнали о граните и известняке? (Гранит – магматического происхождения, известняк – осадочная порода.)
– Запишите это в таблицу.
III. Итог урока.
Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какие сведения были для вас совершенно новыми?
Домашнее задание.
С. 100–103, исследовать песок и глину; выполнить задания в тетради.

15