Человек и мир. Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина


Тема урока: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина
Цели урока:
— формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека;
— учить проводить простейшие опыты, фиксировать их результаты;
— развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;
— воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при  проведении практической работы и опытов.
Оборудование: раздаточные и демонстрационные образцы гранита, песка и глины, изделия из глины, стекло предметное, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага.Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний перед изучением нового материала
Вводная беседа
— С какими природными богатствами мы уже познакомились?
— Почему равнинный рельеф считается природным богатством?
— Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики?
— Как вы думаете, можно ли считать  природным богатством песок и глину, которые находятся у нас под ногами?
3. Постановка темы и целей урока
— Тема нашего урока — Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина. На уроке вы узнаете …, научитесь…
4. Изучение нового материала
— Ответьте на вопросы учебника на стр. …

— Прочитайте текст «Полезные ископаемые». (чтение абзацами по цепочке)
— Выполним задания к тексту.

Практическая работа по изучению гранита
Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника.
Задания к практической работе:

По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске:
Свойства Гранит
Строение (зернистое, сыпучее) зернистое
Цвет Розоватый, серый, …
Твердость твердый
Прочность прочный
Другие свойства хорошо полируется
Практическая работа по изучению песка и глины, сравнению их свойств
Вопросы перед практической работой, как и в предыдущем случае, направлены на создание проблемной ситуации, подведение учащихся к необходимости проведения исследования.
Задания к практической работе:

В результате практической работы и анализа текстов заполняется таблица и делается вывод, чем похожи и чем отличаются песок и глина:Свойства Песок Глина
Строение сыпучее несыпучее
Размеры частиц крупнее Мельче, как пыль
Цвет разнообразный  также
Твердость твердый мягкая
Запах – +
Отношение к воде Не растворяется  также
Пластичность – +
Как пропускает воду хорошо плохо
После изучения свойств, обосновывается использование песка и глины человеком, значение некоторых свойств в природе (например, нерастворимость в воде).
— Что объединяет гранит, песок и глину? (Делается вывод, что это строительные материалы.)
5. Закрепление
Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):
1. Твердый, прочный, хорошо полируется. А еще какой?
2. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?
3. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?
4. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?
5. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?
6. Подведение итогов. Итоговая рефлексия
(см. предыдущие уроки)
7. Домашнее задание
Прочитать статьи по теме Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина на стр. … учебника, ответить на вопросы после них.
Задание на выбор (необязательное, для желающих): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».