Фрагмент рабочей программы по русскому языку по программе Дейкиной и Пахновой


«Согласовано»
Руководитель УВО
___________ Протокол № ___ от
«____»____________2013 г.
«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «СОШ №3»
____________ «____»____________2013 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №3»
______________ Приказ № ___________
от «___»_____________2011 г.
Рабочая программа
Скворцовой Зинаиды Сергеевны
по учебному предмету «Русский язык»
11 « А» класс
Профильный уровень
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Изучение русского языка в 11 классе (2013-2014 уч. год) является продолжением перехода на новые программы основного общего образования, соответствующие требованиям Примерной программы МО РФ и Обязательного минимума содержания образования Федерального компонента стандарта образования (2004 г.).
Данная программа составлена на основе Примерной программы по русскому языку, а также на основе поурочного планирования к учебному комплексу под ред. А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.
Основные принципы организации учебного материала раскрываются в авторских программах. Настоящее планирование составлено на основе Программы по русскому языку (авторы: А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой). Оно ориентировано на УМК: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2009. В соответствии с БУПом на изучение русского языка в 11 классе - профильное обучение (социально-гуманитарный профиль)- отводится 102 часа (3 часа в неделю).
Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих форм работы: коллективной, групповой, индивидуальной; исследовательской, поисковой и проектной деятельности; заданий, требующих самооценки.
Виды и формы контроля: устный и письменный опрос, диктант, тестирование, сочинение.
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ 11 класс
Углубленный (С) Диктант / Контрольное тестирование 4
Изложение -
Сочинение 4
Цель занятий русским языком в старших классах — совершенствование практических умений и навыков учащихся: речевых, орфографических, пунктуационных, умений и навыков учебного труда (выделять главное, планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность, например, с помощью словарей, справочников, конспектировать и т.д.). Особое внимание уделяется углубленному повторению, систематизации и обобщению изученного в 5—9 классах, формированию особого взгляда на родной язык как на национальное достояние, осуществлению функционального подхода при изучении языковых явлений всех уровней, развитию творческих, исследовательских способностей учащихся.
Одним из путей повышения эффективности обучения русскому языку в 10—11 классах может быть использование на занятиях дидактических материалов, которые позволят реализовать взаимосвязь в преподавании русского языка и литературы, применять задания «межпредметного характера», в том числе языковой разбор текста, комплексную (многоаспектную) работу с текстом.
Языковой разбор (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, филологический) текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста (особенно художественного), так и его создание (в устной и письменной форме). Анализ художественного текста на уроках русского языка в старших классах предполагает проведение наблюдений над особенностями употребления языковых средств в тех «безукоризненных образцах», какими являются произведения русской классики, выявление эстетической функции слова, своеобразия языка писателя.
Рассмотрение текста как опорного, ключевого понятия курса русского языка в старших классах создает условия для систематизации изученного на основе выявления внутренних связей между языковыми единицами разных уровней, для последовательного осуществления как внутрипредметных, так и межпредметных связей.
Вопрос о соотношении теории и практики — один из основных в школьном курсе русского языка. Минимум теоретических сведений, который обычно включается в программы и учебники, должен стать основой для формирования речевых умений и навыков. Цель курса родного языка в школе формулируется как «свободное владение языком, речью во всех сферах ее проявления». Развитая речь, как известно, не знает ограничений с точки зрения использования богатых возможностей родного языка. Нетрудно заметить явное противоречие, можно сказать, некоторый дидактический конфликт: с одной стороны, минимум теории, с другой — развитая речь (разные жанры, стили, типы речи; свобода в выборе языковых средств; речь — в устной и письменной форме — не только правильная, точная, но и богатая, выразительная). Как преодолеть это противоречие? Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка и создает условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи. Работа по анализу текста может быть организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся «открывают для себя» закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц не из параграфа учебника, а в результате практической деятельности, которая носит творческий, исследовательский характер. Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к русскому языку, как «явлению уникальному», «средству хранения и усвоения знаний, средоточию духовной культуры народа, основной форме проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементу художественной литературы как словесного искусства». Включение в школьный курс русского языка этнокультуроведческого компонента ставит задачу рассмотрения на уроках русского языка особенностей употребления слова в произведениях художественной литературы, что создает условия для осуществления органической взаимосвязи в изучении русского языка и литературы.
Потребность сблизить изучение русского языка и литературы объективно существует: функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдений над тем, как живут, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей, в том числе в «безукоризненных образцах», какими являются произведения русской классической литературы. С другой стороны, «эстетическое восприятие литературы как искусства, ее воспитательное воздействие на чувства учащихся будут возможны лишь в том случае, если школьники научатся оценивать выразительную сторону родной речи» (Л.П. Федоренко), если у них будет развито чувство языка.
Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного произведения — значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла, значит попытаться разгадать загадку, тайну, которая заключена в каждом истинном произведении искусства слова.
В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста, на воспитание бережного, внимательного, вдумчивого отношения к слову, на формирование у учащихся умений выразительного чтения текста, на заучивание поэтических и прозаических произведений. Нельзя не согласиться с мнением замечательного филолога А.А. Потебни: «Поэтическое произведение должно быть заучено, потому что новый акт поэтического творчества, состоящий в применении образа... обусловливается тем, что в памяти находится готовый поэтический образ. Поэтому в педагогическом отношении нельзя не рекомендовать заучивание поэтических произведений».
Практический курс русского языка, направленный не только на интеллектуальное, но и на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Особое внимание обращается на уроки-семинары (эта форма занятий имеет особое значение в системе непрерывного образования «Школа — вуз»).
Предполагается включение в занятия самостоятельной исследовательской работы старшеклассников (подготовка докладов, рефератов, их рецензирование), использование различных лингвистических словарей и справочников.
В программе не дано распределения отдельных тем по классам, не указано число часов на изучаемые темы; учитель, исходя из особенностей школы, класса, учебного плана, уровня подготовки, интересов учащихся, может изменять последовательность изучения материала, самостоятельно распределять учебные часы и определять конкретные формы занятий. Тексты для анализа, для заучивания отбираются учителем и учениками. Этот отбор, естественно, может соотноситься с программой по литературе, но не должен ограничиваться только ею.
Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы, слова и текста способствует использование на занятиях (в классе и дома) такого вида упражнений, как комплексная работа с текстом. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся. Одним словом, решается комплекс задач, что позволит старшеклассникам подготовиться к экзаменам (как устным, так и письменным, независимо от формы их проведения).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся X класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 11 класса
Требования к уровню подготовки учащихся 11-го класса
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: производить все виды разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, составлять сложные предложения разных типов, определять стиль и тип речи, соблюдать основные нормы литературного языка.
По орфографии находить в словах изученные орфограммы. Уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки.
Владеть читательскими умениями, уметь передавать прочитанное близко к тексту, сжато, выборочно, выявлять подтекст.
Владеть пунктуационной зоркостью, речевой грамотностью.
Уметь составлять план тезисы, конспект художественного, публицистического научно – популярного стиля.
Пользоваться общественно – политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.
Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа.
Писать отзыв о художественном произведении.
Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте, дискуссии.
Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Календарно-тематический план

п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки похождения Примечание
1 Вводный урок. 1 2 О русском языке, о русской речи. 12 3 Текст как речевое произведение. 16 3.1 Понимание текста - процесс творческий. 3.2 От анализа текста к изложению. 3.3 Сочинение - это тоже текст. 4 Система языка. 3 5 Фонетика. Орфоэпия. Графика. 5 6 Лексика. Фразеология. 7 7 Словообразование. Состав слова. Орфография. 7 8 Морфология. 2 9 Синтаксис. 22 10 Пунктуация. 17 11 Повторение. Контрольные упражнения. 10 Итого: 102 Содержание тем учебного курса
О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, О РУССКОЙ РЕЧИ
Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.
Русский язык и русская литература.
Эстетическая функция русского языка.
Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Типы речи (повествование, описание, рассуждение; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).
Русский литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма.
Культура речи. Качества хорошей речи (с учетом стиля высказывания, ситуации общения).
Русский язык и наука о языке.
Словари.
Слово в словаре и слово в тексте.
ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Текст как результат речевой деятельности.
Тема, основная мысль. Микротема.
Абзац. Зачин (первое предложение).
Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста.
Средства выразительности в художественном тексте:
фонетические, интонационные;
лексические;
грамматические.
Стилистические возможности языковых средств. Понимание текста — процесс творческий. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Выразительное чтение как тест на понимание текста. Анализ текста при подготовке к изложению. Сочинение — это тоже текст.
Основные умения и навыки по теме «Текст как речевое произведение».
Учащиеся должны уметь:
— проводить анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.); производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения; объяснение орфограмм и знаков препинания.
Умение самостоятельно сформулировать задания к тексту, направленные на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней.
Умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы, сопоставление двух редакций одного текста и т.д.).
При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные. Выразительное чтение как тест на понимание текста.
Создание текста (в устной и письменной форме).
Умение пересказывать текст (разных стилей), писать изложение (подробное, сжатое, выборочное, с дополнительным творческим заданием);
составлять тезисы, конспект.
Писать сочинения в публицистическом стиле с использованием разных типов речи и разных жанров композиционных форм.
Писать рецензию на сочинение.
Самостоятельно формулировать тему сочинения.
Писать сочинение на самостоятельно сформулированную тему.
Строить устные сообщения (доклады) и выступать на уроках-семинарах, при защите рефератов.
Совершенствовать написанное.
Умение работать с черновиком сочинения, изложения, редактируя текст.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис). Единицы языковой системы, их иерархия. Выдающиеся ученые-лингвисты.
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА
Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.
Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм.
Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит.
Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.
Соотношение фонетики, графики и орфоэпии.
Основные словари и справочники.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь :соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чтении;
различать сильную и слабую позицию звуков;
находить орфограммы на основе звукобуквенного, морфемного анализа слова;
классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;
анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Слово. Словарное богатство русского языка.
Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов.
Группы слов по смысловым отношениям.
Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы.
Группы слов по особенностям употребления и происхождения.
Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.
Слово в тексте. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость.
Лексические средства связи между предложениями в тексте. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Словари.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов); производить лексический разбор слова, текста;
находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;
редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с выбором слова.
СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие.
Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов.
Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования.
Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический анализ слов.
Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа.
Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова, Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов.
Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.
Роль однокоренных слов в создании текста.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
различать морфемы в слове и их значение;
объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;
устанавливать способ словообразования и приводить примеры слов данной словообразовательной модели, учитывая ее продуктивность;
пользоваться школьными словарями (морфемным, словообразовательным, этимологическим).
МОРФОЛОГИЯ
Знаменательные и служебные части речи, их текстообразующая роль.
Именные части речи: что и как они «именуют». Основные категории частей речи. Словоизменение: типы склонения.
Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.
Местоимение. Разряды местоимений.
Местоимение как средство связи между предложениями.
Глагол. Многообразие грамматических форм. Типы спряжения. Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени.
Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.
Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Образование причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.
Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.
Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Текстообразующая роль наречий.
Слова категории состояния.
Служебные части речи. Непроизводные и производные слова. Специфика использования служебных частей речи. Многообразие модальных оттенков частиц. Функции предлогов.
Междометие. Звукоподражательные слова как особый разряд лексических единиц, отражающих природный фон русской жизни. Их эстетическая ценность.
Морфологический анализ слов.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);
определять роль слов, принадлежащих к разным частям речи, в предложении;
склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;
употреблять слова разных частей речи в качестве языковых средств в соответствии с разными типами и стилями речи;
пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.
СИНТАКСИС
Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия. Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение грамматической основы и способы выражения главных членов.
Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Простое осложненное предложение. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
Обособленные второстепенные члены.
Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.
Уточняющие обстоятельства и дополнения, их роль в речи.
Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте.
Полные и неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
Порядок слов в предложении как языковое средство выразительности текста. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Своеобразие в семантике, структуре и функции сложных предложений разных видов. Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении.
Синонимия простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов.
Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе.
Прямая и косвенная речь. Диалог. Синтаксические особенности диалога. Различные способы цитирования. Синонимия различных способов передачи чужой речи.
Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений разных видов, предложения с прямой речью.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных типов;
строить предложения заданной конструкции;
использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой;
соблюдать синтаксическую норму и учитывать коммуникативную уместность при использовании различных единиц синтаксиса в текстах разных стилей.
ОРФОГРАФИЯ
Орфограмма, типы и виды.
Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические). Орфографическая норма. Строение орфографических правил. Алгоритмы применения орфографических правил.
ПУНКТУАЦИЯ
Группы знаков препинания по их функции. Двойные знаки препинания. Авторские знаки препинания.
Интонация и ее связь с пунктуацией. Обособление как способ выделения особых речевых ситуаций.
Знаки препинания в простом и сложном предложении, в тексте. Многофункциональность отдельных знаков препинания.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
объяснить условия выбора орфограммы, знаков препинания;
применить алгоритм при выборе написания;
составить пунктуационную схему, поясняющую постановку знаков препинания в предложении и тексте;
разрешить орфографические затруднения с помощью словаря;
производить орфографический и пунктуационный анализ.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
производить комплексный анализ текста;
создавать высказывание о языке как уникальной культуре русского народа;
целесообразно отбирать языковые средства и изобразительно-выразительные средства при создании текстов разных типов речи и функциональных стилей.