Урок по окружающему миру для 3 класса Полезные ископаемые (песок ,глина ,гранит ,известняк .)


Урок по окружающему миру в 3 классе
УМК «Планета знаний»
Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.
Цель:
Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.
Задачи урока:
I. Предметные.
- формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»
- формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.
II. Метапредметные.
1.ПознавательныеУУД:
- формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;
2. Регулятивные УУД:
- формировать умение концентрировать внимание
- формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты3. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе, в паре
- формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы
- формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.
III. Личностные
- формировать положительную мотивацию к обучению.
- развивать познавательную активность, мышление и речь детей
- формировать чувство уважения к товарищу.
 Оборудование:
Образцы полезных ископаемых: глины, известняка, гранита, песка.
Оборудование для опытов: воронки, лупы, молоток.
Учебники, тетради, карточки с заданиями.
Карта Ленинградской области.
Презентации детей о полезных ископаемых, слайды.
Интерактивная доска, проектор.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
- Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
Пожелаем друг другу удачи.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее? СЛАЙД №1
Гранит
Песок
Стекло
Глина
Известняк
Нефть
Природный газ
- Почему стекло лишнее?
- Давайте его уберем.
- Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)
- А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)
- Давайте найдем перечисленные горные породы в коллекциях
- Какую горную породу не нашли? (Нефть и природный газ) Посмотрите, пожалуйста, в моей коллекции.
- Какие еще горные породы вы знаете?
- Молодцы!
3. Знакомство с новым материалом.
1) Постановка учебной задачи
- Посмотрите на слова, записанные на доске. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (Изучать горные породы)
2) «Открытие» детьми нового знания
- Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице 60. (Полезные ископаемые)
- Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)
- А почему полезные, как вы думаете?
- Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
- Почему ископаемые ?- Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
- Можно отнести к полезным ископаемым глину, нефть, газ, песок, гранит, известняк. Почему? ( Приносят пользу человеку, их добывают из различных слоев Земли)
СЛАЙД № 2
- Выполним задание №54 в тетради.
- Проверим, что записали? (Вещества, которые добывают из различных слоев Земли, называют полезными ископаемыми)
- Для чего добывают полезные ископаемые? (для хозяйственной деятельности человека в больших объемах)
- Где добывают полезные ископаемые? Прочитайте в учебнике на странице 60 первый абзац и найдите, что такое месторождение?
- Прочитаем. Что запишем в тетрадь в задании №55? (Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.)
- Найдите ответ на вопрос. Кто занимается поиском месторождений?
(Геологи)
- Месторождение полезных ископаемых отмечается на карте.
СЛАЙД № 3- Карта Полезные ископаемые Ленинградской области.
-Давайте посмотрим на карту Ленинградской области. У меня карта на доске, а у вас на партах. Работаем в парах. Условными знаками обозначены полезные ископаемые. Рассмотрим условные знаки.
- Назовите, какие полезные ископаемые добывают в Ленинградской области.
- Мы посмотрели на карте месторождения полезных ископаемых, которые добывают в Ленинградской области
- А какие полезные ископаемые добывают в нашей Елизаветинской области? ( Известняк и песок)
- Давайте вспомним. Какие три состояния веществ вы знаете?
СЛАЙД № 1
(Жидкое, твердое, газообразное)
- Давайте заполним таблицу:
(Таблица на интерактивной доске, дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» полезное ископаемое в нужный столбик)
Жидкие Твердые Газообразные
Гранит
Песок
Природный газ
Глина
Известняк
Нефть
- Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)
- Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам.
- Что бы ответить на этот вопрос, давайте послушаем проекты ребят про полезные ископаемые, которые они подготовили, используя справочную литературу.
Выступление детей с проектами: «Глина», «Песок», «Гранит», «Известняк». (Презентации детей)
- Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам? (Все вещества отличаются по составу и свойствам)
Выполнение практической работы в группах.
- А теперь давайте попробуем в ходе выполнения практической работы доказать свойства и состав полезных ископаемых, с которыми нас познакомили ребята.
- Каждая группа получит карточку с заданиями.
По ходу выполнения заданий необходимо заполнять таблицу.
- Послушаем, какую работу выполняла 1 группа?
(Сравнивала глину и песок)
- Какую работу выполняла 2 группа?
3. Глина
4. Известняк
5. Песок
«5»- без ошибок
«4»- 1 ошибка
«3»- 2 ошибки
- Проверим по карточке с верными ответами и поставим себе оценку.
- Поднимите руку, кто получил «5», «4»
4. Итог урока. Домашнее задание:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Домашнее задание:
1.Прочитать в учебнике с.60-63 и ответить на вопросы.
2. Дополнить свои проекты информацией о применении полезных ископаемых
3. Приготовить проект про полезное ископаемое по плану.
4. В электронный дневник я выложу кроссворд, а вы дома сможете, его отгадать.
План изучения полезного ископаемого:
1. Название. 
2. Образование и состав
3. Свойства
4. Способ добычи. 
5. Значение и применение.
- Оцените работу каждого в вашей группе.
Рефлексия
- А теперь я вас попрошу на вашей карточке с фамилиями оценить свою работу на уроке. Пусть каждый напротив своей фамилии нарисует один из трех смайликов
«Улыбающийся смайлик» - я доволен своей работой на уроке
«Равнодушный смайлик» - я допустил ошибку
«Недовольный смайлик» - надо постараться и успех придет