Интегрированный урок литературы и МХК «Образ женщины как символ русского искусства XIX века»

Интегрированный урок  литературы и МХК  
«Образ женщины как символ русского искусства XIX века».
 
Литература: Русская литература 19 века;
Мировая художественная культура: Художественная культура 18 – 19 века;
Тема урока: «Образ женщины как символ русского искусства XIX века».
Тип урока: интегрированный урок.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы учебной деятельности: Эвристические, творческие, иллюстративные.
Цель урока:
найти пути обобщения литературного материала, связанного с художественной литературой конца XVIII – XIX веков в контексте культурных традиций времени.
Задачи:
Образовательные: помочь обучающимся увидеть пути формирования эстетического идеала женщин в русском искусстве конца XVIII - XIX веков.
Воспитательные: воспитывать общую культуру, патриотическое чувство, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки обучающихся, воспитание творческой личности; формировать личностное отношение к проблемам, раскрытым в искусстве.
Развивающие: развивать образное мышление, выявлять связи, формулировать и аргументировать выводы; развивать познавательный интерес, совершенствовать навыки сопоставительного анализа женских образов литературных произведений и произведений живописи; способствовать развитию на примере произведений искусства эстетического вкуса и актёрского мастерства.
Оборудование урока:
Технические средства: Компьютер, мультимедиа проектор,.
Зрительный ряд:
1. Презентация урока (Приложение)
Литературный ряд:
В.И.Коровин, 10 класс, Учебник для образовательных учреждений. базовый и профильный уровни
Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф., литературная гостиная: "сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссворды.
Л.И.Тареева, А.И.Жданова, литература 9-11 классы. Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения
О.Н.Абезина, Литература 9-11 классы. Воспитание любви к слову
Пустовой П.Г. Тайны словесного материала. Элективнй курс: учебно-методический комплект
Емохонова Л.Г. Учебник “Мировая художественная культура” - М.: Издательский центр “Академия”, 2005,
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности.Профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учереждений. – М.: Дрофа, 2006. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для учителя. - М.: ООО “Фирма МХК”, 2004.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреж. – М.: Владос, 2006
Воронихина Л.Н., Михайлова Т.М. Русская живопись XVIII – XIX века. Книга для чтения. М.: Русский язык, 1990.
Музыкальный ряд:
П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс» (Приложение)
П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла « Времена года» (Приложение)
Ф.Лист «Грёзы любви» (Приложение)
А.Н. Скрябин «Прелюдия» (Приложение)
Интернет-ресурсы
http://www.nearyou.ru
http://www.art-spb.ru
http://belaveda.my1.ru
http://laral.ru/index.php
http://www.pleera.net/viewer
http://www.torrentino.ru
Технологическая цепочка проблемного обучения.
Этапы
урока
Дидактическая
цель
Содержание
урока
Содержание работы учителя
Методы и
приёмы и
Содержание
работы
учащихся

Актуализация темы.
Организация начала урока.
Подготовка учеников к работе.
Тема: «Образ женщины как символ русского искусства XIX века».

Сообщение цели, задачи урока.
Постановка проблемного вопроса.
Словесно-иллюстративный.
Восприятие цели урока, воспроизведение исходного материала.

Анализ ситуации. Постановка проблемы.
Подготовка к основному этапу урока.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока.
1.Понятие «символ» в искусстве, в «эстетике и философии искусства», в определении В.В.Колесова.
2.Работа в микрогруппах.
Информация к размышлению, подводит к определению.
Консультации.
Знакомство с определениями, обсуждение, выводы.

Обобщение и систематизация знаний.
Проблемный вопрос, его решение.
Обобщение литературного материала, связанного с художественной литературой конца XVIII – XIX веков в контексте культурных традиций данного времени.
Составление собирательного портрета – идеального образа женщины XIX века, который сформировался в ходе поисков писателей и художников в русском искусстве этого периода.
Организация размышления над проблемой, помощь в построении логического, доказательного рядя.
Эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов.
Структурирование полного ответа в разрешении проблемного вопроса.
Актёрская игра: диалог героинь.

Поиск решения проблемного вопроса путём интеграции литературы и живописи.
Обсуждение проблемного вопроса.
Наблюдение учащихся за диалогом литературы и живописи в поиске идеала.
Постановка вопросов «Созвучны ли образы, созданные русскими писателями, творчеству русских художников?»
Иллюстративный ряд.
Организация процесса аналитического
мышления.
Эвристическая беседа на основе иллюстративного ряда с последующим обсуждением, Вопросно-ответный диалог.
Сообщения учеников о картинах известных художников, чтение стихов, написанных к портретам, анализ,
выводы.

Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Решение проблемного вопроса.
Вывод.
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Размышление над проблемным вопросом урока.
Обобщение сказанного.
Творческое задание.

Работа над развитием критического мышления: составление синквейна на тему «Образ русской женщины».


Ход урока.
Организация начала урока.
На экране – слайд презентации с темой урока.
Звучит музыка Ф.Листа «Грёзы любви».
Учитель литературы.
Женщина. Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Ее звали Лаура, Беатриче, Венера, Елена, Нефертити, Мария, Ксения, Анна. Многие из этих имен стали символами: преданности и верности.
Озвучивается тема урока. Слайд №1.
Определение цели и задачи урока : Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока? А задача?
Озвучивание цели урока, задачи. Слайд №2, №3.
Озвучивание эпиграфа урока. Отрывок из стихотворения «Женщине» поэта-символиста Серебряного века Валерия Брюсова. Слайд №4.
- Ребята, а слова какого поэта XIX века созвучны словам В.Брюсова, и их тоже можно взять в качестве эпиграфа к нашему уроку?
А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты!»
Озвучивание проблемного вопроса. Слайд №5.
- Ребята, что такое «символ»? Где в жизни вы встречались с символами: в математике, истории, информатике? А в литературе? В искусстве?
Предлагаем вам познакомиться с научными определениями термина «символ» и выбрать определение, которое вам понятно и объяснить свой выбор.
II. Основная часть.
1.Символ ( в искусстве) – «универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории – с другой. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в конечной мере, символ); но категория «символ» указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного» (БСЭ, XIV, с. 385).
2. Символ - от греч. « simbolon» - «знак», «примета» – «в эстетике и философии искусства – универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством – содержательный элемент художественного произведения, рассматриваемый в своём знаковом выражении. На сегодняшний день проблематика символа разрабатывается в эстетике и теории искусства как проблематика выразительных средств художественного образа» (Культурология, XX век. Энциклопедия,с.199).
это «условное обозначение вещи, качества или действия в понятии и в идее; в слове языка одновременно существуют образный смысл – образ, понятийное значение – понятие и ценность национального символа; символ есть образное понятие – то, что мы представляем в образе; () в совместном усилии мысли и чувства рождается образ» (В.В.Колесов).
Учащиеся знакомятся с определениями, обсуждают их в небольших группах.
После обсуждения делаем вывод: символ это образ, наделённый определённой «знаковостью» в контексте культуры. Слайд №6.
Учитель литературы.
В русском искусстве конца XVIII – XIX веков женские образы занимают особое место: это не раз отмечали литературные критики (В.Белинский, Н. Добролюбов, И.Гончаров и др.). Д.С.Лихачёв в XX веке писал, что уже древняя русская литература « знает удивительные по своей человечности образы тихих и мудрых женщин». Однако именно в русской литературе XIX века созданы замечательные женские образы, проблема судьбы русской женщины занимает одно из ведущих мест в литературе этого периода.
Предлагаю вам составить собирательный портрет – идеальный образ женщины XIX века, который сформировался в ходе поисков писателей в русской литературе этого периода и ответить на вопрос: «На что стремились обратить внимание читателей писатели и поэты XIX века в образах любимых героинь?». Слайд №7.
Выступление критиков и инсценирование фрагментов из произведений писателей.
Татьяна Ларина – любимая героиня А.С.Пушкина.
- высказывание В.Г.Белинского;
- инсценирование « Ужель та самая Татьяна?» Слайд №8. Звучит музыка П.И.Чайковского «Сентиментальный вальс».
- Почему образ Татьяны стал ведущим в русской литературе? Татьяна для А.С.Пушкина – идеал женщины; это характер самобытный, естественный, гармоничный. Татьяна способна быть верной любви и жертвовать собой ради близких. А.С.Показывает, что именно в условиях русской деревни, в единении с природой и народным бытом формируется такой характер.
2. Катерина, «её горячее сердце» из «Грозы» А.Н.Островского.
- отклики критиков;
- монолог Катерины; Слайд №9.
3. Образ величавой славянки – любимый образ Н. Некрасова.
- отзыв литературоведа;
- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Слайд №10.
4. Наташа Ростова – любимый образ Л.Н.Толстого. Звучит музыка П.И.Чайковского «Сентиментальный вальс».
- отзыв литературоведа;
- монолог Наташи (первый бал). Слайд №11.
- Ребята, скажите, на что стремились обратить внимание читателей писатели и поэты XIX века в образах любимых героинь? Размышление учеников над вопросом.
Учитель подводит учащихся к выводу: деревенская среда, русская природа, связь с народной культурой формируют русскую женщину. Писатели уделяют большое внимание роли семьи в её формировании: их интересует вопрос, в какой среде воспитывается женщина – будущая мать и жена. Гармоничность, естественность, жизнелюбие, многогранность натуры – основные черты русской женщины XIX века, об этом говорят литературные критики, писатели, поэты, создавая образ русской женщины.
Учитель мировой художественной культуры.
«Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно!» Н.Заболоцкий.
Литература и живопись! Да, содружество этих двух искусств известно давно. Писатели развивали идеи, которые были основными в русском искусстве конца XVII – XIX веков. Писатели искали идеал в женском образе. Вдохновлённые этими идеями художники этой эпохи создавали свои, яркие женские образы, которые впоследствии много раз привлекали внимание потомков. Я предлагаю заглянуть в наш вернисаж и задуматься над вопросом: созвучны ли образы, созданные русскими писателями, образам, созданным русскими художниками.
Предоставляю слово искусствоведам: (Ученики подготовили сообщения об известных картинах художников).
Слайд №12. Картина Ф.С.Рокотова «Портрет А.П.Струйской». В 1772 году художник Ф.С.Рокотов закончил этот портрет тогда 18-летней девушки. Художник И.Э.Грабарь пишет об очаровании этой картины «рокотовский мазок, нервный, до последней степени свободный, идущий во всех направлениях, изящный, часто капризно изломанный – этот мазок есть настоящая паспортная примета художника». Ф.Рокотов изобразил очаровательную юную женщины, как бы воздушную и несколько нереальную: может быть, он чувствовал её будущую тяжелую болезнь. Картина пленяла современников художника, была предметом восхищения и в более позднее время. Описать красоту портрета словами не просто, под силу, это, пожалуй, лишь поэту. Николай Заболоцкий, поэт XX века, тронутый прелестью героини портрета посвятил ей стихотворение «Портрет». Послушайте его. Звучит музыка А.Н.Скрябина «Прелюдия».
Слайд №13. Картина В.Боровиковского «Портрет М.И.Лопухиной». «Портрет М.И.Лопухиной», созданный художником в1797 году, именно в это время в русское искусство вошёл сентиментализм, призывавший раскрыть глубоко личные переживания, запечатлеть чувства. Портрет считается шедевром Боровиковского, который воплотил в нём представления своего времени о женской прелести, удивительной, почти неземной и недолговечной, так как Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Через год после того, как Боровиковский написал её портрет, она умерла. Но эта женщина таила в себе столько нежности, любви, чистоты, поэзии, что по первым впечатлениям от увиденного портрета у поэта Я.Полонского сложились проникновенные строки. «К портрету М.И.Лопухиной». Послушайте его. Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня ».
Слайд №14. Картина И.Н.Крамского «Неизвестная». Картина появилась впервые в ноябре 1883 года на XI выставке Товарищества передвижных выставок. До сих пор не решена загадка, кто эта женщина, и эта загадка будоражила зрителей прошлого, не даёт покоя поклонникам картины и сегодня. Было в ходу предположение о литературном источнике портрета - героиню картины связывали с героиней романа Л.Н.Толстого Анной Карениной, а также с героиней романа Ф.М.Достоевского «Идиот» - Настасьей Филипповной, потому что художник увлекался творчеством обоих писателей. Но особенно популярной стала картина после появления в 1906 году стихотворения А.Блока, которому картина обязана своим вторым названием – «Незнакомка». Давайте послушаем отрывок из стихотворения А.Блока «Незнакомка». Звучит музыка Ф.Листа «Грёзы любви».
Учитель мировой художественной культуры.
Слайд №15. Три художника, три ярких индивидуальности. По-разному видели мир, по-разному раскрылись в своём творчестве, но женские образы занимали особое значение в их творчестве.
Скажите, пожалуйста, что общего вы заметили в этих портретах?
Что стремились раскрыть художники?
Какие черты характера русской женщины запечатлели художники в своих героинях?
Какими художественными средствами авторы формируют символику образа?
Почему образ героини И.Н.Крамского связывали с героиней стихотворения А.Блока?
Что вас привлекает в героинях картин?
Учитель подводит учеников к выводу: художники, писатели, поэты выражали в женском образе представление о том, какими качествами должна обладать женщина. Для них женщина – это идеал гармонии, возвышенной красоты, духовности – тех качеств, которых не хватает в реальной жизни.
III. Подведение итогов.
Учитель литературы.
Подводя итог нашей работе, хочется сказать - кем бы ни был творец-художник: ваятелем или живописцем, музыкантом или поэтом, он всегда стремился показать главное в человеке – его возвышенный идеал!
Для того, чтобы окончательно подвести итог урока, мы вам даём возможность ещё раз самостоятельно поразмышлять над данной проблемой. Вам предлагается написать Синквейн на тему «Образ русской женщины». Слайд №16.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Сентиментальный вальс», ребята пишут синквейны и зачитывают их.

Женщина!
Ласковая, нежная!
Веселится, грустит, любит!
Я влюблён в этот чудный образ!
Идеал!




15