Презентация по физике Законы Ньютона (урок-игра для 9 класса)


МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 Обобщающий урок - игра 9 класс (2 часа)Учитель физики Ларина Людмила Павловна(высшая категория) Эпиграф: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной»Исаак Ньютон (1643-1727г.г.) Задачи: - формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, осознанных мотивов учения в процессе изучения механики Ньютона с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, - развитие мышления учащихся; - формирование умений самостоятельно применять полученные знания для объяснения физических явлений на основании законов Ньютона; - овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях и применение их на практике.- воспитание уважительного отношения к мнению оппонента и чувства ответственности за подготовку товарища к ответу;- развитие навыков сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;- подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии; Вступительное слово учителя Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что, по мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно относясь к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления. В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме;научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;совершенствовать навыки решения экспериментальных, качественных и расчётных задач;расширить кругозор учащихся;развить коммуникативные способности. Подготовка к уроку: 1. Ребята делятся на команды (можно по рядам), равные по силам.2.Выбираются капитаны команд.3.Команда получает задание – подготовить рекламны ролик I, II и III законов Ньютона.4. Команда изучает литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносит книги на урок. Вступительное слово учителя.Конкурсы:- «Колесо истории»;- «Доверяй, но проверяй»,- «Кто кого!»,- «Цепочка».Игра «Интересные вопросы».Подведение итогов. Награждение победителей.Заключительное слово учителя. Конкурс «Доверяй, но проверяй!» Проведите опыт: положите на стакан почтовую открытку, а на открытку - монету. Ударьте по открытке резко щелчком.Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан? Почему монета не падает, если медленно тянуть открытку к себе?С помощью динамометра определите разрывное усилие для швейных ниток № 40.Возможен ли обрыв нити при подъеме гирьки массой 200 г вертикально вверх? При каких условиях? С каким ускорением можно поднимать гирьку?Сравните инертность двух цилиндров (железного и алюминиевого).Оборудование: нить длиной 500 мм с петлями на концах, штатив.Соедините цилиндры нитью и подвесьте их на штативе. Отклоните оба цилиндра в противоположные стороны на одинаковые расстояния от поло­жения равновесия и одновременно отпустите их. Наблюдайте за отклонениями цилиндров после взаимодействия.Какой из цилиндров обладает большей инертностью: железный или алюминиевый? Конкурс «Колесо истории» Назовите дату рождения Исаака Ньютона. (25 декабря 1642 г. по старому стилю, 4 января 1643 г. по новому стилю)В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661 г.?(Кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити-колледж.)Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? (27 лет. С тех пор Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры, на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученых.)В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности? (Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа телескопа-рефлектора, открыл явление дисперсии.)От единичного факта - падения яблока - Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? (В 1667 г. Ньютон формулирует закон все­мирного тяготения, лежащий в основе небесной механики.) В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы? (1687 г., «Математические начала натуральной философии». Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед.)Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни? (В 1705 г. королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, был богат и окружен вниманием своей племянницыГде похоронен Ньютон? (Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: «… Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий».) Конкурс «Цепочка» Какое состояние наблюдается у тела? Почему? Какой закон это объясняет? Изобразите силы, действующие на тело? Н2 V =?Действия …. ? m = 4кгFтр = 2Н Fтяги= 10Н Какой одной силой можно заменить эти 2 силы, приложенные к телу? Как она называется? F =F =F = (Рассчитать! Начертить!) Дать определение: а =а = (Вычислить!) Какое ускорение появится у тела? Как его рассчитать? Какой закон использовать? Конкурс «Кто кого!» 1.Построить вектор равнодействующий сил и найти её модуль.F1 F2 F3 2.К телу приложены 2 силы F1=0,5Н и F2=2 Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения. F1 F2 1 кг Конкурс «Реклама» Домашнее задание. Команды представляют подготовленные дома номера, в которых рекламируют законы Ньютона. 1.Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет»лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперед?О т в е т: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на ло­шадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно пере­мещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.2.Яблоко падает на Землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать:«Яблоко и Земля падают друг на друга»?Ответ: Яблоко и Земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для Земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с1, а земному шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.3.История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?Напоминаем: ...Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад,А щука тянет в воду. Ответ: Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю. Подведение итогов. Награждение победителей. Заключительное слово учителя: Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит и у вас, девяти­классников, жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца. ЛИТЕРАТУРА Блинов В. Н. Тесты по физике. 9 кл. - Саратов: Лицей, 1997.Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физи­ке. 8 кл. (Дидактический материал): Пособие для учителя / В. А. Буров, А. И. Иванов, В. И. Свиридов / Под ред. В. А. Бурова. М: Просвещение' 1985.-64 с: ил.Вологодская 3. А., Усова А. В. Дидактический материал по физике. 8 кл.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988- 80 с: ил.Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для уча­щихся- М: Просвещение, 1986-255 с: ил.Колтун М. Мир физики- М.: Детская литература, 1984.-271 с: ил.Кудрявцев П. С. Исаак Ньютон.- М.:Учпедгиз, 1963.- 141 с.Перельман Я. И. Занимательная физика: В 2 кн. Кн. 2-я. - М.: Наука, 1976.-272 с: ил.Саенко П. Г. Физика: Учеб. для 9 кл. сред, шк- М.: Просвещение, 1992.-175 с: ил.9.Слово о науке: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты.Кн. 2-я /Сост., авт. предисловия и введений к главам Е. С. Лихтенштейн.-М.: Знание, 1986.-288 с. Блинов В. Н. Тесты по физике. 9 кл. - Саратов: Лицей, 1997.Буров В. А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физи­ке. 8 кл. (Дидактический материал): Пособие для учителя / В. А. Буров, А. И. Иванов, В. И. Свиридов / Под ред. В. А. Бурова. М: Просвещение' 1985.-64 с: ил.Вологодская 3. А., Усова А. В. Дидактический материал по физике. 8 кл.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988- 80 с: ил.Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для уча­щихся- М: Просвещение, 1986-255 с: ил.Перельман Я. И. Занимательная физика: В 2 кн. Кн. 2-я. - М.: Наука, 1976.-272 с: ил.Саенко П. Г. Физика: Учеб. для 9 кл. сред, шк- М.: Просвещение, 1992.-175 с: ил.