Конспект урока по ОРКСЭ модуль Светская этика на тему Дружба (4 класс)


Конспект урока
Модуль: «Светская этика»
Класс: 4
№ урока: 14
Тема: Дружба.
Цель: формирование представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности и о качествах, которыми должен обладать настоящий друг.
Задачи:
показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в жизни человека;
учить видеть хорошее в человеке через игру.
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
формировать положительные качества личности.
Виды деятельности: лексическая работа, прослушивание и анализ текста, работа в парах, группах.
Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы, карточки, маркеры, цветная бумага, ножницы, магниты, презентация к уроку «Дружба», толковый словарь С. И. Ожегова, печатный раздаточный материал, фонограмма детской песни.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Тихо звучит песня «Если с другом вышел в путь... »).
- Я рада видеть вас на уроке. Посмотрите в окно, какой сегодня солнечный день! Солнышко дарим нам много света, тепла, радости. Давайте и мы подарим друг другу улыбки и пожелаем удачного дня. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь своему соседу и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…» Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
II. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемы.
- Ребята, разгадайте ребус. (по начальным буквам прочитать слово «дружба»)- Как вы думаете о чём будем говорить сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Молодцы! Мы поговорим с вами о дружбе, друзьях — о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.
Ш. Поиск решения проблемы. «Открытие новых знаний».
Л. Измайлов «Монолог о дружбе».
Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Ну, а всё же, что означаетЭто слово? Значит, что оно?
- Так что же такое «дружба»? Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах.
1) Работа в группах.
- Выполните задания, которые помогут понять значение слова «дружба». Ответы запишите в рабочие листы.
группа: Используя толковый словарь, объясните значение этого слова.
группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
группа: Подберите к слову «дружба» слова, подходящие по смыслу, получите словосочетания.
2) Проверка результатов работы в группах. (рабочие листы вывешиваются на доску, дети рассказывают).
Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. 3) Работа в парах.- Перед вами карточки со словами, обозначающими качества человека. Выберите те из них, которыми должен обладать друг.Слова на карточках:доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, понимание, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
- Какие слова вы бы добавили ещё?- А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему?- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга- это только половина дела: нужно ещё самому быть таким».
IV. Физкультминутка. (фонограмма песни)Встаньте дети,
Встаньте в круг (3 раза)
Я твой друг и ты мой друг.
Самый лучший друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали 
И к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
V.Работа в парах с пословицами и поговорками. (даются карточки со словами пословиц и поговорок)- Люди сложили много пословиц и поговорок о дружбе, о друге. Я предлагаю вам собрать их, прочитать и объяснить смысл.
Один за всех и все за одного.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
Не ябедничай, лучше помоги.
Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
Помоги другу в беде.
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Друг за друга держаться — ничего не бояться.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет.
VI. Правила дружбы.
Ребята, из этих пословиц и поговорок можно собрать правила, законы дружбы. (Дети дают свои ответы, затем открывается плакат “Законы дружбы”:
Один за всех и все за одного.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
Не ябедничай, лучше помоги.
Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
Помоги другу в беде.
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
- Конечно, существует много законов дружбы, но это-основные. Соблюдая их, я думаю вы никогда не потеряете друга. Будьте добрыми, дружелюбными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не будьте зазнайками, ябедами, берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите на помощь друг к другу и тогда вы сами будете называться настоящим верным другом.
VII. Закрепление.
Игра «Волшебный стул» (по Н.Е. Щуровой).
В дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (добрый, внимательный...); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой...); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.
Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения:
Что случилось с Мишей?
Почему он повел себя так?
А как бы вы повели себя в такой ситуации?
Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
1.Закончите предложения:Сегодня я узнал….Я понял, что……Я почувствовал, что……Мне захотелось…….Я попробую… - Вот и подошел к концу наш урок. Пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, уважением, бескорыстием.
Давайте дружно будем жить
И нашей дружбой дорожить.
И никогда не ссориться
Тогда дела все спорятся.
IХ. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Мой друг».