Технологическая картаЕвропейское общество в раннее Новое время


Тема урока : «Европейское общество в раннее Новое время.»Цели урока:
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на осмыслении повседневной жизни различных слоев европейского общества.
Метапредметные:
Познавательные: умеют слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделяют главное, сравнивают, анализируют, делают выводы, пользуются иллюстративным материалом как источником содержания знаний;
Коммуникативные: при работе взаимодействуют с товарищами: слушают, доказывают свою точку зрения; принимают другую точку зрения, если она более убедительна; предъявляют результат своей работы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные: Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Оборудование,ТСО:
Организационная структура урока
Этап урока Задание Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
1. Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Включение в работу
2. Актуализация знаний Работа с терминами у доски Организует работу с терминами по предыдущему уроку Записывают термины на доске и дают устно краткую характеристику.
1 уч-ся: термины, обозначающие новые занятия европейцев.
2 уч-ся: термины, обозначающие новые слои общества Регулятивные: принимают учебную задачу.
Коммуникативные: строят понятные для окружающих высказывания
3. Постановка учебной задачи Формулировка учебной задачи Сообщает тему урока.
Предлагает сформулировать учебную задачу
Задача: исследовать особенности повседневной жизни европейцев в эпоху раннего Нового времени Записывают тему урока в тетрадь.
Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи Регулятивные:
Принимают учебную задачу.
4. Изучение нового материала (работа в соответствии с планом) Вводный в тему рассказ. Слушают учителя, выделяют главное Регулятивные:
Принимают учебную задачу.
Познавательные: слушают и анализируют
4.1. "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны",
"Столетие редкого человека" Работа с карточкой 1 Организует работу с карточкой 1 и с текстом учебника "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны" и "Столетие редкого человека" Читают текст, находят ответы на вопросы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, используют знаково-символические средства, структурируют знания
Проверка полученных знаний Проверяет работу учащихся с карточкой 1 Отвечают на вопросы, слушают и дополняют друг друга Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания; слушают и понимают речь других.
4.2. "Грим и пудра вытесняют мыло" Беседа Рассказывает о гигиене европейцев
Делает вывод по 1 и 2 п., плавно переводит рассказ к следующему пункту. Слушают учителя, высказывают свое мнение по поводу порядков того времени. Делают выводы Познавательные: слушают и анализируют
Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию
4.3. "Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть"
Работа с текстом учебника и дополнительными источниками Организует работу с текстами.
Озвучивает задание: Составить на выбор меню на один день для семьи крестьянина, бедного горожанина, буржуа или богатой аристократической семьи.
Проверяет задание Читают текст, выполняют задание, представляют выполненную работу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, используют знаково-символические средства, структурируют знания
4.4. О чем может рассказать мода. Работа со зрительным рядом Рассказывает об одежде и модных тенденциях того периода времени Слушают учителя, высказывают свое мнение. Делают выводы Регулятивные:
Принимают учебную задачу.
Познавательные: слушают и анализируют
Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию
5. Закрепление знаний и способов действий Обобщение полученных знаний Проводит беседу по вопросам:
Какие изменения произошли в повседневной жизни европейского общества по сравнению со средневековьем? Чем они были вызваны? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
6. Домашнее задание п. 6, экскурсия по Лондону Комментирует задание
п.6, прочитать
подготовить и провести экскурсию по Лондону XVIIв. по одной из тем: используя доп. материал к параграфу Воспринимают задание, уточняют, записывают в дневник Регулятивные: принимают учебную задачу.
Карточка 1.
«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны», "Столетие редкого человека".
Ознакомьтесь с текстом данных пунктов в п.6 и ответьте на вопросы.
Вопросы:
1.Как выдумаете, в чем причина ранней смертности в XVII веке?
2.От каких болезней преимущественно умирали люди в раннее Новое время?
3.Чем объясняется фактическое отсутствие прироста населения в Европе в XVI-XVII вв.
4.Как объясняется высокая женская смертность?
5.Голод был частым гостем в Европе. Что было основной причиной голодных лет?
6.Как называли «сыпной тиф»?
7.Какова была средняя продолжительность жизни в раннее новое время?
8.Как называли больницы того времени?
9.На сколько сократилось население Западной Европы в результате «черной смерти» в XVI веке.
Карточка 2.
«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть».
Ознакомьтесь с материалами в учебнике в п.6 и следующими дополнительными материалами и составьте на выбор меню на один день для семьи крестьянина, бедного горожанина, буржуа или богатой аристократической семьи.
Дополнительные материалы:
Иоганн Боэмус. «Обычаи питания в Германии» (начало XVIвека).
«В то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно. Работающие едят четыре раза в день, праздные - только два. Немного хлеба, затируха (каша) из овса или вареные бобы - пища крестьян, вода или сыворотка - их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало, сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье, чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский ротик, после того как няня ее хорошо разжует. Вино потребляют только богатые, потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого»
Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII в.).
По возвращении во дворец - парадный обед. Он сервирован в одной из передних комнат за маленькой и, как того требует этикет, квадратный стол, заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой, но не будем подробно останавливаться на меню- это заняло бы не менее двух страниц. Оно состоит из пятидесяти различных кушаний- тут и четыре супа, и два очень солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на вертеле. Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т.е. приготовленное завернутым в промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и телячья голова под острым соусом. Затем появляются четыре вида закусок… куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких - из овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на десерт – дивные фрукты: виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т. д. и т. п. Четыреста каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.Разумеется, Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор любимых яств.