Формирование здоровьесберегающей среды на уроках немецкого языка


Введение
«Здоровье – это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения. Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения подчёркивается в статье 51 Закона «Об образовании», где говориться, что «образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучие школы, её успешности на рынке образования. С учётом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».
Одна из целей образования учащихся – предоставление им возможности получать положительный опыт участия в самых разнообразных видах оздоровительной деятельности и расширение их кругозора. Любовь к занятиям представляет собой состояние, достигаемое путем стремления к наиболее полной реализации жизненных возможностей во всех аспектах своего существования – социальном, психическом, духовном и физическом. Основой этого динамичного многопланового состояния является хорошее здоровье. Для полноценной жизни необходимы следующие компоненты: умственная активность и любознательность, положительные эмоциональные ощущения, осмысленные взаимоотношения с другими учащимися, осознание общественных проблем и участие в их решении, физические способности для энергичных действий, направленных на достижение личных целей. На современном этапе деятельность школы сконцентрировались на здоровье учащихся, ее возможностях организовать качественное обучение, развитие и воспитание детей без ущерба для физического и душевного здоровья.
Формирование здоровьесберегающей среды
на уроках немецкого языка
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов и, как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и преподавателей.
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка способствуют различные способы. Можно выделить частные и общие способы.
Общие:
смена видов деятельности;
игровые приемы;
разрядки;
физкультминутки.
Частные:
При обучении произношению использовать:
считалки;
рифмовки;
песни;
фонетические игры;
фонетические зарядки:
повторение за учителем;
повторение в различных формах:
а) сидя;
б) стоя;
в) с поднятием рук вверх;
г) с движением.
звукоподражательные игры;
физкультминутка с произнесением рифмовок;
движения при исполнении песен на немецком языке и др.
При формировании лексических и грамматических навыков:
Звуковая наглядность:
аудиозаписи;
проговаривание;
Зрительная наглядность:
рисунки;
карточки разного цвета;
цветные мелки;
Предметная наглядность:
игрушки;
пальчиковые куклы;
Лексические и грамматические игры;
Кроссворды, загадки, викторины.
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых использую элементы здоровъесберегающих технологий. Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Немецкий язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости учащихся на уроке должна происходить смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Для этого, прежде всего, стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Поэтому при планировании уроков включаю зарядки-релаксации. Цель их – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным. Релаксация может быть проведена на любом этапе урока. Перед учениками можно не ставить цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освободить учащихся на короткое время от умственного напряжения. Если необходимо запомнить материал, то срабатывает механическая память. И запоминание происходит легко.
К наиболее распространенным приемам релаксации на уроках немецкого языка относятся:
Упражнения на расслабление нервной системы и активизации мозговой деятельности (Прил.1).
Упражнения асинхронной гимнастики (Прил. 2).
Упражнения для выработки правильной осанки и профилактики близорукости (Прил. 3).
Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Физкультминутки (Прил.4) – это несложные физические упражнения,
направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Основными видами упражнений для физкультминуток являются: разгибание туловища, подтягивание, дыхательные упражнений сидя и стоя, ходьба, наклоны и повороты туловища, движения кистями рук. Двигательная активность учеников на уроках способствует лучшему овладению материала, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
Считалки (Прил. 5) – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. В наши дни дети применяют считалки при распределении ролей и установлении очередности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно. Особенности считалки – это строгая ритмичность, обилие рифм, особое внимание, уделяемое не смыслу произносимых слов, а результатам, получаемым при счете.
Считалки – это не только интересный и веселый жанр, детский фольклор, это еще и прекрасный материал для эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, и для снятия эмоциональной напряженности.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка. Рифмовки повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя урок, помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью, так свойственной многим ученикам начальной школы.
Одним из лучших вспомогательных средства релаксации, "помощником" для снятия напряжения можно назвать музыку. Сейчас в продаже есть много специальных аудио- и cd-записей, предназначенных для релаксации. Предлагаются также и видеозаписи (различные виды природы), сопровождающиеся звуковым рядом. Вы можете попробовать приобрести такие уже готовые записи. А можете сами подобрать и записать для себя небольшой звуковой ряд. При правильном индивидуальном подборе и способе слушания музыка - лучшее из психологических лекарств. Чтобы музыка стала вашим помощником, нужно внимательно изучать свои музыкальные реакции. Если музыка вызывает у Вас хоть малейший внутренний протест (исполнением, жанром, ассоциациями), не используйте ее в качестве своего помощника. Музыка должна быть безоговорочно вашей, любимой. Громкость должна быть оптимально-минимальной - не выше той, которая достаточна, чтобы можно было не напрягать слух. Выключайте музыку, как только заметите, что ее действие начинает слабеть. Полезно время от времени менять репертуар. Помните, что для расслабления нужна медленная, спокойная музыка. Песни (Прил. 6, CD) – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе, вносящий в процесс изучения языка элемент праздничности, нетрадиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения. 
Игра (Прил.7) – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Игра на уроках немецкого языка помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Фонетическая зарядка – это этап урока (обычно начальный), который
предназначается для формирования и совершенствования слухопроизносительных навыков учащихся. Фонетическая зарядка помогает переключиться на иностранный язык, обеспечивает настройку слухового и речевого аппарата учащихся. При определении материала фонетической зарядки исходят из основного лексико-грамматического материала урока, фонетические факты которого могут представлять трудности для учащихся. На фонетическую зарядку отводят 5 – 10 мин, виды и формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Фонетическая зарядка может быть проведена в форме игры.
Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. При этом развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры. Когда учащиеся принимают роль, то они разыгрывают ее в определенной ситуации. Группа учащихся, разыгрывающая роль в классе уподобляется группе детей, играющих в школу, больницу, звездные войны и т.д. И те и другие бессознательно создают, творят свою собственную реальность и делая это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми. В этой ситуации нет зрителей. В ситуации отсутствует риск коммуникации и поведения реального мира. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль скорее укрепит, нежели разрушит уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.
С целью повышения интереса провожу занимательные уроки или
ввожу занимательные элементы в уроки. Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании. На своих уроках чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным. Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках часто предлагаю учащимся периодически постоять. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Приложение 1
Упражнения на расслабление нервной системы и активизацию мозговой деятельности
Упражнение «Wir machen Komplimente». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Eine Nachricht für dich». По кругу передается сообщение, например «Ich bin froh, dich zu sehen». «Du siehst heute wunderbar aus» и т.д.
Игра «Das Geschenk». Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Ich schenke dir Glück (die Sonne, Freundschaft)».
Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п. Задания типа «Male deine Stimmung» и т.д.
Упражнение «Ich sehe, höre, spüre». Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.
Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки. Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.
Упражнение на релаксацию и визуализацию. Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Прошу представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Приложение 2
Асинхронная гимнастика
1. Упражнение "Перекрестный шаг" (стоя). «Schritt über Kreuz» (im Stehen) Gehe auf der Stelle und hebe dabei die Knie höher als gewöhnlich. Sobald du mit einem Knie die höchstmöglich Stelle erreicht hast, berühre es mit der gegenüberliegenden Hand, so dass sich das linke Knie und die rechte Hand beziehungsweise das rechte Knie und die linke Hand treffen. Du kannst die еffektivität der Übung steigern, indem du dich bis auf die Zehenspitzen stellst. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку, таким образом соприкасаются левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности можно в момент взмаха подниматься на опорной ноге на цыпочки.
2. Упражнение "Перекрестный шаг" (сидя).  "Schritt über Kreuz. " (im Sitzen) Hebe im Sitzen eine Fußspitze in Richtung Hand. Voraussetzung für diese Übung ist, dass du sie nicht schnell sondern in angenehmer Geschwindigkeit und mit Vergnügen ausführst. Сидя, приподнимаем ногу на носок навстречу руке. Обязательное условие выполнение этого упражнения - двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
3. Упражнение "Ухо-нос".  "Das Ohr – Die Nase." Mit der linken Hand fasst man die Nasenspitze an und mit der Rechten das linke Ohr. Man lässt gleichzeitig das Ohr und die Nase los und klatscht in die Hände. Danach wechselt man die Hände so, dass man mit der linken Hand die Nasenspitze anfasst und mit der Rechten das linke Ohr. Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая - за противоположное, т.е. за правое ухо.
Приложение 3
Упражнения на правильную осанку и
профилактику близорукости
1. Положи книгу на голову. Выпрямись, чтобы она не упала. Выполняй сначала упражнение стоя на обеих ногах, затем - на правой, а потом – на левой. При правильной осанке книга не упадет. Lege ein Buch auf den Kopf. Steh gerade, damit es nicht runterfällt. Yuerst steh auf beiden Beinen, dann nur auf dem linken Bein und anschließend auf dem rechten Bein. Wenn deine Körperhaltung richtig ist, fällt dein Buch nicht runter.
2. Легкий массаж век при закрытых глазах. Выполнять упражнение только истыми руками. Leichte Massage der Augenglieder mit den Fingerspitzen. Nur mit sauberen Händen machen.
3. Перевод взгляда сначала в вертикальной, затем в горизонтальной плоскостях.Die Augen vertikal und horizontal bewegen.
4. Частое моргание в течение 20 секунд. Mit den Augen zwanzig Sekunden blinzen.
5. Сначала смотреть на палец перед глазами в течение 5-8 секунд, затем перевести взгляд на доску и смотреть также 5-6 секунд. Повторить упражнение три раза. Abwechselnd die Fingerspitze 5 – 8 Sekunden vor den Augen vokussieren und dann konzentriert die Wandtafel auch 5-8 Sekunden anschauen.
Приложение 4
Физкультминутки
1. Stampfen! Patschen! Klatschen! 1, 2, 3, 4 – alle, alle turnen/springen/laufen/tanzen wir!Mit den Händen klapp, klapp, klapp!Mit den Füβen trapp, trapp, trapp!Einmal hin, einmal her, rund herum – das ist nicht schwer!
2. Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen wir.
3. Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle stehen wir.
4. Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle sitzen wir.
5. Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle springen wir.
6. Mit dem Kopfe nick, nick, nickMit dem Finger tick, tick, tickMit den Händen klapp, klapp, klappMit den Füßen trapp, trapp, trapp.Mit dem Kopfe nick, nick, nickMit dem Finger tick, tick, tickEinmal hin, einmal herRundherum ist nicht so schwer.
7. Die Arme, die Händedie Füße und Beinwir müssen sie übenum kräftig zu sein.
Приложение 5
Считалки
Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben.
Spiel und Sport wird groβ getrieben.
Viele Feste bringt der Mai,
Eins, zwei, drei und du bist frei!
Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben.
Frau Müller kocht Rüben,
Frau Müller kocht Brei,
Eins, zwei, drei - und du bist frei!
Didel, dadel, dudel,
Didel, dadel, dum.
Da kommt ein groβer Pudel,
Und rennt Sabinchen um.
Reime, Reime Rätsel.
Wer bäckt Brezel?
Wer bäckt Kuchen –
Der muss suchen.
Eine kleine Fledermaus
Ruht sich auf der Zeder aus.
Weil sie nicht mehr kann,
Genau bist dud dran.
Eine kleine Glaslaterne
Brannte nur am Tage gerne.
Abends ging sie aus.
Und du bist ‘raus!
Приложение 6
Песни
Eine kleine Maus
Eine kleine Maus,
Die kaufte sich ein Haus.
Sie fegt den Dreck hinaus.
Und lebt in Saus und Braus.
Refrain;
Mi-ma-mausemaus,
Die lebt im Haus in Saus und Braus,
Mi-ma-mausemaus,
Die lebt in ihrem Haus.
Der Strauβ besucht die Maus.
Fragt: “Darf ich in dein Haus?”
Die Maus sagt: “Bitte sehr,
Mein Haus ist groβ, komm her!”
Refrain;
Mi-ma-mausemaus,
Die lebt im Haus in Saus und Braus,
Mi-ma-mausemaus,
Die lebt in ihrem Haus.
Приложение 7
Игры
«Was fehlt hier?» Расставлены картинки с изображением предметов. Дети проговаривают слова. Все закрывают глаза, одна картинка убирается. Надо угадать какая.
«Kofferpacken». Мы собираемся в поездку. Надо собрать чемодан.
«Spion». Эта игра очень продуктивна при изучении РО с вопросительными словами: Wer? Was? Wohin? и т.д.
«Kettenspiel». Первый игрок задаёт вопрос. Второй отвечает и задаёт свой вопрос следующему ученику. Кто не может среагировать, тот выходит из игры.
«Buchstabensalat». Кто быстрее из “салата” букв и слогов соберёт слова.
«Wörterschlange». Определить, сколько слов и какие съела змея.
«Spiegel». Кто быстрее прочитает слова. (siE – Eis).
«Namenspiel». Быстро образовать из первых букв имени немецкие слова.
«Personenraten». Загадывается ученик. С помощью определённого количества вопросов надо угадать, кто это.
“Шажки”: ученик делает шаг, сказав предложение или слово. Выигрывает тот, кто сделал наибольшее количество шажков. “Шагать” можно в паре.
Игра «Знаете ли вы алфавит?» Ученики образуют две команды и выполняют следующие задания: Расположите слова, написанные на доске, в алфавитном порядке: Bodo, Ina, Anton, Nina, Lili, Otto, Hans, Rudi, Ute. Задания выполняются письменно, затем зачитываются результаты.
Заключение
Каждый возраст требует особого к себе отношения. Таким образом, учитель иностранного языка должен обладать следующими профессиональными умениями:
- умение строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями детей, умение предложить ученикам такие виды заданий, которые отвечали бы их потребностям, способностям и интересам;
- умение модифицировать учебные программы;
- умение стимулировать когнитивные и творческие способности учащихся;
- умение консультировать родителей, т.к. именно умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для обучения иностранному языку;
- умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности школьников, что необходимо для развития их уверенности в себе;
- умение создать такие условия, при которых дети овладевают приёмами учебной деятельности и в то же время достигают определённых результатов;
- умение воздерживаться от давления на детей и от вмешательства в процесс творческой деятельности.
Кроме того, учитель иностранного языка должен предоставлять ребёнку свободу выбора, демонстрировать со своей стороны энтузиазм, поощрять максимальную вовлеченность учеников в совместную деятельность, одобрять результаты их деятельности; уважать потенциальные возможности не очень сильных в интеллектуальном плане детей. Важной задачей педагога является убеждение учеников в том, что он является их единомышленником, а не противником. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что учителю иностранного языка удастся достичь поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные особенности учащихся. Важно подчеркнуть, что в такой ситуации, когда педагог забывает об учёте возрастных особенностей младших школьников, происходит нарушение здоровья последних. Для того чтобы избежать подобных ситуаций учитель должен использовать в своей деятельности технологии, позволяющие сохранить и укрепить здоровье учащихся или релаксацию.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Эта проблема многогранна и требует усилий многих специалистов. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.
Основной причиной нарушения здоровья учеников является специфика урока. Урок иностранного языка отличается большой эмоциональной, умственной и психологической напряженностью. Вовлечение учащихся в новый для них вид деятельности – общение на иностранном языке – требует больших усилий и со стороны учителя. Именно с уроком иностранного языка связано чрезмерное умственное напряжение, последствиями которого являются быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета, трата большего количества энергии, зрительное напряжение и другое. Для того чтобы не допустить данных ситуаций, нужно использовать в процессе обучения релаксацию.
Список литературы
Аудем, Х.Ю., Эндлих, Г. Век живи – век учись [Текст]: увлекательные ребусы, загадки и языковые игры для знатоков немецкого языка / Ханс Юрген Аудем, Гюнтер Эндлих. – М.: Март, 2000. – 160с.
Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения [Текст]: праздники, конкурсы, тематические мероприятия, инсценировки, стихи, игры и занимательные задания / авт.-сост. Г.Н. Лебедева. – М.: Глобус, 2008. – 288с.
Евтюхина, Н.А. Занимательные материалы по немецкому языку. 5-6 классы [Текст] / Н.А. Евтюхина - Волгоград: Корифей, 2005. – 90с.
Комбарова, О.В. Немецкий язык [Текст]: дидактический материал для дошкольников и младших школьников / О.В. Комбарова. – Волгоград: «Учитель», 2007. – 191с.
Каппони, В., Новак, Т. Сам себе психолог : 2-е изд. [Текст] / В. Каппони, Т. Новак – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 252с.
Стайнберг, Дж. 110 игр на уроках английского языка [Текст] / Дж. Стайнберг. – М.: АСТ. Астрель, 2003. – С.37-62.
Сухова, Т.П. Внеклассные мероприятия по немецкому зыку [Текст] / Т.П. Сухова. – Волгоград: Экстремум, 2005. – 128с.
http://www.tiensmed.ru/articles/force5.html
http://vocabulary.ru/dictionary/6/word
http://www.2mm.ru/psihologia/657
http://festival.1september.ru/articles/418781/
http://school9-syzran.ucoz.ru/publ/4-1-0-1
http://zdd.1september.ru/2003/22/2.htm
http://www.detskiysad.ru/ped/shkolnik09.html