Дидактический материал к уроку русского языка на тему Сложные предложения с разными видами связи (9 класс)


Приложение. Рабочий лист учащегося.
Составить схемы предложений. Объяснить постановку знаков препинания.
Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова её были привычными у Сабурова от них вдруг защемило сердце.
Некоторые из современников А.С. Пушкина говорили о том что когда они смотрят на его портрет кисти О.А. Кипренского то видят отразившиеся на лице поэта «печали жизни».
Пари заключается вот в чём я думаю будто я знаю вашего герцога лучше чем знаете его вы.
2.Соотнесите предложения со схемами.
1.Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на её необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны.
2)Я не слышала, как он играл: я волновалась.
3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл его кабинет.
3.Объяснить пунктуацию текста.
Прислушайтесь хорошенько стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля и если у вас сохранился чуткий слух вы непременно услышите чудесные звуки земли которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю.
Для земледельцев и нас бывалых охотников звуки земли драгоценны. Перечислить их пожалуй невозможно. Они заменяют нам музыку и не из этих ли звуков возникло лучшее что запечатлелось в песнях и великих музыкальных творениях?
4. Самостоятельная работа. Составить схемы предложений. Назвать виды связи в предложении.
1. Мальчик прислушался, и сквозь дальний городской шум ему взаправду показалось, что он слышит, как растёт и чуть шевелится горячая от солнца трава.
2.Два скворца, которые поселились в скворечне, без передышки летали на лужок, и Павлуня никак не мог уследить за ними, потому что на лужок летали и другие скворцы.
3. Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.
4. Вокруг переливались от ветра хлеба: поле ржи сквозило тем сизым отливом, который приходит вместе с выходом озими в трубу.
5. Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.
5. Домашняя работа. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть грамматические основы предложений. Определить вид односоставных предложений. Составить схемы сложных предложений.
Темный лес.
Темный лес хорош в яркий солнечный день – тут и прохлада и чудеса световые райской птицей кажется дрозд или сойка когда они пролетая пересекут солнечный луч листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зеленым светом как в сказках Шехерезады.
Чем ниже спускаешься чащей к речке тем гуще заросли тем больше прохлада пока наконец в черноте теневой между завитыми хмелем ольхами не блеснёт вода богача и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти можно увидеть как горлинка тут пьёт воду. После на песке можно любоваться отпечатками её лапок и рядом всевозможных лесных жителей вот и лисица прошла…
(М.М.Пришвин)
6.Задание №14 ОГЭ 1 вариант
1. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)
2. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, — три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий — высокий, тучный, в просторном пальто — смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)
3. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дождь ушел на запад, но в лесу снова потемнело. (2) С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на ее фоне ярко выделялись белые стволы берез. (3) Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4) В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5) Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6) Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7) Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)
6.Задание №14 ОГЭ 2 вариант
4. Среди предложений 1-6 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
(1) Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. (2) Серёже Колтовому посчастливилось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лед, снега. (3) Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. (4) Лазить по скалам при штормовом ветре было опасно. (5) Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. (6) Она ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед. (Вурдов Н.)
5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3) Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идет огромная работа. (4) День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5) Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат еще под снегом. (6) На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7) Хорошо в эти майские дни в тайге! (Федосеев Г.)
6. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2) У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3) Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4) Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от нее со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны еще слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее. (Астафьев В.)
6.Задание №14 ОГЭ 3 вариант
7. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Когда Сергей Николаевич открыл глаза, солнце уже заливало хату горячим светом. (2) Крашеные половицы блестели, в раскрытое окно с жужжанием влетали пчелы, на занавеске билась пёстрая бабочка. (3) Николай Григорьевич еще крепко спал, свесив с кровати руку. (4) В кухне было пусто. (5) Где-то во дворе слышалась добродушная воркотня Матвеича. (6) Сергей Николаевич сладко потянулся и зажмурил глаза. (7) Что-то снова напомнило ему далёкое детство, ночёвки у дядьки Матвеича, быструю речку под горкой и серебряную плотву, которую он ловил зелёной ивовой корзинкой. (8) Даже сон в эту ночь у него был крепкий, непробудный, как в детстве. (9) И только на рассвете приснилось ему, что на реке встают громадные валы и с гулким шумом обрушивается на берег вода... (Осеева В.)
8. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Наступала любимая всеми архангелогородцами белая ночь. (2) Солнце опустилось за горизонт, оставив над собой широкую полосу заката. (3) Было светло как днём, но это был какой-то особый, не дневной свет. (4) С одного из пароходов доносилась тихая музыка... (5) Раньше в эту пору набережная была заполнена молодёжью, много было и пожилых людей, которым не давала спать белая ночь. (6) Теперь только несколько парочек гуляло вдоль крутого берегового откоса, да иногда проходили патрульные солдаты и краснофлотцы. (Вурдов Н.)
9. Среди предложений 9-12 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной видами связи. Напишите номер этого предложения.
(9) Ещё более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты, война не окончена, героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести.
6.Задание №14 ОГЭ 4 вариант
10. Среди предложений 19—23 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной видами связи. Напишите номер этого предложения.
(19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий. (20)Порой слышишь рассказы, как змея или ещё кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека (21)Большинство таких рассказов беспочвенны. (22)Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. (23)Лес — это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.
11. Среди предложений 12—16 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(12) А чтобы актёр мог выполнить такую сложную задачу, необходимо, в первую очередь, ответить на множество других вопросов: кто? что? когда? почему? (13) Артист и режиссёр анализируют, как герой пьесы жил раньше и как будет жить в будущем, какие события оказались в его жизни главными, почему он поступает именно так, а не иначе… (14) Не с этих ли вопросов начинается работа над ролью? (15) Если хоть один вопрос останется без ответа, поступки героя на сцене окажутся немотивированными, бессмысленными, а зритель не сможет не почувствовать фальшь.
12. Среди предложений 22—27 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(22) Лиля вела себя как на самом настоящем концерте: она вышла уверенным шагом, с независимо поднятой головой, строго поклонилась. (23)И наши пижоны, в том числе Рудик, невольно захлопали. (24)Потом она опустилась на стул, разложила свои ноты на пюпитре и, выдержав небольшую паузу, ударила по клавишам. (25)Лева начал играть на кларнете «Рассказ Франчески», который мне очень нравился. (26)Я не слышала, как он играл: я волновалась, хотя знала о том, что Лева никогда не ошибается на концертах. (27)И смотрела на своих соседей: некоторые закрыли глаза — так слушают хорошую музыку.
6.Задание №14 ОГЭ 5 вариант
13. Среди предложений 3– 11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распаленные злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зернышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.
14. Среди предложений 17 – 21 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(17) «Покой нам только снится...» – через много лет печально констатировал Александр Блок. (18)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится, но все же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой обществу.(19)Сергей Есенин писал: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно...». (20)Вряд ли можно согласиться с поэтом, что годы свои он «растратил» попусту. (21)Думаю, он один из первых поразительно осознал, предвидел, в какой непроглядный мрак погрузят разного рода коллективизации российское крестьянство, а стало быть, и всю Россию, которая страной-то в ту пору была крестьянской.15. Среди предложений 5 – 9 найдите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения
(5)С коротенькой легкой лесенкой на плече и с сумкой, где был уложен кое-какой аварийный запас – несколько стекол, моток фитиля, – фонарщик стремглав несся вдоль уличных сугробов, неустанно перебегая наискось от фонаря на четной к фонарю на нечетной стороне: расставлены фонари были в шахматном порядке. (6)На исходе первого десятилетия XX века старые простенькие столбы вырыли, металлические «скворечники» свезли в переплавку, и на моей Нюстадтской осенью меня встретили незнакомцы – керосинокалильные фонари. (7)Они были вдвое выше тех. (8)Теперь улица была освещена несравненно ярче. (9)Висящие на своих кронштейнах груши этих фонарей раскачивал ветер; длинные тени метались по стенам шестиэтажных домов, и нам, жившим тогда в этих домах, уже казалось, что наступил век совершенного торжества осветительной техники.Ответы (самостоятельная проверка)
1 в.:1 4 5 1 в.:1 4 5 1 в.:1 4 5 1 в.:1 4 5 1 в.:1 4 5 1 в.:1 4 5
2 в.:3 6 3 7 2 в.:3 6 3 7 2 в.:3 6 3 7 2 в.:3 6 3 7 2 в.:3 6 3 7 2 в.:3 6 3 7
3 в.:2 5 10 3 в.:2 5 10 3 в.:2 5 10 3 в.:2 5 10 3 в.:2 5 10 3 в.:2 5 10
4 в.:23 15 26 4 в.:23 15 26 4 в.:23 15 26 4 в.:23 15 26 4 в.:23 15 26 4 в.:23 15 26
5 в.: 7 18 9 5 в.: 7 18 9 5 в.: 7 18 9 5 в.: 7 18 9 5 в.: 7 18 9 5 в.: 7 18 9