Презентация по русскому языку на тему Сложные предложения с разными видами связи


Сложные предложения с разными видами связиПодготовил преподаватель русского языка и литературы Белова Татьяна Алексеевна Синтаксическая разминка «Закончи высказывание»Предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называют... сложноподчинённым
Предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связаны сочинительными союзами, называют... сложносочинённым
Сложные предложения без союзов и союзных слов называют... бессоюзными
Этот знак препинания присутствует там, где повествуется о перечислении предметов, каких-либо фактов, явлений, событий, и помогает читающему легко ориентироваться в тексте, подсказывая, где границы между однород­ными членами, частями предложений. запятая
Этот знак препинания ставят в сложном предложении тогда, когда внутри частей предложения (или в одной из них) уже имеются запятые. точка с запятой
Этот знак препинания предупреждает читающего, что после наступившей в высказывании многозначительной паузы последует необходимое разъяснение того, о чём было сказано прежде. тире
… что у русской пунктуации «двуединое основание». Чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле: смысл + структура = знак препинания. Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения. В центре нашего внимания — сложные предложения, без которых не обходится практически ни один связной текст. «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»К.Г.Паустовский Задание Вид предложенияПример предложения1. Простое предложениеа) Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.2. Бессоюзное сложное предложениеб) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.3. Предложение с однородными членами в) Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.4. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточнымиг) Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.5. Предложение с обращением д) Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.6. Сложносочинённое предложение е) Вы должны были, братья, устоять, как стена.7ж) Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. Проверка: 1 – Б, 2 – В, 3 – Г, 4 – А, 5 – Е, 6 – Д, 7 – Ж Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. (Когда он проснулся), уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. (Когда), [ ] ; [ ], а [ ].Сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюз­ной связью; первая часть — сложноподчинённое предложение с придаточным времени (с союзом когда), вторая часть — сложносочинённое предложение с противительным союзом а. Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например:1) [Печален я]: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).[ ]: [ сущ.], (с кем), (кому). 2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов). с.[  ], и [ ], (так что). В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи Виды связиПримерысочинительная и подчинительнаяСолнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.  подчинительная и бессоюзная Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою. сочинительная и бессоюзнаяУже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.   сочинительная, подчинительная и бессоюзнаяВ саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи {6E25E649-3F16-4E02-A733-19D2CDBF48F0}Знаки препинанияПримеры предложенийС утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем, и так продолжалось часа два, потом иней исчез, солнце закрылось, и день прошел тихо задумчиво с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер.Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.Лев Толстой увидел сломанный репейник – и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате. ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ   Вдруг навалился густой туман, как будто стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку, которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади. (В. Арсеньев) Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и II части) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть - простое предложение, II часть - простое предложение, III часть - сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая. ,  , и, (чтобы …),  , (которая …).[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади).IIIIII 1. [ - = ] : [ - = и = ], (если). [ - = ]. [ - = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… ) 2. [ - = ]. [ - = ], (так как… ). [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ). 3. [ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).  [ - = ], (что… ).  [ - = ], (чем… ), а [ - = ].Задание 1. Сконструировать предложения по соответствующим схемам Проверим!1.[ - = ] : [ - = и = ], (если).[ - = ].[ - = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… )Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе. 2.[ - = ].[ - = ], (так как… ).[ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем. 3. [ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ). [ - = ], (что… ). [ - = ], (чем… ), а [ - = ].Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.   , и    когда? зачем? (когда) (чтобы)Задание 2. Списать предложение, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, начертить схему.1. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. 2. В квартире в это время вспыхнул паркет под ногами пришедших, и в огне, на том месте, где валялся с притворной раной кот, показался все более густея, труп бывшего барона Майгеля с задранным кверху подбородком, со стеклянными глазами.   , и  (где) каком? 3. Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.   , а  (которая) (которого) какая?какого? Алгоритм действий 1. Выделить грамматические основы. 2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные. 3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос). 4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!). 5. Особое внимание обратить на то место в предложении, где рядом стоят сочинительный и подчинительный союзы. 6. После придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но, ставится запятая, есть – не ставится 7. Проставить все знаки препинания. Разбор задания В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 2, 4 Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные. [Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело). Таким образом, получаем:Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала2 главных несмотря на что? о чем?хотя вспомнить все было трудно как было дело2 неоднородных придаточных По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми. НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ. Значит, [Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело). Правильный – вариант ответа №2. № зад.12345678Ответ22331113Проверим! 1. Укажите правильный вариант расстановки запятых.Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5 ) что мост снесло наводнением.1) 1, 2, 3, 4, 5,2) 1, 4, 5,3) 1, 2, 4, 54) 1, 3, 4, 5 2
2.Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.1) 1, 2, 32) 1, 3    3) 1, 4    4) 2, 32
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь.1) 1, 2, 52) 1, 3, 4, 53) 1, 3, 44) 1, 53
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними.1) 1, 2, 3, 4, 5, 62) 2, 3, 4, 63) 1, 2, 4, 5, 64) 1, 2, 4, 63
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.1) 1, 3, 42) 2, 3, 43) 1, 2, 34) 1, 2, 4 1
6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла.1) 1,3, 4, 52) 2,33) 1, 24) 1,2,31
7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?Об удивительной доброте Ильи Петровича можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось землетрясение в Спитаке (3) он взял на воспитание троих искалеченных детей (4) и всех их буквально вернул с того света своей заботой (5) и любовью.1) 1, 2, 32) 2, 4, 53) 1, 3, 44) 1, 2, 3, 4, 51
8. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?Женщина достала фотографию (1) на которой (2) если приглядеться (3) можно было увидеть её (4) молодую и красивую (5) стоящую рядом с высоким военным.1) 2, 3, 42) 1, 2, 4, 53) 1, 2, 3, 4, 54) 2, 3, 4, 53
Реши самостоятельно Список используемых источников1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EB%EE%E6%ED%EE%E5_%EF%F0%E5%E4%EB%EE%E6%E5%ED%E8%E52.http://www.traktat.com/language/book/synt/slojn/sl_raz.php3. http://lib.repetitors.eu/russkiy/49-2009-12-07-07-08-09/3439-------25------4.http://www.mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181362958-ege-po-russkomu-yazyku-bez-oshibok.html (Волкова О.В., Алексеева Я.В. «ЕГЭ по русскому языку без ошибок»  Издательство: Deswer)5.http://school28.tomsk.ru/files/img/elektron_uchebnik/trening25.htm