Урок русского языка. Тема: «Обучающее сочинение «Что я люблю» (Программа «Школа 2100», 4 класс).


Русский язык. Тема урока «Обучающее сочинение «Что я люблю» (Программа «Школа 2100», 4 класс)
Одним из этапов урока является анализ варианта сочинения ученицы на заданную тему. Детям зачитывается текст, кроме того, экземпляр сочинения есть у каждого ребенка на парте. Затем идет обсуждение прочитанного. Дети озвучивают тему каждого абзаца, в это время учитель фиксирует это на ИРЛ. Рядом находится пустая цепочка с последовательно соединенными «окошечками».

Затем ученикам предлагается расположить эти мысли так, чтобы получился план, по которому написано сочинение девочки.

Вспоминаем, как называются главные части текста. После на доске появляется следующий слайд:

Здесь учащиеся должны распределить части текста в соответствующий раздел. Это способствует наиболее эффективному запоминанию и фиксации понимания того, что в тексте есть смысловые части и каждая из них начинается с «красной строки», запоминание этого момента также вызывает трудности у некоторых учеников.
Таким образом, получается следующая картина:

Дети определяют, где, в какой части заключена главная мысль (заключение).
А после ученики работают уже со своим ИРЛ. Формируют главную мысль своего текста и затем продумывают каждую составляющую часть сочинения, располагают их в определенном порядке. Таким образом получается рабочий план сочинения (дети выполняют работу, учитель оказывает индивидуальную помощь).
После идет работа в черновике. Затем чтение первого варианта сочинения, самооценка, проверка, соотнесение содержания с планом, соответствия главной мысли в заключении содержанию. Такая форма работы с ИРЛ помогает научиться планировать, грамотно располагать части, удерживать главную мысль и следовать к ней в содержании. Что несомненно также способствует формированию РУУД.