Конспект интегрированного урока русского языка . Обучающее сочинение по теме: О чём шепчутся снежинки?

Интегрированный урок русского языка
во 2 классе.
Учебный предмет 
Русский язык , технологтя

Класс 
2в 

Тип урока 
Формирование новых знаний 

Технология построения урока 
Творческо-поисковая 

Вид урока
Интегрированный

Тема урока 
Снежинка

Цель урока
формировать у детей целостное художественное представление о снежинках.

Задачи урока
- обобщать жизненные наблюдения о снежинке
- формирование умения чувствовать красоту природы
- эмоционально откликаться на явления зимней природы;
- создавать неповторимые снежинки;
- воспитывать в себе мир чувств: эмоциональную чуткость и активно-действенную отзывчивость.



Планируемый результат 

Предметные умения:  - знания о снежинке; об её описании в творчестве русских писателе и поэтов, и композиторов;
Метапредметные знания:
- раскрыть значимость природы в жизни человека, влияние человека на природу ( человек – часть природа, природа – его дом), отношение человека к снежинке, красота снежинки в произведениях в разных видах искусства.

 Личностные УУД:  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;  - оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);   - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.  Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности на уроке;   - формулировать учебные задачи;  - работать по предложенному плану, инструкции;   - высказывать свое предположение на основе учебного материала; 
осуществлять самоконтроль;   - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.  Познавательные УУД:  - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);  - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;   - проводить анализ учебного материала;     проводить сравнение, объясняя критерии сравнения  уметь определять уровень усвоения учебного материала.    Коммуникативные УУД:  слушать и понимать речь других;  -определять общие для всех правила поведения;   - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;   - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.







Организация пространства 

Формы работы 
Ресурсы 

Фронтальная  Индивидуальная

Мультимедийные  презентации «снежинки», музыка композитора П.И. Чайковского», «Фото снежинок под микроскопом».
Дополнительные средства: , образец снежинок.
Оборудование:
бумага, ножницы, ватман, клей, снежинки, карточки -помощники


Ход урока
Организационный момент.
- С давних времён на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся.
     Учитель предлагает сесть, проверить осанку.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Сегодня на урок русского языка я приглашаю вас в творческую мастерскую.
(открывается доска на ней ТВОРЧЕСКаЯ МАСТЕРСКАя)
- Что значит творческая?( значить творить, создавать, придумывать , сочинять)
- Кого называют творцами?
- А , что такое мастерская?(место , где что-то мастерять, создают)
- Вот сегодня в нашей творческой мастерской я предлагаю вам побыть настоящими творцами: писателями, поэтами, мастерами ручного труда. Вы согласны?
- Чтоб работа ладилась, мы будем работать в творческих группах. Будьте дружными и помогайте друг другу.
-А , что мы можем создавать, творить на уроке русского языка? ( придумывать текст сочинения, писать изложения, составлять предложения)
- Попробуйте предположить, что мы будем делать в нашей мастерской письма?
( составлять текст сочинения, писать сочинение)
-Но прежде мы должны подготовиться к сочинению. А , что нам для этого нужно?
(составить текст, выбрать тему, составить план)
-Верно! Так с чего же начнём? ( с выбора темы)

3.Постановка проблемы
- Я долго думала , какую тему выбрать. Но проблема решилась чудесным образом.
-Когда я утром вышла из дома, то увидела:
С неба падали пушинки
На замёрзшие поля.
Ель, закутали косынкой,
Жаркой шубой- тополя.
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
Как же их зовут? – ты спросишь.
Имя здесь я написала.
- Найдите ответ в стихотворении.
-Молодцы! Это снежинки.
-Вспомните, как впервые вы стали рассматривать это совершенное чудо природы – снежинку. Прислушайтесь к себе, к своему сердцу, к своим воспоминаниям .Какая она , что вы почувствовали глядя на неё. У вас у каждого листочек, запишите эти слова в столбик.(1 мин.)
- Поделитесь своими записями. Они вам сегодня пригодятся.
- Ребята, тише! Вы ничего не слышали?
(Звучит музыка , забегают девочки снежинки и танцуют вальс, шепчутся между собой, затем улетают)
-Вот Чудеса! Видно снежинки прилетели за мной. Как красиво кружились они в танце! Ребята, а вы ничего не заметили необычного в танце?
(снежинки о чём то шептались)
- Ребята, а вам интересно о чём шептались снежинки?
- Какую же тему мы выберем для сочинения?
Сформулируйте её.
(О чём шепчутся снежинки»)
- Какую цель поставим? Что нам нужно , чтобы написать сочинение?
-Посоветуйтесь в группах.(1мин.)
Итак . предлагаем. (Учитель выносит на доску)
О чём шепчутся снежинки?
/ / \ \
Собрать информацию Составить Сочинить Смастерить
о снежинке план сочинения текст снежинку

-Какие качества вам потребуются для достижения цели?
-Научные знания о снежинках нам поможет вспомнить 1 группа «Всезнайки»
(выбрать ведущего специалиста)
-Процитировать литературные произведения авторов о снежинках , репродукции художников, а также ваши творческие работы поможет 2 группа «Читайки»
- Рассмотреть слово снежинка с точки зрения русского языка на поможет 3 группа «Буквоежки»
- Но и раскрыть экологические аспекты по поводу снежинок и снега – 4 группа «Почемучки»
-Помогут вам систематизировать свои знание карточки - помощники.
( в группе ведущий специалист, остальные помощники)
-Приступаем к работе. Время 5 минут. Кто готов звените в звоночек.

4 Работаем в группах. Использование ранее полученных знаний для решения проблемы.
- Все наши знания будут собираться как кристаллики в снежинку, они нам помогут при составления текста.( учитель выносит на доску главные слова и выражения)
(Выслушиваем друг друга, не перебиваем, оказываем помощь).
-( Звенит колокольчик у той группы, которая готова)
- Какими же научными знаниями может поделиться группа учёных?
- Другие группы могут добавлять.
(дети высказываются)
_ Для чего нам нужны научные знания о снежинках в сочинении?
- Послушаем литературоведов. Как описывают снежинки поэты и писатели?
- Какие литературные приёмы используют авторы? (олицетворение, сравнение, метафоры, гиперболы) .
Снежинка Константин Бальмонт Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится. Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула. В лучах блистающих Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено. Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается, Звезда кристальная. Лежит пушистая, Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая!
- Для чего нам нужны примеры описания снежинок ?
- Предоставляем слово экологам.
. Слово экологам.
( Значение снежного покрова для животных и растений). (Снег защищает растения от холода, служит убежищем для животных)
Цвет снега зависит от примесей - частиц копоти, почвы и даже микроорганизмов. Грязная окружающая среда приводит к загрязнению снега.
– Можно ли есть снег? Почему?
- Для чего нам эти знания в сочинении?
- Чтобы последовательно изложить свои мысли что нам понадобиться?
( план и слова помощники)
- С чего начнём рассказ?
- Как озаглавим первый пункт плана. Обговорите и предложите группы.
(учитель вывешивает на доску)
План
Где родилась снежинка?
( Там высоко в небе родилась снежинка
Я – снежинка
Однажды, я наблюдал за снежинкой)
2. Как снежинка летела на землю?
(Слова-действия: посыпались, кружатся, падают, опускаются, вьются, лепятся, образуют хлопья, летят, вальсируют .Слова признаки: белая. Пушистая, мягкая, лёгкая, чистая, смелая, воздушная, серебристая, кружевная, спокойная, нежная, быстрая, колючая добрая)
3.О чём думают снежинки?
( мечтают, воображает, желает, хочет украсить, хочет помочь, мечтают превратить)
4. Что чувствуют снежинки?
(восторг, радость, грусть, восхищение, любуются)
- Теперь , я предлагаю вам превратиться в снежинку, чтобы до конца прочувствовать и понять , о чём же они шепчутся. А поможет мне волшебная палочка.
Палочкой взмахну
в снежинки превращу.
(звучи музыка , дети выполняют движения
Снежинки, мы пушинки.
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили
Крыши снегом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
(звучит произведение Чайковского «Вальс снежных хлопьев», дети закрыли глаза, положили головы на стол)
- Вы готовы поделиться впечатлениями?
А поможет нам снежный комочек.
Ты катись, катись комочек
Быстро, быстро по рукам,
У кого в руке снежочек
Тот расскажет сейчас нам.
( дети рассказывают свои сочинения 3-4 человека)
5. Мастер – класс по изготовлению снежинок.
- Молодцы! Но это ещё не всё. Литературное произведение мы с вами создали , теперь в нашей творческой мастерской попробуем сотворить это чудо природы своими руками. И закончим мы наш урок настоящим снегопадом. Посмотрите, что у вас приготовлено на партах?
( ножницы и бумага)
- Предположите, что мы будем делать?
(Вырезать снежинки)
- Знания какого предмета нам пригодятся? ( технологии)
- Что вы должны уметь? (пользоваться ножницами, складывать бумагу , вырезать по контуру)
- Проявите своё творчество, но не забывайте технику безопасности работы с ножницами.
- А ,чтоб работа ладилась , послушаем произведение П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Красота холодных звёздочек не оставляет равнодушными и композиторов и вдохновляет их на творчество.
(звучит музыка. Дети вырезают снежинки)
- Я предлагаю , чтобы ваши снежинки не просто хаотично кружились в воздухе, а собрались в композицию, на что – то похожую, как звёздочки на небе в созвездия .
- Придумайте название.
(учитель раздаёт ватманы каждой группе)
- Проверим , что получилось.(Вывешивают на доску)
6.Итог урока.
- Пора подвести итог нашей работы. Раз мы люди творческие ,то и итог урока подведём творчески. Составим синквейн.
Синквейн к слову снежинка
Снежинка
Нежная , хрустальная (1группа)
шепчется, мечтает, вальсирует(2 группа)
укрывает землю снежным покрывалом(3 группа)
волшебство(4группа)

7. Рефлексия
- А вот , какие чувства у вас возникли сегодня на уроке , попрошу изобразить на моей снежинки.
(рисуют лицо на снежинке)
В резерв: - Давайте подарим гостя песню про снежинки.
- Покажите. Я очень рада! Молодцы! Спасибо за работу!
Дом.задание: Написать сочинение «О чём шепчутся снежинки?»








—ђ Заголовок 1—ђ Заголовок 2—ђ Заголовок 315