Интересно о фотосинтезе. или необыкновенное путешествие девочки Лены. Пьеса в стихах.


Номинация: Внеклассное мероприятие.
ФИО автора: Корниенко Людмила Сергеевна
Название работы: Интересно о фотосинтезе
Необыкновенное путешествие Лены. Или интересно о фотосинтезе.Действующие лица:Лена- ученица 6 класса Хлорофил1 Хлорофилл2 ЭлектрончикФермент1-Фермент2- Устьичные клетки-две Проводящая системаЯдро Жир Углевод Белок Реквизит:Стол , кастрюля , коробка сахара и шарик с кислородом. Солнышко из бумаги. Зеленые маски с надписями для хлорофиллов, поваренная книга, сосуды, половник, , шарик с углекислым газом, Надписи для ферментов , палочка для феи, цветок.Лена: (Сидит за столом с учебником ботаники, на столе горшок с геранью)Фотосинтез, биосинтез, что за странные слова! И язык от них сломаешь, и опухнет голова!И зачем он есть на свете?Что за польза от него?(отодвигает учебник и кладёт голову на стол, засыпает)Фея(прикоснувшись к Лене волшебной палочкой)Скоро, скоро ты узнаешь И зачем и для чего. Фея: я уменьшила девочку до размеров молекулы кислорода и когда цветок вздохнёт , девочка -кислородная молекула окажется внутри клетки зелёного листа.Лена(просыпается, идет по периметру класса, оглядываясь по сторонам, подходит к хлорофиллам)Здравствуйте.Хлорофил1: Здравствуй.Лена: А Вы кто?Хлорофилл1: я хлорофилл, пигмент зелёныйтакое имя мне дал учёный.В листе зелёном я нахожусьС утра до ночи я всё тружусьТрудом своим могу гордитьсяВсему живому он пригодится .Энергию Солнца я поглощаюВ энергию пищи её превращаю!Когда ты кашу с хлебом ешьКогда ты ешь котлетуТо вместе с пищей получаешьЭнергию ты эту.
Хлорофилл2:9( отрывает от солнца несколько лучей – «поглощает энергию»И я хлорофилл и я тоже горжусь,Что я для живых организмов тружусь.Энергию солнца и я поглощаю и ею я свой электрон заряжаю(одевает мальчику, играющему роль электрона лучи-энергию и говорит следующие слова:) Беги мой электрончикЭнергией богатый.Чтоб сделать вкусный сахарэнергию отдай ты.Отдай её ферментам Пусть трудятся ребятаОтдай её ферментам и прибегай обратно. Фермент1(Принимает энергию)Лена переходит к ферментам: Здравствуйте.Фермент1: Здравствуйте.Лена: А вы кто?
Ф1: Мы ферменты.Лена: А что вы здесь делаете?Ф2: всё!Лена: Как это всё? Ф 2: Всё, что в клетке происходитНами ускоряется,Лишь при помощи ферментовВсё и получается.Лена: А что получается то?Ф1: А вот посмотри и увидишь.Что ж приближается время обеда и нам надо накормить наше растение .Фермент2(Обращаясь к ферменту 1) Первое блюдо сахар?(достаёт поваренную книгу, открывает её и ищет рецепт приготовления сахара, читает) Чтобы приготовить сахар вам потребуется- углекислый газ, вода, и энергия. А где мы всё это возьмём?Фермент1: Углекислый газ поступает из атмосферы. Вода из почвы. А энергию солнца передал нам хлорофилл.(звонит ядру)Уважаемое ядро нам нужны углекислый газ и вода для фотосинтеза.Ядро(С телефоном):Ждите.(Набирает новый номер) Устьичные клетки, слушайте приказ! Открыть устьице, запустить углекислый газ!Устьичные клетки: Есть! ( открывают дверь, в класс влетает воздушный шарик- это углекислый газ, младший фермент ловит его)Ядро: Проводящая система, слушай приказ! Доставить воду от корня к листьям! Проводящая система(голос из за кулис) Есть! ( в центре класса цилиндр, сделанный из бумаги, в нём спрятано ведро с водой Фермент подходит к этому цилиндру и набирает воду .)Фермент1: Ну вот, всё готово для процесса фотосинтеза. Во первых –энергия(Вставляет энергию вокруг кастрюли,)Теперь углекислый газ(развязывает шарик и выпускает газ в кастрюлю) И наконец вода(выливает воду в стакан, стоящий в кастрюле, помешивает половником и поёт песню)Фотосинтез, фотосинтез- существам живым едаФотосинтез , фотосинтез очень важен, господа!Углекислый газ для нас важный компонентИ вода нужна для нас как ингредиент.Фотосинтез, фотосинтез- существам живым едаФотосинтез , фотосинтез очень важен, господа!Но не только вещества нам с тобой нужны,Тут энергия нужна,Ну и мы нужны!Фотосинтез, фотосинтез- существам живым едаФотосинтез , фотосинтез очень важен, господа!Фермент1 Ну вот и готово! Хочешь попробовать(достаёт из кастрюли заранее положенный туда кусочек сахара и даёт попробовать девочке )Лена: Пожалуй, я бы поела чего-нибудь. (Пробует)Ну это же просто сахар!Ф1: Ну, да а ты что, не любишь сладости?Л: Люблю, конфеты, но мама говорит, что конфеты – это не еда.Ф1: Но сахар –это только начало, из него мы делаем крахмал. Сахар и крахмал – это углеводы. А ещё мы умеем делать белки и жиры. Хочешь попробоватьЛена: Жиры? Нет! Я не люблю жиры!( как бы про себя ) Эх сейчас бы тарелочку каши, Что там хлорофилл говорил? Хлорофилл1: Я говорил что мне есть чем гордитьсяИ девочке Лене мой труд пригодится.Энергию Солнца я поглощаюВ энергию пищи её превращаю!Когда ты кашу с хлебом ешьКогда ты ешь котлетуТо вместе с пищей получаешьЭнергию ты эту.
Лена: Ну и где же тут хлеб? Где каша ? Тут только(запинаясь) белки , жиры, и углеводы. Разве этим наешься?(Появляются Белок Жир и Углевод)(Каждый читает по строчке)Мы белки, жиры и углеводы.Никогда не выйдем мы из моды.Строятся из нас живые клетки.Мы и в хлебе, мы и в мясе и в конфетке.Мы в листе зелёном появились.В зёрнах и плодах мы накопились.Птицы эти зёрнышки клюют,Люди кашу сварят, хлеб спекут.Фотосинтез, фотосинтез-существам живым еда.Фотосинтез, фотосинтезОчень важен, господа!
Белок: Вот тебе Леночка хлеб,(подаёт хлеб)Углевод: а вот и каша,(подаёт тарелку с кашей)Жир: А кашу маслом не испортишь(Подкладывает масло)Лена: (Съев кашу) Вкусно! Спасибо!.... Так как вы говорите, делается сахар? Углекислый газ и вода?Ха, так это очень легко! Я знаю, что когда мы выдыхаем воздух, то в нём много углекислого газа. Значит, если я смешаю воду с углекислым газом, то у меня получится сахар! (берёт стакан с водой и стеклянную трубку. Дышит в трубку, мешает, пробует воду ) Ничего не получается.Ф1: И не получится. Это под силу только растениям. Ведь не только вещества для этого нужны, тут энергия нужна, ну и мы нужны! А мы – это кто?(гордо) Ферменты! (хлопают друг друга в ладони)Без нас ничего в клетке не происходит!
Лена (заглядывая в кастрюлю в которой происходил фотосинтез) А это что?(достаёт шарик, который заранее положен в кастрюлю – это кислород.)Ф1: Это Кислород.Л: А он здесь откуда?Ф1: Образовался в процессе фотолиза- разложения воды на свету.Лена: Кислород из воды?Ф1: А откуда ты думаешь, кислород в воздухе взялся?Лена: Он был там всегда!( Лена подходит и садится за свой стол, пока ферменты рассказывают ,она засыпает)Ф1: А вот и нет!Ф2: Появился кислород на Земле не сразуБыли в древнем воздухе совсем другие газыЯдовитой атмосфера древняя былаНе одна душа живая жить в ней не могла.Ф1: Шло столетье за столетьем, всё менялось на планетеВ этом газовом туманежизнь возникла в океане.Появились организмыс хлорофиллом в нихВодоросли это былиКислород производилиДля себя и для другихФ2: Шли опять за годом годыстало много кислородаИ на суше тоже сталисущества живые жить. А растенья продолжаютвсем живым с тех пор служить.(Лена просыпается и говорит с восторгом)
Лена: Фотосинтез, фотосинтезУдивительный процесс!Фотосинтез, фотосинтезЭто чудо из чудес!