Работа по системе Марии Монтессори


Работа по системе Марии Монтессори.
Проработав 25 лет в школе учителем начальных классов, поняла, хочу поменять профессию. Но так как не мыслю себя без детей, решила стать воспитателем.
И тут меня увлекла идея заведующего начать работать по системе Марии Монтессори. Сначала просмотрела в интернете всё что смогла. Стало понятно, что хочу этим заниматься, конечно, нужны курсы повышения квалификации. Прошла он-лайн курсы в Международном институте Монтессори-педагогики «Введение в Монтессори - педагогику» (г. Москва, 80 ч., 2015 г.), а потом уехала в Москву на целый месяц «Монтессори - педагогика для детей от 3-х до 6 лет (базовый курс)» (г. Москва, 200 ч., 2015 г). Когда ехала, думала, зачем целый месяц на курсы? Но пройдя их, поняла, как это было мало.
На занятиях в Москве в Монтессори – группе, бросается в глаза сразу свобода выбора занятий по интересам детей. Будто я попала в Дом пионеров как раньше, но это ещё круче! Одновременно и лепка, и рисование, и конструирование, и математика, и обучение грамоте - так рано читают, и окружающий мир…
А у нас как говорится «от звонка до звонка». И зачастую тема на всех детей одна. В МБДОУ в каждой группе свой возраст, а здесь разновозрастной, как в большой многодетной семье!
Поражает своей масштабностью помещения!!! И при этом нет свободного места - «яблоку негде упасть» везде и за партами, и на полу занятые дети! Здорово!
Ребята поразили меня своим спокойствием, увлечённостью. И опять в одно время у каждого ребёнка свои интересы - своя по желанию выбранная тема - рисуй, читай, пиши, экспериментируй. Думала, не за горами и у меня это время!
Так и есть, прошла обучение, закупили оборудование в рамках эксперимента. И пошла работа.
Было трудно переделать своё сознание, пригодился опыт учителя начальных классов.
Главное понять и принять индивидуальность ребенка, показать ему
правильный способ работы с теми материалами, которые он выбирает сам. Все материалы в группе представлены в одном экземпляре. Если материал занят одним ребенком, другой может наблюдать или ждать своей очереди для работы с ним.  В группе тематические зоны помогает ребёнку лучше ориентироваться и планировать работу:
   1. Зона реальной (практической) жизни.
В этой зоне собраны материалы, способствующие приобретению ребенком навыков самообслуживания. Ребёнок учится стирать и гладить вещи, чистить и нарезать овощи, подметать, управляться с совком и щеткой, чистить ботинки, завязывать и развязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать различные виды застежек и замков. Причем, делать все это по-настоящему.
2. Зона сенсорного развития.
В этой зоне собраны материалы, которые помогут научиться различать характеристики предметов: размер, цвет, форма, вес. А также будут способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти и мелкой моторики.
3. Зона математики.
В этой зоне находятся материалы, способствующие ознакомлению и освоению понятия количества. Кроме того, занимаясь в зоне математики, ребёнок развивает пространственное и логическое мышление, внимание, память, усидчивость.
4. Зона языковая.
Материалы этой зоны помогут выучить алфавит, слоги, а также научиться читать и писать.
5. Зона космическая.
Эта зона знакомит ребенка с окружающим миром.
 С помощью Монтессори-материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания. Мне обязательно нужно отслеживать продвижение каждого ребенка и фиксировать его работу с Монтессори - материалами. Приходиться переключать на что-то другое ребенка, который выбрал материал, к которому он еще не готов. А иногда, наоборот, должна подбодрить ребенка, который не решается взять новое. Если ребенок делает ошибку, я по возможности не вмешиваюсь, позволяю ему обнаружить ее самостоятельно путем дальнейшей работы с этим материалом. Такая работа основана на принципе Монтессори - ребенок обучается через упражнения и приобретение собственного опыта.
В Монтессори - группе есть правила:            
нельзя мешать другому ребенку, если он занят;           
необходимо учитывать интересы других детей при выборе места для работы;           
нельзя шуметь, чтобы не мешать другим;           
после работы убрать все материалы на свои места.
    
Основная цель методики М. Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной среде. Вся работа построена на следующих принципах:
использование игровой формы обучения;
уважение личности каждого ребенка;
учет индивидуальных особенностей;
максимальная свобода действий: сами выбирают задание, время и темп выполнение;
создание специальной среды для проведения игр и занятий;
самостоятельное выполнение заданий под наблюдением взрослого, проверку и исправление ошибок тоже должны делать сами дети;
отсутствие наказания, поощрения и чрезмерного вовлечение в деятельность для управления поведением ребенка, также не использование соревнований между воспитанниками и сравнения их результатов.
Главное условие работы – это не заставлять ребенка что-то делать, а заинтересовать его, чтобы он выполнял задание с удовольствием!