Программа группы развития «Я сам!» для детей 3-4 лет, с использованием Монтессори — метода.


Государственное бюджетное образовательное учреждение
центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции “Восточный”
Восточного окружного управления образования
Департамента образования города Москвы
Утверждено
на программно – методическом Совете
ГБОУ ЦППРиК “Восточный”
«___» ________________ 2012 г.
Программа группы развития «Я сам!»
для детей 3-4 лет,
с использованием Монтессори - метода.
Составила:
Педагог – психолог
ГБОУ ЦППРиК «Восточный»
Е.А Георгиевская.


Москва 2012 г.

Пояснительная записка
Три-четыре года – очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического и умственного развития малыша. В это время происходит отделение ребенка от взрослого. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется его круг общения. Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность в самостоятельной деятельности. Ребенок стремится достичь результата своей деятельности, получить одобрение от взрослого за свои успехи. В этот период ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. 
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулирует развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать. Кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и, в тоже время, не может справится с задачей без помощи взрослого. Он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злится на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру.
В этом возрасте ребёнок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «идеальный план».
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Для детей младшего дошкольного возраста очень важно развитие сенсорных навыков: умение различать и называть разные цвета, формы, величину предметов, отличать предметы на ощупь. Развитие основных видов движений: общих, точных и артикуляционных. Дети обучаются синхронизации речи и движений.
Для реализации всех вышеперечисленных задач, необходимых навыков и умений была разработана программа «Программа группы развития «Я сам!» для детей 3-4 лет,
с использованием Монтессори – метода.»Целью работы группы развития для детей 3-4 лет являются:
- Развитие высших психических функций детей с учетом зон актуального и ближайшего развития, а так же сензитивных периодов развития детей;
-Социально-личностное развитие;
-Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи:
1.Социально-личностное развитие:
-познание ребёнком себя через отношения с окружающими;
-формирование целостного представления о себе:
-коммуникативная компетентность- развивать умение слушать и слышать, сотрудничать, воспринимать и понимать информацию.
2.Формирование элементарных математических представлений ( по программе
«Школа 2000.. « Игралочка» -Петерсон Л.Г.:
-развивать образное мышление( ощущение, восприятие, представление0
-формировать приемы умственных действий ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
-увеличивать объем памяти
-развивать творческие способности, фантазию, воображение.
3.Формирование целостной картины мира:
- ознакомление с окружающим миром. Лексика – уточнить , расширить и активизировать словарный запас по основным лексическим темам
-формирование представлений о природе;
-развитие речи. Грамматический строй, связная речь
4.Развитие продуктивной деятельности:
Художественно -изобразительная деятельность-воспитывать у детей интерес к природе, расширять представление. Развитие эстетического чувства, цветовосприятия. Совершенствовать умения и навыки в работа по изо техникам.

Содержание занятий:
Развитие навыков общения 
Развитие эмоционально-волевой сферы, повышение уверенности в своих силах
 Логические игры
 Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму
 Ознакомление с миром природы и людей 
Активные игры для физической разрядки и расслабления 
Результаты работы
У детей разовьются социальные и коммуникативные навыки (умение договариваться, играть по правилам, слушать взрослого, уважать интересы других детей)
 Познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления), произвольность этих процессов и поведения
Эмоциональная сфера (ребенок научится понимать свои чувства и чувства окружающих людей) 
Творческие способности и воображение 
Уверенность в себе 
Развитие речи – включает материалы по расширению словарного запаса, развитию фонематического слуха, воспитание звуковой культуры речи детей; ознакомление с русским народным творчеством; заучивание наизусть стихотворений и потешек. На занятиях педагог широко использует интересные пальчиковые игры, так как умственное развитие ребенка напрямую зависит от подвижности его пальчиков.
Логика – развивает пространственное мышление, творчество, воображение. Помогает подготовиться к изучению математики и геометрии. Развивает креативное мышление, волю, способность находить нестандартные варианты решения задачи.
Творчество развивает мелкую моторику и координацию движений (укрепление мышц рук, пальцев); творческое мышление, воображение.
Следуя из всего этого, программа делится на блоки:
Социально-личностное развитие.
Развитие речи
Элементарные математические представления
Художественно изобразительная деятельность
Эстетическое развитие -музыкальное занятие.

Разделив программу на блоки, видны основные задачи по каждому блоку
Направление
работы Задачи Средства оценки усвоения материала
Социально-личностное развитие 1.Познание ребёнком себя через отношения с окружающими
2.Формировать целостное представление о себе
3.Формировать умения анализировать чувства и состояния, управлять ими посредством практических упражнений. Игры- упражнения:
« Знакомство -здравствуй - это я»
«Ласковая цепочка»
2 « Я дарю тебе улыбку» и дрИгры: « Ау»
( Широкова), « Пальцы звери добрые»
« Зеркало»
« Мамино настроение»
Коммуникативная компетентность Развивать умение сотрудничать; слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию Игры- упражнения:
« Слушай хлопки»
«Давайте познакомимся»
«Услышь свое имя»
Развитие речи Активизировать мыщц мимической и артикуляцонной мускулатуры
Дифференциация носового и ротового выдоха и вдоха
Выработка целенаправленной сильной воздушной струи
Развитие силы голоса Грамматический строй
речи Формировать практические навыки словообразования и словоизменения
Практическое освоение падежно-предложных конструкций
Составление предложений по картинке и вопросу.
Словесные упражнения, подбор синонимов с учетом контекста. Игра
« День рождение» ( « Чем вы угостите гостей?»
Лексика Уточнить , расширить и активизировать словарный запас по тема: «Осень», «Овощи и фрукты», «Семья», « Одежда», «Обувь», « Домашние и дикие птицы», « Домашние и дикие животные», « Зимние забав» , « Новый год» Игра: « Принеси большой мяч, покажи маленький мяч» «Дай кукле кубик». Упражнения на задавание вопросов « Кто это?. Что это?, Что делает? И др. упражнения по темам- мебель, посуда, одежда ….Повтор действий, сопровождение их речью.
Связная речь
Обучить детей самостоятельному высказыванию
Выработать умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности Полные ответы на вопросы по тема – «Осень, зима.» Составление рассказов -описаний об игрушка, фруктах, животных .Беседа по картинке « Наступила зима»
Элементарные математические представления. 1.Развивать образное мышление (ощущение, восприятие, представление)
2.Формировать приемы умственных действий
( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)
3.Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
4. Увеличивать объем памяти и внимания Уточнить представление о
четырех цветах
(красный , желтый, зеленый. синий)
Оттенки цветов - светлые и темные . Понятия- большой и маленький. Цвет и форма
( сравнение предметов по форме – одинаковая , различная).Геометрические фигуры -квадрат, круг. Овал, треугольник. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, сформировать опыт взаимоконтроля и самоконтроля..Мелкая моторика
1.Графическая деятельность
2.Работа по развитию рук
3.Работа со шнуровкой, мелкой мозайкой.мелким конструктором
Обводка. Закрашивание, штриховка.
Упражнения на развитие мелкой моторики
( упражнения с фасолью; массаж )Художественно- изобразительная деятельность. 1.Воспитывать у детей интерес к природе. Расширять представления.
2.Развивать эстетическое чувство, восприятие
3.Обогащение речи детей эмоционально окрашено лексикой, эстетическими терминами
4.Знакомство с новыми нетрадиционными техниками изо искусства Освоение способов рисовании: рисование акварелью по мокрому , рисование поролоновой губкой, рисование нитками, рисование штрихом. Лепка из пластилина и соленого теста. Аппликация.


(февраль, март, апрель, май)
Социально-
личностное
развитие
1.Развивать навыки анализа собственных состояний и чувств.
2.Противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разных социальных отношениях.
3.Развивать самосознание, адекватную самооценку Игры-упражнения: «Ласкова цепочка», «На что похоже настроение». « Фея сна» «Послушай тишину» «Земля, огонь, воздух» «Если да-похлопай, если нет- потопай» «Шалтай- балтай»
Развитие речи

Общие речевые навыки 1.Активизировать мышцы мимической и артикуляционной мускулатуры
2.Равивать паралингвистические средства( высота голоса, сила , тембр, выразительность)
3.Развивать речевое дыхание Артикуляционные, мимические, дыхательные упражнения.
Звукопроизношение 1.Формировать и развивать звуковую культуру речи.
2.Развивать фонематический слух и восприятие, навыки произнесения слов различной звуко - слоговой структуры.
3.Осуществление контроля за внятностью и выразительностью речи, усвоение элементарных навыков звукового анализа Комплекс упражнение по рабочей тетради «Уроки грамоты»-Д Денисова,; Н.В. Нищева.
Грамматический строй речи Развивать практические навыки словообразования и словоизменения.
Формировать умение употреблять простые распространенные предложения .Формировать обобщающие понятия «Чего не стало?»; «Что «куда?» «Назови ласково»
« Кто как голос подает»,
« Посмотри и назови»
Лексика 1.Активизация предметного, глагольного словаря и словаря -признаков по темам: «Транспорт ,Мебель, Посуда , Профессии. Календарь, Весна, Мамин день, Возвращение птиц, Насекомые.
Беседа по картинам: « Моя комната», «Виды транспорта», Беседа о профессиях. Загадки. Беседа о весне. Загадки о весне.
Связная речь 1.Развивать связную речь с учетом согласования всех частей речи в роде, числе и падеже.
2.Обучить пересказу сказок, небольших рассказов с использованием динамических моделей, картинных планов.
3. Составлять связный рассказ- описание изображения ( поэтапная работа: знакомство с новыми понятиями и предметами; введение названия в пассивный словарный запас детей; перевод слова в активный словарный запас) Рассказ- описание о мебели .Рассказ о профессии по плану. Составление предложений о весне ( по картинкам, по плану).
Рассматривание картины « Поздравляем маму», « Грачи прилетели» и др.
Элементарные математические представления. 1.Развивать образное мышление (ощущение, восприятие, представление)
2.Формировать приемы умственных действий ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)
3.Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
4. Увеличивать объем памяти и внимания Темы: Один много. Столько же, больше, меньше Счет до двух. Числа и цифры 1 и 2.Длиннее короче. Круг. Шар. Счет до 3.Треугольник. Число и цифра3.
На, над, под. Выше, ниже.
Слева ,справа .
Мелкая моторика Развивать динамический праксис рук Стихи и потешки для развития мелкой моторики пальцев рук , упражнения с речевыми и без речевого сопровождения .
Работа с мелкими пазлами и конструктором.
Упражнения с фасолью и прищепками.
                                     
Организация работы группы.
1. Создание развивающей среды, которая включает в себя:
а) помещение, оборудованное с учетом детских возможностей и эстетических требований;
б) Монтессори – материал, для детей от 0 – 3 лет;
в) подготовленного педагога дополнительного образования.
2. Свободная работа обеспечивает для ребенка:
а) свободу выбора материала;
б) свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом;
в) свободу выбора места для работы с материалом;
г) свободу общения с педагогом и детьми.
3. Поддержание порядка в среде
4. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, безусловного принятия каждого ребенка.
Успешность работы ребенка во многом зависит от микроклимата в группе, который создается усилиями взрослых. Необходимым условием работы группы является:
- уважение личности ребенка и личность взрослого;
- доверие профессионализму педагога;
Специально подготовленная предметная среда
1.Зона развития крупной моторики
2.Зона для упражнений в установлении причинно – следственных связей
3.Зона сенсорного развития
4.Зона развития мелкой моторики
5.Зона упражнений с водой
6.Зона развития продуктивных видов деятельности
7.Зона развития речи
Структура комплексного занятия
1.Приход детей.
Дети собираются в двигательной зоне. Это время предназначено для адаптации к помещению и обществу детей.
2.1 круг. Приветствие. Развитие речи.
а. Приветствие (дети по звонку колокольчика занимают места на ковре в кругу, мамы сидят за спинами детей). Задувание свечи по кругу соблюдая очередность (педагог просит обратить внимание на сидящего рядом ребенка, показать на него ручками и спросить « Кто ты?» ( ребёнок показывая на себя ,называет свое имя « Я Маша» и задувает свечку, а все остальные после задувания свечи ребёнка проговариваем « Здравствуй Маша!» и хлопаем в ладоши.
б. Приветственное стихотворение с использованием пальчиковой гимнастики (соответствует теме занятия). Артикуляционная гимнастика.
в. Основная часть .Задачи:
- формирование невербальных средств общения и речи;
- формирование устной речи, как средства общения;
- развитие познавательных процессов.
Содержание:
- работа над словарем;
- работа над фразой;
- работа над звуковой составляющей речи;
- развитие слухового и зрительного внимания.
Оборудование: тематическое.
г. Заключительная часть.
Обобщение пройденного материала.
3.Свободная деятельность.
Дети самостоятельно выбирают материал и работают с ним.
4.2 круг. Тематический. Развитие речи / Математические представления
Задачи:
- развитие речи и общения;
-математические представления
- расширение кругозора ребенка;
- стимуляция познавательных процессов;
- подготовка к изобразительной деятельности
Материал: тематический
5.Изобразительная деятельность
В этом возрасте изодеятельность является разновидностью игры, значит предусматривает наличие игровой ситуации и обыгрывание результата деятельности.
Виды изодеятельности : рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные техники.
Задачи:
- Формирование положительного интереса к продуктивным вида деятельности;
- Развитие восприятия собственного следа и отношения к нему;
- Формирование исследовательных действий;
- Совершенствование мелкой моторики и зрительно – двигательной координации;
- Развитие билатеральной координации и доминантной руки;
- Стимуляция тактильной и кинестетической чувствительности.
6. Музыкальное занятие.
Круг/хоровод – пение песенок и потешек с движениями. Танцевальные упражнения. ЖЕЛЕЗНОВА Е. Пример: « Где же ручки?», « Танец с погремушками», « На диване» «Паучок», «А мы скажем Маме», « 1,2,3- по квартире.», « Мы скакали», «Мы ногами», « Мы попрыгаем-лень», «Платочки», «танец с колокольчиками», «Каблучок», «Тихо- громко», «Охотники и зайцы», « Вместе с нами», « Оркестр». Танец «Гномики», танец « Снежинок», танец « Цветов».


Примерная структура комплексного занятия.
№ п/п Структура занятия Примерное время
1. Приход детей. Приветствие. пальчиковые и артикуляционные упр., 18.30-18.45
2. Свободная игра. 18.45-18.55
3. Математика./Развитие речи. 18.55-19.15
Свободная деятельность. Подготовка к изо деятельности. 19.15-19.20
Изодеятельности 19.20-19.35
Свободное время. Это время отведено для уборки рабочего стола. Посещение туалета.
19.35-19.40
Музыкальное занятие. 19.40-19.55
Прощание 19.55-20.00
Математика 1 раз в неделю, развитие речи 1 раз в неделю.
Планирование по курсу математика « Игралочка»
Первый год обучения 3-4 года.
№ занятия Тема Кол-во занятий
Первое полугодие 1-4 Цвет 4
5-7 Оттенки цветов 3
8-9 Большой маленький 2
10 Цвет и форма 1
Второе полугодие 11 Один, много 1
12-15 Сравнение групп предметов по кол-ву на основе составления пар Сохранение кол-ва 4
16-17 Числа 1 и 2 .Цифры 1 и 2 2


Учебно-тематический план
Тема Кол-во занятий Общее кол-во занятий по данному блоку.
1. Блок. Знакомство с помещение и его зонами.
( в течение года) 2 2
2 Блок. « Я и мое тело» 7 7
3 Блок. « Я и мир вокруг меня» ( всего 22 занятия)
-Игрушки-5занятия
-Одежда-3 занятия
-Посуда -3 занятия
-Транспорт -3 занятия
-Мебель -1
-Семья -1
-Профессии -1
-Продукты-
-явления природы- 4занятия 5
3
3
3
1
1
1
1
4 23
4 Блок. « Я и мир вокруг меня» (домашние и дикие животные)+ 1 заключительноеДомашние животные
Дикие животные
Птицы 5
5
2 12
5 Блок. « Я и мир вокруг меня»( овощи, фрукты)+1 заключительное
Овощи
Фрукты
2
2 5
6 Блок « Математическое представление.»26 26
7 Блок «Тематический блок»( подготовка к праздникам, изготовление украшений на занятиях по изодеятельности, дни проведения праздников.
10 занятий 10 10
Итого( кол-во занятий 64