Доклад Роль проектной деятельности в личностно — ориентированном образовании


Доклад "Роль проектной деятельности в личностно - ориентированном образовании школьников".
Автор Мараховская Т.В.
МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа

Эпиграфом к своему выступлению я хочу взять слова Джима Рона - американского психолога, автора многочисленных книг по личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и жизни: "Мы вполне можем иметь больше, чем имеем, хотя бы потому, что мы вполне можем в своём развитии стать на ступеньку выше, чем есть сейчас".
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
В Стандарте второго поколения определён "портрет" выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край, свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся. Хочу обратить внимание на личностные результаты - это готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качеств. Развитие личности ребенка – процесс непрерывный. Для того, чтобы успешно и эффективно прогнозировать и направлять личностное развитие, ребенка нужно знать и понимать.  В школе развитие личности ребенка происходит в процессе учебной деятельности. 
В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самой распространенной и эффективными является проектно - исследовательская технология.
Ценности:
ученик как субъект познания окружающего мира на основе развития собственных ресурсов, творческого поиска, самостоятельности.
учитель как субъект организации поисковой деятельности обучающихся и создатель собственного опыта.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности, которым присущи отличительные особенности:
- наличие личностно - значимой проблемы, социально значимых целей и задач, средств достижения поставленных целей и задач;
- самостоятельное планирование действий по решению проблемы;
- самостоятельный поиск информации, её обработка и осмысление;
- творческое оформление "продукта", представляющего результат деятельности (реферат, изделие, сборник, модель, презентация, ролик и т.д.);
- презентация "продукта" и его социальной значимости;
- рефлексия собственной деятельности.
Метод проектов имеет положительные стороны. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует личностному развитию. Надо отметить, что проектно - исследовательская технология - это здоровьесберегающая технология.
Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы.
На мой взгляд, более актуальна проблема не столько приобретения конкретного результата проекта, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.
Выбор темы проекта зависит от программного содержания изучаемых предметов, интересов и склонностей детей, от планирования воспитательной работы и от районных и региональных конкурсов.
Как использую проектно - исследовательскую технологию в учебном процессе?
Проектно - исследовательскую технологию использую на уроке, во внеурочной деятельности кружок "Я - исследователь" и в воспитательной работе.
Виды организации урока:
- проектный урок: целиком состоит из работы над проектом;
- урок - защита проекта, на котором представляется индивидуально наработанный материал по теме;
- выполнение индивидуального проекта к уроку по теме;
- собственно поисковая деятельность - урок - исследование.

Какие типы проектов использую?
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является презентация, выступление, рисунок. А если есть школьная ли классная газета. то публикации в газете. Таких проектов учащимися создано много. Информационные умения: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Класс разделён на группы, каждая из которых исследует проблему и в результате выходим на коллективный проект "Наш зимний сад". Продукт может быть использован в жизни школы. По такой схеме мы создали проект "Наш гербарий" (летнее задание, 2 класс), "Удивительные цифры" (1 класс). Умения: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, исследование, наблюдение, опрос интервьюирование. В этом году выполнен индивидуальный проект на тему "Можно ли вырастить дуб в домашних условиях?", а также "О чём рассказала старая фотография", "История моего посёлка","История моей семьи", "Почему меня так назвали", "Число в пословицах и поговорках", "Дорога в космос", "Санкт - Петербург моими глазами", "Следы войны в моей семье", "Эти удивительные ежи". Исследовательские умения: разрабатывать идеи, ставить эксперимент, делать выводы. выбирать лучшее решение.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. По предмету ИЗО мои учащиеся выполняли проектные работы "новогодняя маска", "Кукла для кукольного спектакля" по теме урока.
В основном учащиеся выполняли работу сами, некоторым помогали родители. В результате учащиеся показали групповые мини - спектакли на уроке, а затем был создан сценарий сказки "Дружный хоровод", в котором приняли участие все куклы.
Творческий проект вылился в ролевой проект. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Это и есть самореализация личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Творческие умения: показывает личностный подход, творческие задатки и склонности каждого ученика.
В ходе работы над любым видом проектов развиваются презентационные умения: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности, иметь внешний вид по этикету проектанта.
Работу кружка "Я - исследователь" за 2012 -20ё13 учебный год учащиеся презентовали на школьном уровне:
- школьная научная конференция "Мои открытия" (предметная неделя по окружающему миру);
- День науки и творчества - конференция "Первые шаги в науку".
На всероссийском уровне:
- Всероссийский дистанционный конкурс "День Победы" (2 диплома II степени);
- Всероссийский дистанционный конкурс "Ученик года - 2013"(сертификаты);
- IV Всероссийский конкурс детских исследовательских работ (проектов) «МОИ ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ» (4 диплома лауреатов).
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей.
Третий год в своём классе я реализую воспитательную программу "Семья". Целью которой является объединение учителей. учащихся и родителей в единую дружную семью посредством совместной деятельности. В этом году прошло совместное родительское собрание в классе на тему "Влияние проектной деятельности на развитие личности ребёнка". Все учащиеся представили свой лучший проект по итогам года.
Родители наглядно оценили роль проектной деятельности в формировании личности любознательной, активно и заинтересованно познающий мир. Совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.
В ходе реализации метода проекта формируются УУД:
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
- развитие нравственных качеств, творческих способностей..
Познавательные:
- получение знаний;
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- проведение простейших наблюдений и опытов;
- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений;
- выявление закономерностей.
Развитие регулятивных УУД:
- подготовка и презентация работы над проектом;
- планирование и проведение мини-исследований.
Развитие коммуникативных УУД:
- с учителем и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановки вопросов;
- участие в коллективных творческих делах;
- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
- обучение владению диалогической и монологической речью;
- работа в группах и обсуждение проблем в группах;
- интервью с родителями, интересными людьми;
- обсуждение различных проблем.
Свой опыт работы я представляю коллегам. За 2012 - 2013 учебный год он представлен на Открытом Международном дистанционном  конкурсе педагогических проектов "Золотой пеликан",   в журнале «Исследовательская работа школьников» и публикацию на портале "Завуч - ИНФО".
Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя.
Эта методологическая ориентация педагогической деятельности позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
А также развивает личность школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.
И если вернуться к эпиграфу, сегодня у учеников имеется возможность в своём развитии стать на ступеньку выше, чем есть сейчас посредством проектно - исследовательской деятельности.
Список литературы:
1. Куклина Л. В., Абрамова Н. Н. Моделирование личностно-ориентированных воспитательных технологий в условиях воспитательной системы школы. Ульяновск: УлГПУ, 2006.
2. Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы Жакулиной И.В.
3. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. А. И. Сасовой. – М. Вентана - Граф, 2003