Применение проблемно диалогической технологии на уроках математики.


Применение проблемно диалогической технологии на уроках математики.
Светлова Нина Владимировна,
учитель высшей квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 112 с УИИ»
Образовательные стандарты второго поколения фиксируют новые результаты обучения, достижение которых возможно только при использовании «современных образовательных технологий деятельностного типа». Именно такой и является технология проблемного диалога, позволяющая заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний учениками. Проработав долгое время в школе, я столкнулась с проблемой: большинство уроков надо строить с учетом использования проблемно диалогической технологии, с которой я еще недостаточно хорошо знакома.
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что проблемное обучение в школе очень важно, ведь мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Проблемно диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
Учебную проблему можно поставить тремя способами:
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
2. Подводящий к теме диалог.
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Каждый из этих способов имеет свою особенность. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь. Подводящий диалог активизирует логическое мышление учащихся, а также речь. При сообщении темы с мотивирующим приемом развивающий эффект меньше. В то же время у всех трех способов есть и принципиальное сходство: каждый из них подводит класс к решению интересной учебной проблемы. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами.
Таким образом, все три способа постановки проблемы обеспечивают рост учебной мотивации.
Приведу примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы.
1. Побуждающий диалог.
Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:
– создание проблемной ситуации;
– побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
– побуждение к формулированию учебной проблемы;
– принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.
Тема урока «Сложение дробей с разными знаменателями».
– Найдите значения выражений, записанных на доске.
713 + 513; 1247 +1947; 34 + 25;
Дети сталкиваются с проблемой сложения дробей с разными знаменателями.
– Все смогли выполнить это задание или у кого-то возникли затруднения?
- Где возникли затруднения? (Не смогли найти значение последнего выражения.)
– Почему у вас возникли затруднения? (Мы не умеем выполнять такое сложение.)
– Как вы думаете, какая будет тема урока? (Сложение дробей с разными знаменателями.)
2. Подводящий диалог.
Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока.
Тема урока «Сложение чисел с помощью координатной прямой».
Учитель чертит на доске прямую и рассказывает детям о том, как строится числовая прямая. Рассматриваем, как изменяются числа при движении по числовой прямой.
– Вова искал значение выражения 1+3. От какого числа начинаем движение?
Дети показывают движение по числовой прямой в учебнике.
– Назовите число, к которому мы пришли. (4.)
– Как изменилось число? (Увеличилось на 3.)
– Записываем числовое выражение: 1 + 3 = 4
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Складывать с помощью числовой прямой.)
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого можно использовать прием «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока.
Тема урока «Теорема Пифагора».
Учитель: Пифагор. О нем сохранились десятки легенд и мифов, правдивых и выдуманных, реальных и вымышленных. С его именем связано многое в математике и в первую очередь, конечно, теорема, носящая его имя. В настоящее время все согласны с тем, что эта теорема не была открыта Пифагором. Ее частные случаи были известны еще до него в Китае, Вавилонии, Египте. Однако одни полагают, что Пифагор первым дал полноценное доказательство этой теоремы, другие же отказывают ему и в этой заслуге.Зато не найти, пожалуй, никакой другой теоремы, заслужившей столько всевозможных сравнений. Во Франции и некоторых областях Германии в средневековье теорему Пифагора почему-то называли "мостом ослов". У математиков арабского Востока эта теорема получила название "теоремы невесты". Дело в том, что в некоторых списках "Начал" Евклида эта теорема называлась "теоремой нимфы" за сходство чертежа с пчелкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. Но словом этим греки называли еще некоторых богинь, а также вообще молодых, женщин и невест. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел слово "нимфа" как "невеста", а не "бабочка". Так появилось ласковое название знаменитой теоремы - "теорема невесты".
Итак, я на собственном опыте убедилась, что открывать новые знания надо совместно с детьми, и стараюсь воплотить это на своих уроках. Считаю, что проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией может и должен каждый педагог.