«Использование информационно-коммуникативной технологии в нравственно-патриотическом воспитании детей детского дома»


Министерство общего профессионального образования Свердловской области
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Екатеринбургский специальный (коррекционный) детский дом для детей
с ограниченными возможностями здоровья № 3»
Сценарий Мастер-класса
Педагога детского дома,
Гурьевой Марины Францевны

Екатеринбург
2014
Проект мастер-класса
Тема «Использование информационно-коммуникативной технологии в нравственно-патриотическом воспитании детей детского дома»
Цель мастер-класса: Расширить знания педагогов о значение информационно-коммуникативной технологии в воспитание нравственно-патриотических качеств воспитанников детского дома.
Задачи: 1. Познакомить педагогов с формами и методами информационно-коммуникативной технологии (газета, видеоролик, презентация, виртуальная экскурсия);
2. Рассмотреть создание видеороликов и виртуальных экскурсий, как одну из форм информационно - коммуникативной технологии;
3. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
Форма проведения: -с педагогами;
- презентации +практическая работа.
Материал и оборудование: 1.Компьютер (ноутбук);
2. Колонки
3.Мультимедийный проектор
Структура
мастер – класса: 1.Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса.
Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
Основные этапы.
Составление «виртуальных экскурсий».
Значение виртуальной экскурсии, в нравственно-патриотическом воспитание.
3. Практическая часть.
Просмотр виртуальной экскурсии на тему «Мой город».
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса 1.Вступителное слово. (Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к проведению мастер-класса).- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня – «Использование информационно-коммуникативной технологии в нравственно-патриотическом воспитании детей детского дома».
Воспитательная работа включает в себя несколько направлений, в том числе работу по патриотическому воспитанию. Важность нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г.г.», которая была утверждена Правительством РФ 5 октября 2010 года.
Особое место в программе уделено воспитанию нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Воспитанники детского дома, большинство из которых являются социальными сиротами, воспитывались ранее в социально неблагополучных семьях, где не имеют образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта. В связи с этим, одним из приоритетных направлений моей воспитательной работы становится нравственно-патриотическое воспитание детей, являющееся неотъемлемой составляющей процесса социализации личности.
Нравственно-патриотическое воспитание детей - сложный воспитательный процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, которое проявляется у ребенка отношением к своим близким, к своей семье, к своему дому, к своей улице, друзьям, городу, области, стране. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. В связи с этим возникает необходимость в выборе оптимальных путей её решения – в определении эффективных, действенных форм работы с детьми.
Важная роль в образовательно-воспитательном процессе, на сегодняшний день принадлежит информационно-коммуникативным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного города, области, страны, а успешно их дополняют.
В своей работе я применяю различные формы использования новых информационных технологий: презентации, электронные ресурсы Медиатеки, выпуск газеты.
Так же было принято решение разработать и апробировать интегрированную технологию создания и использования виртуальных экскурсий и видеороликов нравственно-патриотической направленности в совместной деятельности детей и взрослых.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
- Для реализации этой цели работы я создала программу «Из прошлого в будущее», который состоит из трех взаимосвязанных блоков, соблюдающих системность и целостность нравственно-патриотического воспитания. Основная идея программы: рассказать о родном городе от имени ребёнка. Первый блок называется «Екатеринбург в прошлом», в который входит история города; второй блок «Современный город»; третий блок «Екатеринбург в будущем».
- Каждый блок включает в себя цикл тем виртуальных экскурсий, видеороликов, таких как: «История возникновения города», «Мои земляки», «Народы, населяющие город», «Достопримечательности Екатеринбурга», «Моя семья в будущем» и др.
Что же такое виртуальная экскурсия? Виртуальная экскурсия это экскурсия, виртуально отображающая реальные объекты, иллюстрированное описание объектов. Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: озвученные мультимедийные путешествия; знакомство с такими местами, куда невозможно или очень трудно организовать живую экскурсию; включают: изображения, голос за кадром, видеофрагменты, анимацию и т.п.; могут включать игровой элемент, который обычно можно отработать в группе; возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации. 
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий.
«Шаги» при создании виртуальной экскурсии:
выбор темы;
цели и задач экскурсии;
отбор литературы и составление библиографии (если нужно);
определение источников экскурсионного материала;
отбор и изучение экскурсионных объектов;
сканирование фотографий или других иллюстраций - необходимых для представления проекта;
составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
подготовка текста экскурсии;
определение техники ведения виртуальной экскурсии;
показ экскурсии..Воспитанники здесь могут выступать в разных ролях таких, как «режиссеры», «кинооператоры», «художники», при этом проявляя свое творчество.
- Виртуальную экскурсию можно создать в виде презентации, фильма.
Наиболее простой и доступным способом является создание презентации:
Для создания виртуальной экскурсии необходимо:
Компьютер минимальной памятью 512Mb, программы Power Point или Windows Movie Maker, фото или видео камера, микрофон
- Просмотр и обсуждение виртуальной экскурсии (видеороликов) проходит как в группе, так в детском доме для этого создается Видиотека Виртуальных экскурсий (видеороликов).
- На сегодняшний день сделаны и применяются виртуальные экскурсии на тему «Мой город», «Наши земляки», «Екатеринбург в годы войны». «Достопримечательности города» - обзорная виртуальная экскурсия из блока «Современный город».
Практическая часть.
- Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Мой город» из Блока «Современный город».
4.Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
- Уважаемые коллеги, я постаралась, рассказать и показать вам о тех методах, которые я применяю в своей воспитательной работе, более подробно остановилась на создание виртуальных экскурсий и видеороликах.
В качестве показателей эффективности виртуальных экскурсий и видеороликов как средства нравственно-патриотического воспитания детей я выделяю:
проявление положительных эмоциональных реакций детей в ходе просмотра виртуальной экскурсии, видеоролика (удивление, восхищение);
развитие познавательного интереса детей к теме виртуальных экскурсий, видеороликов, (появляются детские вопросы по данной теме и другое);
стремление воспитанников участвовать в процессе создания последующих видеороликов и видеоэкскурсий.
Предполагаемый результат 1.Педагоги познакомились с формами и методами информационно-коммуникативных технологий, используемых при решении задач нравственно-патриотического воспитания детей в условиях детского дома.
2.Педагоги узнали о создание виртуальных экскурсий (видеороликов), как одной из форм информационно - коммуникативной технологии;