Оценивание своей деятельности по шкале знаний учащимися в начальных классах.


Оценивание своей деятельности по шкале знаний учащимися в начальных классах.
учитель начальных классов Маленкова Е.С.
Одним из важнейших условий продуктивного обучения - состояние души учителя и ученика на уроке. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Поэтому для достижения положительной динамики учебных действий я постоянно работаю над самооценкой учеников. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция – САМООЦЕНКА. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Данная тема очень актуальна, так как моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность состоит лишь в том, чтобы добиться этой адекватности. Для достижения цели уже в 1-м классе я начинаю работать над формированием самооценки: развиваю у своих учеников умение
проверять и контролировать себя,
критически оценивать свою деятельность,
находить ошибки и пути их устранения.
Для этого подбираю разноуровневые варианты заданий. Конечно, такая форма контроля требует серьезной подготовки, с этим нельзя не согласиться. Однако именно она помогает лучше решить задачу формирования адекватной самооценки младшего школьника.
Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, степень участия в жизни коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности, особенно в 1 классе. Она не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей имеет тенденцию изменяться.
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты – плохой человек. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому я, никогда не сравниваю детей друг с другом, а, наоборот, показываю каждому положительные результаты собственной работы.
Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, укрепляется и поднимается доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки я создаю в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. С этой целью уже в 1 классе стараюсь создать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы, и ввожу систему самооценки. Цветными карандашами прошу нарисовать на полях условные знаки: плюс (+) – задание выполнено верно; минус (-) – задание выполнено неверно или вообще не выполнено; полуплюс – задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у ребенка. После этапа самооценки идет проверка на доске, в парах, в группах или фронтально, и ребенок сравнивает свою оценку с реальной. Собрав тетради, я выясняю адекватность самооценки, фиксирую в лист индивидуальных достижений, а в тетради ребенка обвожу красным кружком только адекватную оценку. В конце четверти подвожу итог и каждого ребенка хвалю за старание и отмечаю удачи в реальной самооценке достигнутых результатов, выражаю уверенность в том, что ребенок обязательно достигнет желаемого результата, если у него завышенная самооценка, а также показываю положительную динамику результативности тем, у кого самооценка занижена. Самооценка младшего школьника чрезвычайно чувствительна к учительским оценкам; от того, какова школьная система оценочных взаимоотношений, во многом зависят особенности складывающейся детской самооценки. Предлагаемая система оценивания нацелена на развитие рефлексивной, дифференцированной, осознанной, устойчивой, адекватной самооценки школьников. Разумеется, каждое слово этой педагогической программы должно быть строго выверено: я полагаю, что здоровая самооценка рефлексивна, но в меру, дифференцирована и осознана лишь до определенной степени, устойчива и адекватна лишь относительно. В итоге каждый ребенок класса чувствует себя комфортно и уверен в дальнейших успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности. Для выявления психологической атмосферы на уроках, я использую условные обозначения разного настроения, предлагаю детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение. Чаще всего дети рисуют улыбку, что, конечно, поднимает и мое настроение. Если мимика грустная, это даёт мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально. С детьми, которым даётся учёба тяжело, я провожу дополнительные занятия после уроков, даю возможность поднять уровень результативности обучения. В результате в конце 1 класса все ученики справляются с программой и умеют читать и писать в соответствии со стандартом.
Во 2 классе я немного усложняю условия самооценки. Уже перед началом работы, ознакомившись с заданием, ученики должны на “волшебной линеечке” (шкала знаний), поделенной на три части, поставить крестик. X наверху – задание выполню; X посередине – сомневаюсь или затрудняюсь; X внизу – не могу, не знаю, не справлюсь. Первые работают самостоятельно, вторые получают консультацию мою или помощников-консультантов, последние получают доступное им задание, а затем индивидуально дорабатывают материал на занятиях после уроков или получают задание на дом в отдельных тетрадях для индивидуальной домашней работы. Родители, как правило, тоже желают участвовать в оценивании своих детей, и некоторые работы я даю оценить им. В настоящее время все родители выполняют эту работу регулярно, что способствует повышению результативности образования и самооценки учащихся, а также служит сближению родителей и их детей. Моя оценка ставится рядом с оценкой родителей и её адекватность высоко ценится родителями и учениками. На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности, значение совместной работы ученика, родителя, учителя трудно переоценить. Очень важно приучить ребенка писать вдумчиво и осознанно, уметь предупреждать и видеть собственные ошибки. Таким образом, ребенок постоянно контролирует себя и реже допускает ошибки. В конце каждого урока ученик оценивает аккуратность своей работы, простым карандашом на “волшебной линеечке” (шкала знаний) ставит крестик. X вверху – если считает работу аккуратной; X посередине – если она не очень аккуратна; X внизу - если считает её неаккуратной.
В классе помимо критерия аккуратности мы вводим еще критерии правильности, старательности, заинтересованности. Можно ввести любые критерии по желанию учителя и учеников. Это существенно повышает результативность обучения и самооценку учащихся.
С 3 класса вводим критерии:
моя работа на уроке,
уровень моих знаний по данной теме.
Для того чтобы научить ребенка знать о своем незнании, не действовать в новой ситуации наугад, а остановиться, понять, чего не хватает для успешного действия, и начать поиск недостающего знания, я создаю особые учебные ситуации недоопределенности или задания с недостающими данными. К концу 4 класса мои дети умеют поставить себе оценку за урок и, самое главное, объяснить почему. Они умеют определить себе домашнее задание и поставить задачу на следующий урок такую, чтобы продвинуться вверх по «волшебной линеечке». Выход за границу собственных знаний и умений, построение догадок о неизвестном, работа в «зоне недоопределенности», где нет готовых образцов, где предстоит опробовать непроверенное и несанкционированное, где высок риск ошибки, - вот в чем состоит школьное «приращение» рефлексивной способности оценивать себя. Получая мои оценки за их работы, они не испытывают стресса. А это очень важно, ведь впереди старшая школа. Десятилетние дети – выпускники начальной школы – еще не могут достичь полной оценочной самостоятельности. Во-первых, они еще дети (вернее, я стараюсь, чтобы они чувствовали себя детьми, безопасность и надежность жизни которых обеспечивают взрослые), и для них очень важна похвала. Даже самый-самый самостоятельный ребенок время от времени обращается ко мне как к учителю с чрезвычайно простым: «У меня хорошо?» Не столько содержательной оценки, сколько поощрительной улыбки ждет этот ребенок от меня. Вторая причина неполной оценочной самостоятельности младших школьников состоит в том, что оценка границ своих знаний, умений и способности не является отдельной деятельностью, эта способность складывается лишь в более широком контексте учебной самостоятельности. К концу начальной школы умение учиться самостоятельно в своей развитой форме еще не может быть сформировано.
Система оценивания себя по шкале знаний помогает двигаться вперёд и учиться лучше. И результаты четвертных оценок доказывают это. Сравним их на диаграммах:
Результативность обучения по русскому языку.

Результативность обучения по математике.

Таким образом, налицо положительная динамика результативности обучения. В целом качество знаний за год не опускалось ниже 75%, но есть надежда и у меня, и у моих учеников улучшить этот процент к концу 4 года обучения. Повышение уровня самооценки нам в этом поможет.
Такой подход к самоконтролю и самооценке учащихся я апробирую четвёртый год. И могу с уверенностью сказать, что у детей не складываются комплексы неполноценности по поводу отставания в чем-то от товарищей. Учащиеся успешно выстраивают отношения, потому что в людях они видят больше хорошего и сосредотачиваются на их достоинствах, а не на недостатках. Ребята открыты для нового, для любого общения, они толерантны и владеют способностью к коммуникации, заинтересованы в собственной познавательной деятельности.