Урок по литературному чтению во 2 классе Тёма и Жучка


Тема: Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
Тип урока: закрепление
цель: показать одно из важных качеств дружбы-помощи другу в трудную минуту.
предметная: чтение и анализ содержания отрывка из повести Н.Г Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»; продолжить работу над произведением, учить вдумчивому чтению,
системно-деятельностные: умение работать в группах,  развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;
развитие творческих аналитических способностей; развитие коммуникативной культуры.
содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание.
личностная: оценка поведения героев, бросившегося на спасение друга в трудную минуту, находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;
воспитывать у детей положительные качества личности на материале прочитанного рассказа-верность в дружбе, взаимопомощь в трудную минуту.
Методы:
Оборудование:
Психологический настрой, повернулись к гостям, поздоровались улыбкой, садитесь «Улыбка»
Тема урока: Урок наш сегодня будет необычным. Мы перенесемся в далекое прошлое и проживем один день жизнью литературного героя Темы.
Вы читали…, составляли план для пересказа, рисовали героев из отрывка из повести…на доске название и картинки и рисунки
А СЕГОДНЯ…мы поставим другие цели, которые вы определите по прочитанному стихотворению.
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон ,
Когда при солнце ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но…если друга надо звать-
То вряд ли это друг
Постановка целей урока: цели урока: говорить о Тёме и его друге, о поступке оценка поведения друга в трудную минуту, о взаимопомощи, ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ,
Мы постараемся увидеть одно из важных качеств дружбы-помощи другу в трудную минуту.
На столах карты ОцЕНИВАНИЯ, ЗАПОЛНЯЕТ СПИКЕР

Мозговой штурм "РОМАШКА" вопросы по прочитанным произведениям
Настя, Катя, Ксюша
Автором произведения “Детство Темы” является Николай Георгиевич Гарин – Михайловский. Родился он в Петербурге, где служил его отец– боевой офицер. Писателем Николай Георгиевич стал лишь к 40 годам, а до этого полтора десятка лет работал инженером изыскателем и строителем железных дорог. Многие из его жизненных событий попали на страницы его произведений. “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры” повести, входящие в автобиографическую тетралогию. Тетралогией называют 4 произведения, каким-либо образом связанные между собой.
Он был невысокого роста, очень подвижным, красивым: в волосах седина, глаза молодые, быстрые. Под открытым небом зимою в лесу он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом, на морозе, в снегах. Нет сомнения, что Тёма – это он сам в детстве. Маленький Тёма вскакивает ночью с постели, крадётся к колодцу, куда брошена Жучка, спускается туда по вожжам и с опасностью для жизни спасает собаку, отчего его болезнь становится чуть ли не смертельной. Проходят десятки лет. Он – седой инженер, писатель, общественный деятель, но в душе всё тот же Тёма.
Настоящая его фамилия была Михайловский., Николай Георгиевич Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были люди богатые. Его отец был боевой офицер. Крестил его царь Николай. Он учился в Гимназии, закончил институт путей сообщения, работал инженером-строителем. Затем он решил писать. В 1892 году стал издавать журнал «Русское богатство». И стал подписывать свои произведения псевдонимом Н. Гарин, потому что у него был сын, которого звали Гаря. Умер он неожиданно. Участвовал в литературном совещании, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван и умер от сердечного приступа в 1906 году. Удивительные произведения оставил нам Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Выборочное чтение и диафильмом 1:47:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ
-Как вы думаете, какие чувства испытал Тема, когда узнал, что Жучку какой то ирод бросил в колодец?
Работа в группах: Подготовка 1 мин
Группа 1 Прочитайте, как Тема добрался до колодца?
- В какое время суток происходят события? Как встретила его утренняя природа?
Группа 2 Прочитайте Как готовился к спасению, Жучки?
Группа 3 Прочитайте, Возле колодца…Какие чувства испытал Тёма, услышав со дна колодца голос своей любимицы?
-найти и выразительно прочитать
Просмотр 5:29 до 7:12 и 7:38 - (3 мин)
-Как автор описывает колодец?
-Что было особенно трудно при спуске в колодец?-воздух
-Что помогло Теме спуститься в колодец?-спокойствие Жучки
-Чувства героев при встрече?
- О какой измене говорит автор? Сначала сам потом Жучку…..
*Прочитайте путь наверх!
-Что сейчас осознает Тёма? (страх, бессилие, гибель)
Работа в группах: саморегуляция (фонарь, веревка, фуражка, русская рубашка), задание: подготовить и показать диалог с самим собой, в момент, когда тема карабкается наверх (Никита, Дима, Дана)* как все закончилось прослушать концовку, 9:06 и до конца 9:41 (41 сек)
Вопросы Блума.
-Почему Тёма решил спасти Жучку?
-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?
-Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?
-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?
-Что его заставило преодолевать физическую усталость?
-Каким был мальчик по характеру?
Скажите, какие качества характера, которые есть у Тёмы, вы бы хотели воспитать, развить в себе?
Физминутка: 1 мин
РАБОТА В ТРЕХ ГРУППАХ 2 мин подготовка задание озвучить
Задание 1 группа Найти отрывки из текста (слова), которые описывают душевное состояние Тёмы: найти и продолжить чтение…..
-«с ужасом вслушивался в слова няни»
-«опять вздрогнул»
-«содрогнулся»
-«в его душу закрадывается страх»
-«сердце его сжимается тоской»
-«страх охватывает его»
Задание 2 группа.
Напишите о герое. Какой он?
Мы прочитали эпизод из повести “_____________ _____________” автора ____________
________________ _____________ – _______________________. Писатель создал образ __________ ______________, которого наделил такими качествами личности, как ___________, ___________________, ____________________, _________________, ____________. Любовь и забота Темы о _____________ заставляют мальчика, рискуя _____________ совершить ________________ поступок.3 группа пятый вопрос страница 72
Пересказ по плану (если есть время),(картинный план), затем СЛАЙД с другим планом, все («диалоговый разговор»)
Вывод: оценивание
Вывод: оценивание
Рефлексия: Мнемотаблица раздать кроссворд в группу, оцениваем
5245472506400
Н. Гарин -Михайловский ГаряПовесть
12896855397500
? 15125704671400 «Детство Тёмы»
43490032385006195363238500
10826753175000Портрет Тёмы группа
Оценивание по картам (я)
– Каких успехов мы достигли?
– Что особенно было интересно?
– Как класс работал на уроке?
– Как бы вы оценили себя?
– Кто был самым активным? Работа с дневниками
Домашнее задание. Мини –сочинение «Хотел бы я дружить с Тёмой или нет?» -Кто из вас хочет узнать о приключениях Тёмы? Читайте книгу Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» Выставка книг о дружбе…пословицы
Песня «ДОБРОТА» Какая основная черта Тёмы???
ПЛАН:
1. ПРОПАЖА ЖУЧКИ
а. разговор с няней
б. как спасти жучку
2.СПАСЕНИЕ ЖУЧКИ
а.тревожный сон Темы
б. Путь от террасы до сарая
в. Подготовка к спасению
г. у заброшенного колодца
д. спуск в колодец
е. на дне колодца
ж. трудный подъем
з. диалог с самим собой
3.НАВЕРХУ
а. без сил
б. Благодарность Жучки