Технология уровневой дифференциации. Как фактор реализации самостоятельного обучения.


КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИМаркова Т. А.Учитель географии МАОУ СОШ № 40г. Томска Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Цель- создать условия для развития умений успешно работать на уроке, ориентируясь на уровень собственных познавательных интересов и учебных возможностей, но не ниже базового уровня. Учебное занятие в режиме уровневой дифференциации предполагает реализацию доминирующей цели, которая ранжируется на три уровня:1-й уровень - на этом уровне ученик различает и запоминает содержание учебного материала и может в воспроизвести в объёме стандартных требований занятия;2-й уровень- это уровень запоминания учебного материала, понимания его и умения использовать в знакомой ситуации;3-й уровень – это уровень понимания учебного материала, умения его воспроизводить, использовать в знакомой и изменённой учебной ситуациях и умения выполнять самостоятельную работу творческого характера. Обученность школьников в работе с картой определяется также тремя уровнями: понимать карту - (1 уровень) читать карту – (2 уровень) знать карту – (3 уровень) Тема «План и карта»6 классориентироваться на местности с помощью плана, карты по топографическим знакам (1 уровень); измерять расстояния на местности, на плане и карте с помощью масштаба (2 уровень); определять азимуты направлений и двигаться по заданному азимуту, определять направление по карте и географические координаты объектов (3 уровень). При моделировании занятий в режиме уровневой дифференциацииважно учитывать следующие правила:Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в обучении.Сравнивать успехи самого ребёнка с самим собой, что бы он осознавал зоны своего развития.Поощрять любой успех ребёнка, даже незначительный.Не допускать отрицательной мотивации. В режиме личностно-ориентированного обучения эффективно применение комплекса диагностических методик:Определение зон актуального и ближайшего развития;Определение уровня обучаемости;Определение уровня обученности;Определение уровня усвоения системы знаний;Определение уровня готовности к самостоятельной работе с текстом учебной статьи. Определение уровня готовности к самостоятельной работе с текстом учебной статьи.( Г. А. Русских)Цель – определить уровень владения умениями самостоятельно работать с основным источником информации( текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.Ход: учитель при изучении нового материала даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:Прочитать текст учебника на стр.( не более двух страниц для учащихся 5-7 классов, 8-10-х – не более трёх страниц)Разработать краткий конспект содержания учебной статьи;Сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;Дать краткий ответ на свои вопросы;Записать вопросы на карточку;Обменяться карточками с партнёром;Ответить на вопросы партнёра письменноОценить работу партнёра. При проверке результатов самостоятельной работы учащихся учитель заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося.Ф. И.уменияКоличество баллов%выводы12345610 В процессе анализа результатов деятельности учащихся учитель выявляет уровень владения следующими умениями:1частьОтбирать основное содержание учебного материала.Кодировать учебную информацию в форме конспекта.Отбирать материал для конструирования вопросов.Конструировать репродуктивные вопросы.Отвечать на репродуктивные вопросы. (свои и партнёра)2 частьКонструировать проблемные вопросы.Отвечать на проблемные вопросы.(свои и партнёра)Оценивать работу партнёра.Корректировать работу партнёра.Рационально распределять время в процессе самостоятельной работы. Ключ:Если ребёнок владеет умением, он получает 3 балла;Если испытывает затруднения - 2; если допускает ошибки, но знает, Как выполнить действие – 1; если умение не сформировано – 0 баллов.По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе: 30 баллов - идеальный уровень – «5»;27-29 – оптимальный уровень – «5»;25-26 – допустимый – «4»20-24 – критический – «3» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды заданийГруппа учащихся в зависимости от уровня обученностиС высоким уровнемСо средним уровнемС низким уровнемПо сложностиIII уровень Проблемные заданияII уровень Репродуктивные заданияI уровень Выполнение заданий на воспроизведениеПо интересамС устойчивым интересом – задания практического и теоретического характера. С устойчивым интересом к другим предметам – задания межпредметного характераДобровольные задания в занимательной формеПо характеру помощиЗадания выполняются без помощи учителяПолучают краткую инструкциюПолучают подробный план-памятку Педагогические условия успешной дифференциации1. Рекомендуется чаще переключать учащихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу. Весь урок не может быть дифференцированным.2. Учитель должен, по возможности, на уроке создавать ситуацию самостоятельного выбора для учащихся разных уровней.3. Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.4. Дифференциация не должна быть явной.5. Учитель должен быть сдержанным в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых Диагностика определения уровня обученности( по материалам П. И. Третьякова)Цель- выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции деятельности каждого ученика.Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки.В педагогике выделяют пять уровней обученности: 1) узнавание; 2)запоминание; 3)понимание; 4) умения и навыки; 5) перенос.Узнавание – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект( предмет) от другого по наиболее существенным признакам.Запоминание - характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.Понимание – ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий, фактов; свободно вывести причину и следствие.Умения и навыки - характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применения знаний на практике. Перенос, когда учащиеся могут использовать знания, умения и навыки в нестандартных учебных ситуациях.Тест для определения обученности.1.Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем –то, какие свойства…5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи.Ключ: учитель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки.Выполнено Вариант 1 – 1,2 оценка «3»Вариант 2 – 2,3,4 оценка «4»Вариант 3 – 4, 5 оценка «5» Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы учитель заполняет аналитическую таблицу. Ф. ИПолностью и правильно выполнены заданиявыводыУровни обученностиразличиезапоминаниепониманиеумениеперенос Диагностика определения уровня усвоения системы знаний. (Г. А. Русских)На этапе контроля учитель предлагает обучающимся систему вопросов, отражающих логику построения системы знаний по определённой теме.Тест для определения уровня усвоения системы знаний.Примеры вопросов и заданий1. Назвать, перечислить, выбрать правильный ответ, найти лишнее…2. Сколько, когда, перечислить цифры подтверждающие…3. Какие факты подтверждают…, где расположены…, как это произошло, каковы основные черты…Компоненты системы знанийЭмпирические знания:1. Усвоение терминологии2. Усвоение цифрового материала3. Усвоение фактического материала 4. Рассказать о…, описать внешне признаки…, дать описание.5. Дать определение понятия. Какие признаки характерны?Что такое?6. Что произойдёт, если…?Каковы последствия…?7. Почему? Каковы причины…?8. Каковы взаимосвязи…? Какова зависимость…? Как зависят…?9. Прочитать закон… Доказать, что…10. Рассказать о теории. Объяснить… с позиции теории4. Усвоение представленийТеоретические знания:5. Усвоение понятий.6. Усвоение прямых причинно-следственных связей.7. Усвоение обратных причинно-следственных связей.8. Усвоение закономерностей9. Усвоение закона10. Усвоение теории Ключ:При проверке результатов проверочной работы учитель заполняет аналитическую таблицу.{073A0DAA-6AF3-43AB-8588-CEC1D06C72B9}Ф. И. Усвоение компонентов системы знанийКоличество баллов%выводы12345678910Если ученик дал правильный ответ на вопрос, учитель ставит 1 балл, если ошибся - о. По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний. 10-8 баллов – оптимальный уровень, оценка «5»; 7 -6 баллов допустимый – «4»; 4-5 балла – критический, - «3» Задания для проверочной работы диагностического характера.Тема урока: « Рельеф и полезные ископаемые России»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 вариант2 вариант1. Перечислите основные горные системы России1. Перечислите основные равнины России2. Назовите самую высокую точку России2. Назовите самый высокий вулкан России3. В какой части России активно проявляется деятельность внутренних сил?3. В какой части России встречаются ледниковые формы рельефа?4. Что такое относительный возраст горных пород?4. Что такое абсолютный возраст горных пород?5.Дайте определение понятия « нагорье»5. Дайте определение понятия «рекультивация»6. Почему Кавказские горы выше Уральских?6. Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту? 7. Почему магматические полезные ископаемые добывают в основном в горной местности?7. Почему осадочные полезные ископаемые приурочены в основном к равнинным формам рельефа?8. Согласны ли вы с утверждением, что рельеф и геологическое строение подчиняются закону зональности? Поясните свою точку зрения8. Внешние или внутренние силы являются ведущими в формировании рельефа? Обоснуйте свою точку зрения.9. Предположите, как изменится рельеф России при активизации неотектонических движений9. Предположите, как изменится рельеф России при преобладании внешних факторов формирования рельефа. Спасибо за внимание! Список использованной литературы :http://rudocs.exdat.com/docs/index-539812.htmlhttp://rudocs.exdat.com/docs/index-539812.htmlwww.pokrovkacsh.narod.ru/biolog/referat.doc‎http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/2/3Список использованной литературы и сайтов :http://rudocs.exdat.com/docs/index-539812.htmlhttp://rudocs.exdat.com/docs/index-539812.htmlwww.pokrovkacsh.narod.ru/biolog/referat.doc‎http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/2/3 - Галина Русских, г. КировКОНСТРУКТОР АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ5. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/18/674/- Внедрение педагогических технологий на уроках географии6. school5.lytkarino.net/OPO/doklad.doc –ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.7. http://festival.1september.ru/articles/503815/ 8. : http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42598/9. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. Русских Г.А.