Методические рекомендации преподавателям курса «Информационные технологии», «Технологии компьютерной обработки информации» по проведению лабораторно-практических работ

Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики

ГБОУ СПО ЛНР
«Стахановский политехнический колледж»





В.И.Николаевич













преподавателям курса «Информационные технологии»,
«Технологии компьютерной обработки информации» по проведению
лабораторно-практических работ









Стаханов
2014
Николаевич В.И., «Методические рекомендации преподавателям курса «Информационные технологии», «Технологии компьютерной обработки информации» по проведению лабораторно-практических работ», Стаханов,
2014 г.












Методические рекомендации содержат правила планирования, организации, проведения, оценивания, ЛПР по предметам «Технологии компьютерной обработки информации», «Информационные технологии», критерии оценивания работ, правила охраны труда при проведении ЛПР, примерную их тематику.














Рассмотрено и утверждено на заседании методической комиссии.
Протокол № 3 от 19.03.2014.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. 4
2. Рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторно-практических занятий 5
3. Общие положения . 5
4. Планирование лабораторно-практических занятий .. 6
5. Организация и проведение лабораторно-практических занятий ..8
6. Оформление лабораторно-практических работ 11
7. Роль и функции преподавателя при подготовке и проведении
лабораторно-практических работ11
8. Оценивание лабораторно-практических работ .14
9. Критерии оценивания выполнения лабораторно-практических
работ ..15
10. Правила работы в компьютерном классе (лаборатории) ..18
11. Охрана труда и техника безопасности в компьютерных
классах.20
12. Основные требования техники безопасности .22
13. Памятка преподавателю 23
14. Примерная тематика лабораторно-практических работ по курсу
«технологии компьютерной обработки информации . 24
15. Рекомендуемая литература ...26









ВВЕДЕНИЕ


Процесс подготовки квалифицированных специалистов в профессионально–технических учреждениях складывается из двух частей: теоретического обучения и учебной практики.
Теоретическое обучение включает изучение специальных дисциплин и его целью является – формирование у учащихся системы знаний в объеме, необходимом для освоения профессии.
Целью учебной практики является формирование умения использовать полученные теоретические знания на практике, отработка необходимых профессиональных умений и навыков.
Промежуточным звеном в учебном процессе являются лабораторно-практические работы, которые связывают теорию с практикой.
Они отнесены к основным видам учебных занятий и направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических учений, составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Вот почему педагогам так важно владеть методикой подготовки и проведения лабораторно-практических работ.




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Общие положения

Лабораторно-практические работы как метод обучения предполагают овладение учащимися навыками и умениям, необходимыми для трудовой деятельности по профессии.
Выполнение учащимися лабораторных работ и практических занятий направлено на:
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов:
аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Ведущей дидактической целью лабораторно-практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать задачи по информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Лабораторно-практические работы занимают преимущественное место при изучении обшепрофессиональных и специальных дисциплин.
Выполнение лабораторных работ является обязательным в процессе изучения дисциплины «Технология компьютерной обработки информации» и необходимым условием для аттестации знаний учащегося.


ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы и объемы лабораторно-практических работ, а также количество часов, отведенных на их выполнение, определяются рабочими учебными планами.
Содержание лабораторно-практических занятий должно быть направлено на реализацию требований Государственных стандартов ПТО.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.
При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутри предметных и меж предметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторно-практических работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
При разработке содержания лабораторно-практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится будущий специалист.
На практических занятиях учащиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе производственной и преддипломной практики.
Содержание заданий для лабораторно-практической работы должно быть спланировано с таким расчетом, чтобы за отведенное время она могла быть выполнена качественно большинством учащихся.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности учащихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Лабораторно-практическая работа, как вид учебного занятия, должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность - не менее двух академических часов.
Лабораторно-практические работы включают следующие части: подготовка к работе, допуск к работе, выполнение и оформление работы, сдача работы.
Необходимыми структурными элементами лабораторно-практической работы, помимо самостоятельной деятельности учащихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения работы и степени овладения учащимися запланированными умениями.
Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний учащихся - их теоретической готовности к выполнению задания.
В процессе лабораторно-практического занятия учащиеся выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. По каждой лабораторно-практической работе преподавателем должны быть разработаны и утверждены методические указания к ее проведению.
Лабораторно-практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от учащихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы, поиска информации в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Формы организации работы учащихся на лабораторно-практических работах: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый учащийся выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения лабораторно-практических работ рекомендуется:
разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
разработка заданий для автоматизированного тестового контроля подготовленности учащихся к лабораторно-практическим работам;
подчинение методики проведения лабораторно- практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для учащихся;
использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого учащегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
проведение лабораторно- практических занятий повышенного уровня трудности с включением в них заданий, связанных с выбором учащимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
подбор дополнительных задач и заданий для учащихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторно- практические занятия.

ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Структура оформления лабораторно-практических работ по дисциплине определяется предметными цикловыми комиссиями.
Оценки за выполнение лабораторно-практических работ могут выставляться по двенадцатибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости учащихся.
Отчет должен содержать следующее:
Тему работы.
Цель занятия.
Ход работы.
Выводы.

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИИ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Планируя изучение курса «Технологии компьютерной обработки информации», преподаватель, в соответствии с учебным планом, определяет тематику лабораторно-практических работ, объем учебного материала, перечень практических упражнений.
Цель преподавателя при проведении ЛПР:
закрепить теоретические знания по изучаемой теме;
наблюдать за работой учащихся по выполнению практических заданий на ПК;
оказывать им оперативную помощь при выполнении практических заданий;
следить за соблюдением учащимися требований безопасности труда во время работы за компьютером;
рационально использовать учебное время, отведенное для выполнения работ.
Для этого необходимо создать благоприятные условия, которые будут способствовать лучшему выполнению работ.
При проведении лабораторно-практических работ преподаватель большое внимание уделяет предварительной подготовке материально- технической базы: проверяет исправность ПК разрабатывает инструкционные и дидактические материалы.,
Преподаватель руководит процессом выполнения лабораторно-практических работ путем инструктирования
Инструктирование делится на:
Водный инструктаж. При его проведении ставится цель работы, определяется ход работы, даются необходимые указания по организации работы, эксплуатации персонального компьютера, соблюдению требований безопасности труда.
Деятельность преподавателя во время вводного инструктажа:
мотивация учебной деятельности учащихся (сообщение темы и цели работы);
инструктирование по требованиям безопасности труда при проведении практических работ на ПК;
повторение теоретического материала;
знакомство с содержанием лабораторно-практической работы;
объяснение порядка проведения работы;
показ приемов выполнения работы;
выдача заданий учащимся;
детальное рассмотрение задания для ЛПР;
рассмотрение возможных ошибок при выполнении заданий и путей их устранения.
пояснение правил оформления отчета о выполненной работе;

Допуск к проведению лабораторно-практической работе преподаватель проводит до включения ПК.

Текущий инструктаж проводится на каждом рабочем месте. Это дает возможность контролировать ход технологического процесса и оказывать практическую помощь учащимся в получении практических навыков при выполнении отдельных операций на ПК.
Деятельность преподавателя во время текущего инструктажа:
наблюдение за деятельностью учащихся, за выполнением учащимися указаний, данных во время вводного инструктажа, организацией рабочего места, за соблюдением требований охраны труда и дисциплиной;
консультирование учащихся;
исправление допускаемых ошибок, их предупр6еждение;
отработка навыков работы с отдельными учащимися.

Заключительный инструктаж включает следующие элементы:
отчет учащихся по окончании выполнения заданий;
обобщение преподавателя – выявление позитивных и негативных моментов в работе каждого учащегося или бригады, разбор типичных ошибок;
анализ качества выполнения заданий;
выставление оценок;
подведение итогов работы;
отключение компьютеров, уборка рабочих мест и кабинета.

ОЦЕНИВАНИЕ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценки за выполнение лабораторно-практических работ выставляются по двенадцатибалльной системе в форме зачета, и учитываются как показатели текущей успеваемости учащихся.
При выставлении оценок учитываются следующие показатели:
правильная организация рабочего места;
правильность и полнота выполнения работы;
правильность выполнения технологического процесса;
содержание ответов на контрольные вопросы;
соблюдение требований охраны труда;
уборка рабочего места.

Приложения
Критерии оценивания выполнения
лабораторно-практических работ
Оценки
(в баллах)
Критерии оценивания

Критичный уровень
1 балл (критично)
Учащийся проявляет пассивность изучении материала. Во врем, ответов бессистемно воспроизводит учебный материа. на уровне распознавания отдельных его элементов. Не справляется с практическими заданиями.

Начальный урівень
2 балла
(неудовлетворительно)
Учащийся без понимания воспроизводит теоретический материал на уровне распознавания отдельных этапов технологических процессов. Во время устных и письменных ответов допускает существенные ошибки, которые не может исправить самостоятельно.


Средний уровень

3 балла
(удовлетворительно)
учащийся имеет ограниченный объем навыков и широкие компетенции при выполнении технологических операций средней сложности, применении видов автоконтроля качества работы, работе в текстовом процессоре из введення текста и его редактирования, внесении объектов и рисунков в текст, использования встроенных функции в Excel, ограниченной операции данными баз данных и с файлами, записывании текстов на дискету или перенесении на бумагу при помощи принтера, выполнении операций технологического процесса по обработке информации Применяет навыки под руководством в контролируемой среде. Не соблюдает требования безопасности труда.


Достаточный уровень

4 балла (хорошо)
Учащийся имеет конкретные, практические навыки при выполнении большинства приемов и технологических операций, применении видов автоконтроля качества работы, работе в текстовом процессоре по введению текста и его редактирования и форматирования, пользовании внесения объектов и рисунков в текст и т.д. Учащийся принимает и контролирует входные данные, готовит, выводит и передает выходные. Способен выполнять задание под руководством. Имеет ограниченный опыт практики в конкретному аспекте работы или обучении. Рационально использует учебное время, выполняя задания. Работает с соблюдение требований охраны труда.


Высокий уровень
5 баллов (отлично)
Учащийся имеет значительные конкретные, практические и теоретические навыки при выполнении всех прийомов и технологических операций, применении видов самоконтроля и автоконтроля качества работы. Правильно организует рабочее место, самостоятельно, без помощи преподавателя выполняет практические задания, умело использует дидактический и справочный материал. При выполнении практической работы может допускать незначительные ошибки, которые устраняет самостоятельно после замечания преподавателя.
Учащийся может самостоятельно проанализировать результат своей работы, выполнить работу над ошибками сделать выводы по работе. Всегда соблюдает требования охраны труда.


ПРАВИЛА РАБОТЫ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ (ЛАБОРАТОРИИ)

Учащимся категорически запрещено:
Без разрешения преподавателя (оператора) входить и работать с ПЭВМ и средствами оргтехники.
Без разрешения преподавателя (оператора) работать с личными носителями информации.
Работать с ПЭВМ в верхней одежде.
Работать, положив клавиатуру на колени.
Перегружать компьютер клавишей «POWER».
Открывать корпус системного блока, монитора, периферийных устройств.
Перемещать, перекоммутировать устройства ПЭВМ, располагать на них посторонние предметы.
Самостоятельно устранять какие-либо неисправности.
Модернизировать или изменять параметры (настройки) операционной системы.
10. Прикасаться пальцами к экрану монитора и изменять его настройки и настройки периферийных устройств.
11.Устанавливать любые программы, а так же запускать программы, не относящиеся к учебному процессу, способные получать информацию о сетевых настройках, ресурсах, мешающие нормальной работе других пользователей.
Вставлять в дисковод или привод CD-ROM дискеты, CD-диски, а так же посторонние предметы.
Просматривать, использовать сетевые ресурсы других пользователей.
Передавать свои сетевые регистрационные имена и пароли другим лицам.
Применять методы, приемы работы, нарушающие нормальную работу других пользователей.
Создавать, использовать вредоносные программы способные нарушить нормальную работу ПЭВМ или нормальную работу других пользователей.
Предпринимать попытки несанкционированного доступа к близлежащим или удаленным серверам.
Подписываться на любые списки рассылки (ftp-mail, mail-server, www-mail и т.д.) не соответствующие целям и основным видам деятельности осуществляемые институтом.
Производить массовые рассылки электронных писем, рассылать сообщения, содержащие просьбу переслать данное сообщение другим пользователям, создавать и поддерживать сетевые ресурсы, противоречащие законодательству Украины.
Использовать ресурсы ПЭВМ и сетевые ресурсы в коммерческих целях.
При работе с печатающим устройством (принтером):
выключать питание, если в данный момент устройство производит подготовку к выводу или вывод изображения;
в процессе печати вынимать или вставлять листы бумаги;
самостоятельно пытаться вынуть застрявший лист бумаги;
открывать крышки и самостоятельно пытаться заменить расходные материалы;
использовать материал не соответствующий характеристикам оборудования, например картон, пленку, не предназначенную для печати на принтерах;
если во время печати произошло аварийное отключение электропитания, сообщите об этом руководителю занятия.
Покидать рабочее место, не завершив работу с системой.
Выносить любые материальные ценности из компьютерного класса.
Курить в компьютерном классе.
Распивать любые напитки и есть.
ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛАССАХ

Требования безопасности перед началом работы:

Включение ПЭВМ и других электроприборов производится только с разрешения руководителя занятия (преподавателя) и специалиста по работе на ПК (оператора) компьютерного класса. Руководителю занятия, специалисту по работе на ПК перед включением ПЭВМ необходимо:
проверить правильность и исправность подключения ПЭВМ, средств оргтехники и другого оборудования к сети электропитания, заземления;
Учащемуся перед включением ПЭВМ необходимо:
подготовить рабочее место;
убрать ненужные для работы предметы;
о всех замеченных технических неисправностях сообщить руководителю занятия, специалисту по работе на ПЭВМ.
Запрещается:
работать на неисправных ПЭВМ и средствах оргтехники;
перекоммутировать оборудование;
работать без соответствующего освещения и вентиляции рабочего места;
работать, если при прикосновении к корпусам оборудования ощущается действие электрического тока;
вскрывать корпуса ПЭВМ и средств оргтехники, разбирать периферийные и другие устройства;
без необходимости включать принтер и другие периферийные устройства;
оставлять без присмотра включенные в электросеть ПЭВМ, средства оргтехники и другие электроприборы;



Требования безопасности по окончанию работы:
Студентам необходимо:
закрыть приложения, завершить сеанс работы, обесточить ПЭВМ, средства оргтехники и иное оборудование;
привести в порядок рабочее место, убрать вспомогательные материалы и инструменты.
Специалисту по работе на ПК (оператору) необходимо:
осмотреть компьютерный класс на предмет наличия признаков возгорания, посторонних предметов, сохранности материальных средств;
обесточить ПЭВМ, светильники помещения, вентиляторы, кондиционеры и другие электроприборы;
при наличии сигнализации, поставить компьютерный класс на пульт охраны;

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При возникновении сбоев в работе, появлении дыма, искрения, посторонних шумов и запахов, теплового излучения, при ощущении действия электрического тока от прикосновения к корпусам ПЭВМ, средств оргтехники, приборов и инструментов, необходимо отключить их от электрической сети и сообщить об этом руководителю занятия (преподавателю), специалисту по работе на ПК (оператору).


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Учащимся запрещено:
входить в кабинет в верхней одежде;
самостоятельно без указания преподавателя включать или выключать устройства;
трогать соединительные кабели, отсоединять или присоединять разъемы;
регулировать яркость и контрастность мониторов, громкость звука и т.п., а также вскрывать защитные кожухи;
касаться пальцами, авторучками или другими предметами экранов мониторов, а также розеток электропитания и разъемов устройств;
ходить по классу во время занятий без разрешения преподавателя, а также громко разговаривать или выражать свои эмоции;
класть различные предметы или одежду на мониторы, ПЭВМ и другое оборудование;
нажимать клавиши ПЭВМ с помощью авторучек или других предметов;
вставлять авторучки, линейки и т.п. в вентиляционные отверстия устройств;
прикладывать значительные усилия при нажатии на клавиши;
оставлять работающее оборудование без присмотра.


ПАМЯТКА ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

1. Во время опроса учащихся преподаватель проверяет степень подготовки учащихся к лабораторно-практической работе, а именно знания:
требований безопасности труда оператора компьютерного набора;
теоретического материала по изучаемой теме программы;
технологических процессов выполнения операций на ПК;
2. После проверки теоретических знаний преподаватель решает вопрос о допуске учащихся к работе на компьютере.
3. Проводит инструктаж по охране труда.
4. Проводит вводный, текущий и заключительный инструктажи.
5. Следит за выполнением ЛПР, отвечает на вопросы учащихся, оказывает помощь путем индивидуального и группового консультирования.
6. После окончания работы проверяет рабочие места.
7. Проверяет работы учащихся и выставляет оценки.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО КУРСУ
«ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Тема № 1 Обработка текстовой информации
Ознакомление с окном текстового редактора.
Настройка интерфейса программы.
Введение и редактирование текста.
Форматирование документа.
Средства оформления документов.
Построение и заполнение таблиц.
Средства оформления документов.
Редактирование и форматирование таблиц.
Работа с колонками.
Поля слияния.
Работа с графическими объектами.
Предварительный просмотр и печать документов.

Тема № 2 Обработка табличной информации
Ознакомление с окном программы.
Работа с листами книг. Перемещение, вставка, исключение, переименование листов книги.
Введение данных за типами.
Форматирование ячеек и диапазонов ячеек.
Создание формул. Введение формул.
Работа с Мастером функций.
Средства "Поиск решения" и "Подбор параметров".
Работа со списками.
Фильтрация данных. Автофильтр. Расширенный фильтр.
Возведенные таблицы.
Создание базы данных в ЭТ.
Построение диаграмм в ЭТ.
Редактирование и форматирование элементов диаграммы.
Создание макросов.
Тема 3. Работа в базах даних

Проектирование БД. Исследование предметной области
Проектирование БД. Нормализация отношений
Проектирование БД. Создание схемы данных
Работа в СУБД. Создание таблиц
Работа в СУБД. Создание форм
Работа в СУБД. Создание запросов
Работа в СУБД. Создание отчетов
Работа в СУБД. Работа с макросами
Работа в СУБД. Использование QBE для записи операторов SQL
Работа в СУБД. Получение итоговых данных
Работа в СУБД. Создание управляющих запросов
Работа в СУБД. Использование вложенных запросов
Работа в автоматизированной системе обработки информации




Тема № 4 Обработка графической информации
.
Создание слайдов презентации.
Работа со слайдами презентации.
Редактирование и демонстрация презентации.
Знакомство с интерфейсом программы
Работа с инструментами
Корректировка изображений
Работа с объектами
Работа с цветом
Работа с текстом
Фотомонтаж
Видеомонтаж



Рекомендуемая литература

1. Я.Н.Глинский «Практикум по иформатике», 2006.
2. Я.Н.Глинский «Інформатика 10-11 клас. Інформаційні технології», 2008.
3. С.В.Глушаков «ПК для секретарей», 2002.
4. С.В.Глушаков, О.В.Смирнова, А.С.Сурядний «ТП MS Word XP», 2003.
5. С.В.Глушаков, О.В.Смирнова, А.С.Сурядний «ТП MS Excel XP», 2003.










13PAGE 15


13PAGE 14215