Методические рекомендации по проведению внеурочного мероприятия по информатике. Турнир С микрокалькулятором в руках


Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский профессионально-педагогический колледж»


Дисциплина Информатика

Е.А.Старцева

Внеурочное мероприятие

ТУРНИР «С МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРОМ В РУКАХ»

Методическая разработка


Ульяновск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка..1
Педагогическая структура.2
Сценарий..4
Литература..13
Приложения....13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеклассное мероприятие «Турнир «С микрокалькулятором в руках» проводится во втором полугодии на 1 курсе в рамках недели дисциплин естественно-научного цикла. Его идеей стало стремление вызвать интерес обучающихся к истории вычислительных средств.
Особенностью данного мероприятия является то, что обучающиеся, неоднократно держа калькуляторы в руках, не задумывались о возможностях его использования для решения интересных задач, головоломок, творческого применения калькулятора.
Ход мероприятия предусматривает основные этапы, а сценарий рисует полную картину его проведения.
Турнир «С микрокалькулятором в руках» имеет соревновательный характер, для этого назначается жюри, помощники, приглашаются 3 команды. В каждой команде может быть 4-5 участников (в состав команды входит мастер-воспитатель или классный руководитель). Членам жюри выдается протокол, который заполняется в ходе проведения мероприятия. Помощники организуют подготовку мероприятия, работу команд.
При проведении мероприятия работа организуется как в групповой форме (всей командой), так и в малых группах по 2 человека, что способствует воспитанию умения работы в команде, эффективного общения с коллегами.
Педагогическая структура
Цель мероприятия:
Обучения:
расширение кругозора обучающихся;
побуждение познавательного интереса;
формирование у обучающихся творческого мышления;
формирование у обучающихся способности анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.
Развития:
развитие активности обучающихся;
развитие творческого потенциала;
развитие умения работать во времени, в команде.
Воспитания:
способствовать воспитанию у обучающихся осознанного отношения к истории вычислительной техники, к калькулятору, как к инструменту и помощнику в повседневной жизни, в учебе и на производстве;
способствовать организации собственной деятельности, исходя из поставленной цели;
способствовать воспитанию умения работы в команде, эффективного общения с коллегами.

Формирование общих компетенций: ОК2, ОК3, ОК5, ОК6.
Оборудование:
Класс учебной компьютерной техники
Калькуляторы

Средства:
Протокол ведения мероприятия для членов жюри
Карты-задания командам
Карты с эталонами ответов для членов жюри
Программное обеспечение
Слайд-фильм (презентация) по всем этапам турнира
Оформление кабинета:
На экране – титульный слайд презентации с названием мероприятия.
Звучит музыкальной сопровождение – песни с компьютерной тематикой.
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего
Представление команд, жюри, помощников
Ознакомление с этапами турнира
1 этап. Математические курьезы. Найдите общее
Этап 2. Математические курьезы. Найдите закономерности
Этап 3. Словари
Этап 4. Определение дня недели события
Этап 5. Кроссворд
Подведение итогов
СЦЕНАРИЙ

В турнире принимают участие обучающиеся 1 курса - 3 команды по 4 обучающихся и мастер-воспитатель или классный руководитель.
Готовится ведущий и два помощника. Жюри ведет протокол (приложение1).
Вступительное слово ведущего
На экране – слайды 1,2,3


Ведущий:
В 60-х годах, когда действовали уже ЭВМ второго поколения, миллионы инженеров, бухгалтеров, экономистов продолжали вычислять с помощью счетов, механических арифмометров, таблиц и логарифмических линеек.
Инженеры решили по подобию ЭВМ создать простейший электронный вычислитель. В электронике начался бурный процесс миниатюризации. Появились большие интегральные схемы (БИС). Возникла реальная возможность для производства миниатюрной ЭВМ,
Первые советские настольные микрокалькуляторы появились в 1971 году. А в конце 1973 года появился электронный карманный вычислитель «Электроника Б3-04»
Микрокалькуляторы вошли в нашу жизнь и стали нашими помощниками!
Сегодня мы хотим предложить вам показать свою сообразительность, смекалку и выполнить на микрокалькуляторе несколько заданий.

Представление команд, жюри, помощников
На экране – слайд 4


В турнире принимают участие студенты 1 курса - 3 команды по 4 обучаюшихся и куратор.
Преподаватель представляет ведущих, помощников и членов жюри. Жюри ведет протокол (приложение1).

Сегодня мы хотим предложить вам показать свою сообразительность, смекалку и выполнить на микрокалькуляторе несколько заданий. Вы узнаете много интересного.
Ознакомление с этапами турнира
На экране – слайд 5

Ведущий:
Ознакомьтесь с этапами турнира.

Этап 1. Математические курьезы. Найдите общее
На экране – слайд 6. 7. 8
Приложение 2





Любители развлечений накопили множество наблюдений над цифрами, числами и математическими операциями.
Примеры позволяют обладателям микрокалькуляторов проявить свое остроумие, смекалку и наблюдательность

Решите заданные примеры. Определите, какой признак объединяет их?

1738 х 4 =
186 х 39 =
198 х 27 =
483 х 12 =
Ведущий: На экране слайд 9
Проверка ответов



Этап 2. Математические курьезы. Найдите закономерности
На экране слайд 10, 11, 12
Приложение 3



Ведущий:
К математическим курьезам относятся и следующие наблюдения.
Найдите закономерности в парах примеров




Ведущий: На экране слайд 13
Проверка ответов





Этап 3. Словари
На экране слайды 14, 15, 16
Приложение 4




Ведущий
Из перевернутых цифр на индикаторе микрокалькулятора можно составить слова на языках, использующих латинский алфавит.
Свои навыки владения микрокалькулятором можно применить в переводах русских слов на английский язык.

Вычислите значения приведенных выражений, переверните микрокалькулятор и вы узнаете перевод указанного русского слова.
Например:
Туфля (203х2145):(11х13)=

Значение выражения Туфля (203х2145):(11х13)= 3045
Переверните калькулятор и прочитайте слово Shoe

Ведущий: На экране слайд 17, 18


Вычислите значения приведенных выражений, переверните микрокалькулятор и вы узнаете перевод указанного русского слова. (Аккуратно списывайте ответ)

Глобус 16 х 16 х 16 х 9 + 1215 =

Кипение (49 + 12 х 12 х 12) х 4 =

Пчела
·152 х 152 + 302 х 302 – 8 х 8 =

Масло (1 : 0,16 + 1 : 0,125) х 50 - 2,5 =

Ведущий: На экране слайд 19
Проверка ответов


Этап 4. Определение дня недели события
На экране слайды 20, 21, 22, 23, 24
Приложение 5







В Интернете вы всегда можете найти сайт, который предложит вам «Вечный календарь», В нем можно найти нужную информацию, например, в какой день недели у вас будет день рождения в следующем году, или был 5 лет назад. Вычисленная могут доставить радость и тому, к кому вы идете в гости на день рождения. Спросите у юбиляра, в какой день недели он родился. Большинство людей этого не знают. А вы ему об этом расскажете и, тем самым, преподнесете интересный и необычный подарок.
Вот сегодня вы попробуете узнать, в какой день недели произошла важное событие – создано наше учебное заведение. Дату создания мы все знаем. Это 1 октября 1945 года. А какой это был день недели?
Рассчитайте на микрокалькуляторе по заданному алгоритму.
Эта работа требует внимания и аккуратности.
Год G
_ _ _ _
P
_ _ _
Результат
ДЕНЬ НЕДЕЛИ

______________________

Месяц M
_ _
N
_ _ _ _ _


День D
_ _
W
_ _ _ _


S
_
ответ
_




Ведущий: На экране слайд 25
Проверка ответов

Этап 5. Кроссворд
На экране слайды 26, 27, 28
Приложение 6




Заполните кроссворд словами, используя «Словарь компьютерной терминологии и жаргона»



















Ведущий: На экране слайд 29
Проверка ответов


Ведущий: На экране слайд 30

Для подведения итогов предоставляем слово жюри. Зачитывается протокол проведения турнира. Называются победители. Заключительное слово ведущего.
Ведущий:
Турнир окончен. Названы победители. Но главное, что все еще раз поняли и осознали, что и калькулятор – очень занимательное устройство, несмотря на то, что не очень часто его применяем.
В турнире все увидели, что вы много знаете, вы проявили смекалку, находчивость, творчество, внимание. Но главное – вы поняли, что работа в коллективе – это большая сила. Не зря говорят «Одна голова – хорошо, а две – лучше». Все эти качества в вашей жизни очень пригодятся.
Успехов всем вам!

Литература.
Гильде В. Альтрихтер З. С микрокалькулятором в руках. М.: Мир. 1987 – 215 с.
Романовский Т.Б. Микрокалькуляторы в рассказах и играх. – Минск: изд.Университетское. 1987 – 192 с.

Приложение 1
Турнир «С МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРОМ В РУКАХ»
ПРОТОКОЛ ПРОВЕДЕНИЯ

ДАТА 19
№№ этапа
Этап турнира
max
баллов
Первые - 2б
Вторые - 1б
Группы









1
Математические курьезы.
Найдите общее
Правильное решение примера – по 1 баллу
4







Правильный вывод –
4 балла
4





2
Математические курьезы.
Найдите закономерности
Правильное решение одной пары приме-ров - по 1 балл
3







Правильный вывод –
3 балла
3





3
Словари
Правильное решение одного примера –
по 1 балл
4







Правильно расшифрованы слова - по 3 балла
12





4
Кроссворд
Правильный подбор одного слова – по 3 балла
36





5
Определение дня недели события
Правильно записаны G, M, D – 1 балл
1







Правильно
рассчитаны S, P, N, W, ответ - по 2 балла
10







Правильно определен день недели – 1 балл
1





Подведение итогов
78





Победители: 1 место – группа
2 место – группа
3 место – группа
ЖЮРИ:
Приложение 2

ГРУППА __________________

Этап 1. Математические курьезы. Найдите общее
Лист ответов
Любители развлечений накопили множество наблюдений над цифрами, числами и математическими операциями.
Примеры позволяют обладателям микрокалькуляторов проявить свое остроумие, смекалку и наблюдательность

Решите заданные примеры. Определите, какой признак объединяет их?

1738 х 4 =

186 х 39 =

198 х 27 =

483 х 12 =

Ответ ______________________________________
_________________________________________
Приложение 3

ГРУППА __________________

Этап 2. Математические курьезы. Найдите закономерности
Лист ответов

К математическим курьезам относятся и следующие наблюдения.
Найдите закономерности в парах примеров







Ответ ____________________________________________________

__________________________________________________________


Приложение 4

ГРУППА __________________

Этап 3. Словари
Лист ответов

Вычислите значения приведенных выражений, переверните микрокалькулятор и вы узнаете перевод указанного русского слова.
Аккуратно списывайте ответ

Глобус 16 х 16 х 16 х 9 + 1215 = ____________

Кипение (49 + 12 х 12 х 12) х 4 = _____________

Пчела
·152 х 152 + 302 х 302 – 8 х 8 = ______________

Масло (1 : 0,16 + 1 : 0,125) х 50 - 2,5 = ______________





Приложение 5

ГРУППА __________________

Этап 4. Определение дня недели события
Лист ответов

Дату создания нашего учебного заведения мы все знаем. Это 1 октября 1945 года. А какой это был день недели?

Год G
_ _ _ _
P
_ _ _
Результат
ДЕНЬ НЕДЕЛИ

______________________

Месяц M
_ _
N
_ _ _ _ _


День D
_ _
W
_ _ _ _


S
_
ответ
_


























Приложение 6

ГРУППА __________________

Этап 5. Кроссворд
Лист ответов

Заполните кроссворд словами, используя «Словарь компьютерной терминологии и жаргона»












Приложение 7

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Этап 1. Математические курьезы. Найдите общее

Любители развлечений накопили множество наблюдений над цифрами, числами и математическими операциями.
Примеры позволяют обладателям микрокалькуляторов проявить свое остроумие, смекалку и наблюдательность
Решите заданные примеры. Определите, какой признак объединяет их?

1738 х 4 = 6952
186 х 39 = 7254
198 х 27 = 5346
483 х 12 = 5796

ОЦЕНКА:
Правильное решение каждого примера – 1 балл
Правильный вывод – 4 балла
MAX – 8 баллов

Этап 2. Математические курьезы. Найдите закономерности

К математическим курьезам относятся и следующие наблюдения.
Найдите закономерности в парах примеров








ОЦЕНКА:
Правильное решение одной пары примеров – 1 балл
Правильный вывод – 3 балла
MAX – 6 баллов

Этап 3. Словари

Из перевернутых цифр на индикаторе микрокалькулятора можно составить слова на языках, использующих латинский алфавит.
Свои навыки владения микрокалькулятором можно применить в переводах русских слов на английский язык.

ГЛОБУС 16 х 16 х 16 х 9 + 1215 = 38079 GLOBE

Кипение (49 + 12 х 12 х 12) х 4 = 7108 BOIL

Пчела
·152 х 152 + 302 х 302 – 8 х 8 = 338 BEE

Масло (1 : 0,16 + 1 : 0,125) х 50 - 2,5 = 710 OIL

ОЦЕНКА:
Правильное решение одного примера – 1 балл
Правильно расшифрованы слова - по 3 балла
MAX – решение примеров – 4; расшифровка слов – 12 баллов. Итого 16 баллов











Этап 5. Кроссворд

Заполните кроссворд словами, используя «Словарь компьютерной терминологии и жаргона»

М
И
К
Р
О
К
А
Л
Ь
К
У
Л
Я
Т
О
Р

О
Н
У
Е
С
У
Н


В
Т


Е
З
О

Н
С
Л
Д

Р
Т


Е
И


Р
У
У

И
Т
Е
А

С
И


С
Л


М

Т

Т
А
Р
К

О
В


Т
И


О

Е

О
Л

Т

Р
И



Т


П

Р

Р
Л

О


Р



А


А




Я

Р


У






С




Ц




С






Т




И











А




Я
















ОЦЕНКА:
Правильный подбор одного слова – по 3 балла
MAX – 36 баллов
Этап 6. Определение дня недели события

Дату создания нашего учебного заведения мы все знаем. Это 1 октября 1945 года. А какой это был день недели?






















Год G
1 9 4 5
P
2 4 6
Результат
ДЕНЬ НЕДЕЛИ

ПОНЕДЕЛЬНИК

Месяц M
1 0
N
1 6 6 8 2


День D
0 1
W
2 3 8 3


S
1
ответ
1 (-1)



ОЦЕНКА:
Правильно записаны G, M, D – 1 балл
Правильно рассчитаны S, P, N, W, ответ - по 2 балла
Правильно определен день недели – 1 балл
MAX – 12 баллов.


ГРУППА №

Каждая из цифр встречается в примере ровно один раз

497 + 2 =
497 х 2 =

497 + 2 =
497 х 2 =

47 + 2 =
47 х 2 =

ГРУППА №

9 + 9 =
9 х 9 =

497 + 2 = 499
497 х 2 = 994

47 + 2 = 49
47 х 2 = 94

9 + 9 = 18
9 х 9 = 81

В парах примеров сумма и произведение состоят из одних и тех же цифр, записанных в различном порядке

497 + 2 =
497 х 2 =

47 + 2 =
47 х 2 =

9 + 9 =
9 х 9 =




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 515