Статья по биологии Особенности организации учебного занятия по биологии в условиях перехода на ФГОС ОО


Особенности организации учебного занятия по биологии
в условиях перехода на ФГОС ОО
У Конфуция есть замечательные слова: « Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Их смысловое значение универсально. В условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС второго поколения, в которых основным в обучения является системно – деятельностный подход, а показателем качества образования становится уровень успешности и социализации ребёнка и выпускника, слова великого философа можно прочесть так: «Если ребенок попросил рыбу - дай ему удочку», а значит, знания как величайший опыт человечества, должны передаваться не в готовом виде, а через активную деятельность учащегося.
Каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиваться только в его собственной деятельности, через которую он сможет самоопределиться, самовыразиться, саморазвиться. Путь развития и совершенствования у каждого свой. Задача учителя – найти путь развития субъектности обучающихся.
Важным условием развития субъектности обучающихся через свои уроки считаю принятие ребенка как личности, а также ситуацию успеха, ощущение учеником своего развития. Успех учебной, в том числе и познавательной предметной деятельности, в значительной степени зависит от ее мотивации. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Поэтому в условиях перехода на ФГОС ОО особенностью учебного занятия считаю формирование и развитие мотивации познания
Работая в среднем и старшем звене, я пришла к выводу, что в 6-7 классах мотивация учения связана с интересом. Интерес – эмоционально – окрашенное проявление познавательных потребностей личности. Учитывая это, использую:
информацию, которая заинтересовала бы учеников, привела к размышлению: исторические сведения, задачи биологического содержания, современные научные данные, жизненные ситуации, связанные с живой природой;
ввожу элементы проблемного обучения, излагая информацию «с удивлением», «с затруднением», «с просьбой о помощи»;
предлагаю задания неожиданные, способные вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, вопросов;
опыт общения ребят с объектами живой природы как стимул к познанию нового, неизведанного.
Для обучающихся 8 – 9 классов основным ориентиром в обучении становятся позитивно – оценочные мотивы, мотивы сотрудничества и общения. Ученики стремятся самоутвердиться. Понимая это, отхожу от учительского монолога, организую диалоговые формы обучения, дискуссии, анализ различных точек зрения. На основе познавательной самостоятельности учащиеся сами добывают знания, совершенствуют умения, развивают коммуникативные навыки. По моему мнению, в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития творческой активности учащихся.
Основным мотивом для учащихся старшей ступени обучения становится понимание социальной значимости предмета. Поэтому в построении учебных занятий усиливаю аналитическую сторону, максимально использую проблемный подход, развивающее обучение, при этом по мере интеллектуального развития уровень самостоятельности обучаемых возрастает. При подготовке к уроку планирую следующие задания:
вспомните («основа», фундамент знаний, которые обучающиеся должны помнить из средней школы);
обдумайте следующие факты («расширение» - дополнительные знания, которые получают обучающиеся);подумайте («углубление» - выделение проблем, вопросов, требующих анализа, обсуждения).
На уроке увеличивается объем самостоятельной работы, происходит включение в частично – поисковую деятельность.
Планирование уроков биологии, с учетом выше сказанного, позволяет осуществлять плавный переход на формирование у учащихся предметных, метапредметных, личностных УУД, которые уже сейчас востребованы выпускниками старшей школы при обучении в ВУЗах.
Так, работая в классах, обучающихся по стандартам первого поколения, стараюсь планировать учебное занятие с учетом новых требований. Например, урок в 10 классе по теме «Вирусы» начинаю с исторической справки: «Древние китайские рукописи доносят до нас описание эпидемий натуральной оспы. У больных оспой начинался жар, головная боль, тело покрывалось оспинами. До 40% больных погибало. У переболевших на месте оспин оставались рубцы. Оспа распространялась быстро и не щадила никого. Так в 1707 году в Исландии от оспы погибло две трети населения. Во время эпидемии оспы из 8 родившихся детей погибало 3.
Со времен Древнего Египта сохранились барельефы, изображающие людей искалеченных детским параличом – полиомиелитом. Это заболевание калечило людей вплоть до середины 20 века, пока не начали применять массовую вакцинацию населения».
Эта информацию даю не для обсуждения, а для интриги, косвенно связывая эволюционное развитие человечества, медицину, историю. Далее задаю вопросы о современном состоянии здоровья человека:
-Какие болезни, по вашему мнению, в настоящее время самые опасные?
( Подвести к терминам СПИД, «рак», гепатит) Почему вы так считаете?
-А почему в современном мире компьютерных и нанотехнологий, ядерной физики эти болезни плохо поддаются лечению? ( Воспроизведение и использование учебного материала 9 класса)
-Как вы думаете, что объединяет оспу, полиомиелит, грипп, СПИД, гепатит? (анализ, синтез, вывод)Такое начало урока позволяет мотивировать познавательную сферу деятельности личности, формировать предметные (пользоваться биологической терминологией, использовать ранее полученные знания по предмету), метапредметные (умение высказываться и обосновывать свое мнение, анализировать информацию, прослеживать причинно – следственные связи), личностные (формирование ценностного отношения к здоровью) УУД.
Во время выяснения способов проникновения вирусов в клетку использую метод «мозгового штурма». Основная цель– развитие креативного стиля мышления, а дидактическая ценность «мозгового штурма» заключается в том, что это активная форма развития субъектности обучающихся, тренировка умения кратко и четко выражать свои мысли, участники развивают коммуникативные компетенции, учатся слушать и слышать, это позволяет создать ситуацию успеха, обратив внимание на интересные идеи.
Конечно, учебное занятие в старших классах не обходится без проектной и самостоятельной деятельности. На уроке по теме «Вирусы» результатом выполнения группового проекта является мультимедийная презентация и его защита по вопросам истории изучения, происхождения, значения вирусов в природе и жизни человека. Работая с дополнительными источниками информации, ребята находят интересные и важные данные, формируя умение учиться самостоятельно.
При подготовке учебных занятий по биологии стараюсь придерживаться нескольких простых правил, которые сформировались по мере накопления педагогического опыта:
1. Стимулировать мотивацию учения за счет максимально возможного направления учебного материала в сторону практической значимости в жизни,
2.Использовать разнообразные виды деятельности на уроке, которые позволяют вникнуть в учебный материал всем учащимся и учесть индивидуальные возможности каждого.
3.Деятельность ребенка не будет результативной, если в ходе ее реализации не решается важная проблема.
4. Решение значимой проблемы должно пошагово развивать логическое мышление и творческие способности.
5.Систематически возвращаться к ранее изученному учебному материалу в рамках предмета и между предметами не ступенчато, а спирально, что позволяет ребенку получать целостную научную картину изучаемого материала и возможность правильного использования полученных учебных результатов в повседневной жизни.
Таким образом, особенностью современного урока биологии в условиях перехода на ФГОС ОО считаю создание условий для формирования мотивации познания предмета.