Готовимся к экзаменам вместе (рекомендации родителям по подготовке к ГИА и ЕГЭ).


Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Центр социальной помощи семье и детям «Вега»
Готовимся к экзаменам вместе
(рекомендации родителям по подготовке к ГИА и ЕГЭ).
Ханты – Мансийск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….2
Психологическая поддержка……………………………………………….3
Помощь родителей детям………………………………………………….6
Список литературы……………………………………………………………..7
Введение.
«Дети никогда не слушают старших,
но никогда не ошибаются, копируя их».
Джеймс Болдуин.
  Уважаемые родители!
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для наших детей.
Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.
Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Мы взрослые окажем бесценную помощь, если именно в это время поможем подростку открыть для себя простую истину о том, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.

  
Психологическая поддержка.
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, поддержите их ведь психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка – значит верить в него.  Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка,
Избегать подчеркивания промахов ребенка,
Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий) и потренируйте ребенка. Большое значение имеет тренировка ребенка именно по тестированию.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
В процессе подготовки к экзаменам подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что он делает хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятны допущения ошибок.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Практика показывает: переедание непосредственно перед экзаменом тормозит умственную активность.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите поддержку в любом случае. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Помощь родителей детям ( когда они не справились с тревогой).
Если же Вы заметили, что ваш ребенок стал быстро уставать, часто болеть, плохо спать, ему стало трудно заниматься, ребенок стал часто беспокоится по пустякам, очень эмоционально реагировать на Ваши замечания, стал замкнутым, печальным, ему очень трудно сосредоточиться на подготовке к экзаменам, ему стали не интересны друзья, Вы стали от него часто слышать реплики следующего содержания: «Как вы все мне надоели!», «Без меня вам бут лучше» и т.д., то, скорее всего Ваш ребенок желает вам сообщить о своих тяжелых душевных переживаниях, которые кажутся ему не совместимыми с жизнью. Именно сейчас Вашему ребенку требуется гораздо больше Вашего терпения, понимания и внимания.
Рекомендации родителям по ведению беседы с детьми, склонными к суицидальному поведению.
Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».
В то же время разговор должен быть уверенным.
К разговору стоит подготовиться.
Следует показать ребенку, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
Конечной целью разговора является договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам кажется, что тебе стоит так же обратиться за помощью к специалисту, который будет беспристрастен и опытен в решении таких вопросов».
Список литературы
Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М., 1994.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком КАК? М., 1995.
Субботина Л.Ю. Стресс. – Ярославль, 2001.
Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М., 2004.