Родительское собрание: Что должны знать родители о детских суицидах


Родительское собрание
в ___ «___» классе
«Что должны знать родители
о детских суицидах»
65659028194000
Классный руководитель: _________________
Родительское собрание в ___ «___» классе ___.___.20___г.
Классный руководитель: __________________Тема: «Что должны знать родители о детских суицидах»
Цели: оказание профилактической помощи родителям по проблеме детского суицида.Задачи:
Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере детского суициды.
Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.
Воспитывать уважение к личности ребёнка и понимание к его проблемам.
Поговорить о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.
Подготовительный этап
Анкета для детей: (проводит классный руководитель)
Наказывают ли тебя родители? За что?
Какое наказание тебе особо запомнилось?
Как ты думаешь, справедливо тебя наказывают или нет?
Какие чувства появляются у тебя по отношению к тому, кто тебя наказывает: уважение, страх, ненависть, зависть, безразличие?
Если бы ты был(а) папой (мамой), наказывал(а) бы ты своего ребенка? Почему?
Часто ли хвалят тебя родители? За что?
Анкета для родителей: (проводит классный руководитель)
Слушается ли вас ребенок?
Нужно ли использовать в воспитании ребенка наказание? Почему?
Какие наказания применяете вы к своему ребенку, за что?
Чему отдаете предпочтение: поощрению или наказанию?
Какие чувства, по-вашему, вызываете вы у своего ребенка: любовь, уважение, интерес, страх, ненависть, зависть, безразличие?
Бывают ли случаи, когда лучшее наказание – ремень?
Видеофильм:
(показ видеофильма родителям)
Ход собрания
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни), т.е. самоубийство
В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков
Как показывает статистика подростковых самоубийств, как правило, попытки суицида не совершают дети младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких детей не бывает тяжелого психического состояния. (Отмечено снижение возраста суицида до 5 лет).
Малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.
Однако зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги.
Например: маленькая девочка 7 лет на протяжении долгого времени повторяла, что она превратится в бабочку и улетит от своих родителей. Родители только посмеивались над забавными детскими угрозами. Однако в 12 лет эта девочка совершила очень серьезную попытку суицида, прыгнув с 4 этажа. Врачам чудом удалось спасти ей жизнь.
Среди людей очень широко распространено мнение, что попытки суицида совершают только психически неуравновешенные люди, которые страдают различными психическими заболеваниями, такими как шизофрения, паранойя, а также некоторые другие заболевания нервной системы. На самом же деле это совершенно не так. Подавляющее большинство самоубийств совершаются абсолютно психически здоровыми людьми, которые очень четко отдают себе отчет в своих действиях.
Родители должны помнить о том, что далеко не все ухудшение отношений в семье – это равнодушие и невнимание родителей. Если родители не доверяют ребенку, отказываются принимать его как уже самостоятельную, сформировавшуюся личность, которая имеет право на свое собственное мнение, мировоззрение, жизненные ценности и потребности, отношения в семье могут значительно ухудшиться. Даже если вы не будете прямо говорить ребенку об этом, он подсознательно все равно будет чувствовать ваше недоверие и пытаться протестовать против существующего положения вещей.
Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания (демонстративные действия), т.е. направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими.
Как правило, причинами суициды становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем зачатую взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна.
Проблемы детей/подростков
Ниже описаны те проблемы подростков, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств подростков. Не стоит улыбаться – поверьте, для ребенка это действительно серьезные проблемы:
Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.
Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
Смерть кого – либо из близких родственников.
Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.
Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
Затяжное депрессивное состояние подростка.
Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
Игровая зависимость и зависимость от интернета.
Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
Профилактика суицидов
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества. Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы.
Что же делать?
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только Ребёнка/подростка-сегодняшнего с Ребёнком/подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ Ребёнка/подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, детям необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние, поэтому необходимо поддерживать физическое состояние детей.
И, в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
(просмотр видеофильма)
Коллективное обсуждение в группах родителей следующих вопросов:
За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?
Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?
Как обойтись без унижающих наказаний?
Если наказывать, то как?
Совместная деятельность участников собрания при обсуждении каждого вопроса осуществляется по следующему алгоритму:
а) проблемная постановка вопроса;
б) выявление мнений в группе;
в) презентация групповых мнений (выступление от групп);
г) комментарии учителя, в котором используются результаты предварительного анкетирования детей и родителей, обобщаются и корректируются (при необходимости) коллективные и индивидуальные суждения участников собрания.
Решение родительского собрания.
Решение принимается в форме рекомендаций родителям. Каждому родителю вручается памятка о воспитании в семье ненасилием.
Памятка родителям
Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать его. Вникайте в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
Принимайте решение совместно с ребенком, а также давайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что он волен сам выбирать из нескольких возможностей.
Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было вести себя неправильно.
Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований, он просто не может все делать сразу.
Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?
Если ребенок провинился (памятка родителям)
Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.
Ясно определите для себя, что вы хотите от ребенка, и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Не подсказывайте ребенку своих готовых решений.
Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть?»
Не угрожайте: «Если ты еще раз это сделаешь, ты у меня получишь».
Не вымогайте обещаний. Для ребенка они вообще ничего не значат.
Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу.
Оценивайте поступок, а не личность; лучше сказать «Ты поступил плохо», чем «Ты плохой».
После сделанного выговора, замечания прикоснитесь к ребенку и дайте ему почувствовать, что вы верите в него.
Наказывая ребенка, помните:
Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка.
Наказание должно быть не нормой, а исключением.
Нельзя подчеркивать свою власть над маленьким ребёнком.
Наказывать следует за проступок, а не за то, что у вас плохое настроение.
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!