КТП по литературе 5 класс (УМК Меркина) индивидуальное обучение

п/п
Дата
Тема урока
Форма проведения.
Содержание урока (элементы обязательного минимума образования
Планируемые результаты

Виды контроля знаний

1четверть (8 час.)


07.09
Введение
Книга твой друг. Книга художественная и учебная.
Из мифологии. Возникновение мифов.
Урок изучения нового материала
Литература как искусство слова. Писатель-книга-читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией.
Личностные:
- формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего;
Метапредметные:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Предметные:
- умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
Выразительное чтение. Составление плана статьи.

Из мифологии (1 ч.)


14.09
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса». Гомер «Одиссей на острове циклопов.
Урок изучения нового материала
Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Основные категории мифов.




Личностные:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
Метапредметные:
- умение пользоваться разными видами чтения;уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные:
- умение осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания».
Письменный ответ на вопрос «Что такое миф, когда он появилась и где, о чем рассказывали мифы?»




Устное народное творчество (1 ч)



Устное народное творчество



21.09
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал.
Комбини-рованный урок, работа над мини-проектом
Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка,
постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж.Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Знакомство с творчеством знаменитых сказочников.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение создавать устные монологические и диалогические высказывания;
Предметные:
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; владение литературоведческими терминами «присказка», «зачин», «повтор», «концовка», «постоянные эпитеты», «сравнения», «композиция сказки», «сказочные формулы».
Выразительное чтение. Составление плана статьи.



Древнерусская литература (1ч)



28.09
Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в ДРЛ ( право на вымысел у древнерусского автора); нравственные позиции автора в произведениях ДРЛ.
ЦОР Презентация «Древнерусская литература»
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Урок изучения нового материала
Первичные представления о древнерусской литературе. «Расселение славян». Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе.
Личностные:
- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства; осмысление образа коня в магических представлениях и верованиях разных народов; противопоставление Олегу волхва как представителя местного общества;
Метапредметные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Предметные:
-умение осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания
Пересказ статьи о ДРЛ.
Пересказ отрывка из «Повести временных лет», используя старинные слова и выражения.
Выразительное чтение. Составление плана статьи.



Русская басня (1ч )



05.10
Русские басни. Русские баснописцы 18 века.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
Русские басни. Русские баснописцы 18 века.
И. А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк на псарне».
Русские басни. Русские баснописцы 18 века.
И. А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк на псарне».
ЦОР Басни Крылова
Урок изучения нового материала
Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в 20 веке.
Басенный сюжет; мораль и аллегория, сравнение, гипербола.
Басенный сюжет; мораль и аллегория, сравнение, гипербола.
Личностные:
- формирование представлений о познании как гуманистической ценности;
Метапредметные:
- умение работать в группах, задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Предметные:
- умение анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.
Письменный ответ на вопрос «Что такое басня, когда она появилась и где, о чем рассказывали басни, что высмеивали?»
Выразительное чтение басни «Ворона и Лиса».
Выразительное чтение басни «Ворона и Лисица». Развернутый ответ на вопрос «Кто из зверей заслуживает большего осуждения – плутовка Лисица или любящая лесть Ворона? Почему?»


12.10
Русские басни. Русские баснописцы 18 века.
И.А. Крылов. «Свинья под дубом», «Демьянова уха». Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
ЦОР Басни Крылова
Р.р. Сочиняем басню.
А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».
Комбинированный урок
Жанр басни в творчестве Крылова, народные истоки И.Крылова, его мировосприятие
Личностные:
- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение;
Предметные:
-владение литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; понимание русского слова и его эстетической функции.
Чтение наизусть басни И.А. Крылова (по выбору учащихся).
Конкурс рисунков к басням И.А. Крылова.
Сочиняем басню по образцу.
Работа с иллюстрациями.

Литература XIX века (13 ч)


19.10
А.С. Пушкин. Образы природы в стихотворениях поэта. «Зимняя дорога»
ЦОР Анализ стихотворения «Зимняя дорога»
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке».
ЦОР Озвучивание видеоотрывков из мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка и ее отличие от фольклорной. Отношение автора к героям.

Урок-конкурс




Первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы










Личностные:
- умениевыступать перед аудиторией сверстников;
Метапредметные:
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные:
- умение выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность басен для читателей.
Выразительное чтение стихотворения.
Развернутый ответ на вопрос «Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?»
Р.р.Выразительное чтение наизусть отрывка из сказки.



26.10
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
ЦОР Видеофрагмент из кинофильма «Руслан и Людмила»
Вн. чт. Сказки братьев Гримм.
ЦОР Прослушивание аудиозаписи сказки «Русалка в пруду»
Вн. Чт. Конкурс чтецов «Поэты 19 века о русской природе».
ХКК ГОС ОО Природа ДВ в поэзии
Комбинированный урок
Силы, спасающие и губящие царевну (честность зеркальца, доброжелатель-ность, братская привязанность богатырей, преданность Соколки, любовь королевича Елисея). Выявление идеи «Сказки», роль художественно-изобразительных средств, сходство и различие народной и литературной сказки.
Личностные:
-формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; истинные ценности человека: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность;
Метапредметные:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение устной и письменной речью; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
Предметные:
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение литературоведческими терминами «литературная сказка», «народная сказка»; умение вести диалог; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Тест
«Признаки литературной сказки. Признаки фольклорной сказки».
Р.р. Сжатый пересказ сказки.
Словесное рисование.
Р.р.Выразительное чтение.


09.11
М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова
Урок изучения нового материала
Начало литературной деятельности Лермонтова, интерес к истории России. История создания «Бородино», бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта.
Личностные:
- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел;
Метапредметные:
- формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
Предметные:
-владение литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров.
Работа с иллюстрациями.
Творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Р.р. Словесное рисование.
Чтение наизусть отрывка из стихотворения.


16.11
Вн. чт. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
Р.р. Письменный ответ на вопрос: «Какое стихотворение русского поэта мне особенно нравится и почему?»Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Урок изучения нового материала

Личностные:
-формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; истинные ценности человека: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность;
Метапредметные:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение устной и письменной речью;
Р.р. Выразительное чтение стихотворения.
Письменный ответ на вопрос.
Работа с иллюстрациями.


23.11
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд.
Образы и события в повести.
Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
ЦОР Просмотр и анализ видеофрагментов к повести
Урок изучения нового материала

Мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; становление творческой личности писателя; увлечение литературой и театром, интерес к этнографии, к украинской старине, к фольклору; осуждение образа жизни «существователей»; утверждение роли искусства в жизни общества;
Метапредметные:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные:
-понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Характеристика Вакулы.
Тест
Рассказ об Оксане с использованием цитат из текста.



30.11
Р.р. Изложение с творческим заданием.
Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
И.С.Тургенев. Детские впечатления. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.
Урок изучения нового материала

Противопоставле-ние реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга. Роль фантастических персонажей в произведении.
Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова; открытый финал повести как перспектива реального мира;
Метапредметные:
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни;
Предметные:
-умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владение литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика»; умение пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.
Изложение с творческим заданием.
Р.р. Сжатый пересказ.
Работа с иллюстрациями. Составление плана статьи.


07.12
И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Современники о рассказе. Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.
Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.
Урок изучения нового материала

Рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения.
Умение определять жанровые признаки рассказа (композиция);
умение бегло, выразительно и правильно читать художественное произведение;
умение находить главных и второстепенных героев произведения.
Тест
Рассказ о герое по плану.
Рассказ о герое.
Письменный отзыв на эпизод.


14.12
И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей».
«Русский язык». И.С. Тургенев о языке.
Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия.
Урок изучения нового материала
Стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; черты характера русского человека: чувство собственного достоинства, трудолюбие, искренность;
Метапредметные:
- формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Предметные:
- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения»; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста.
С/работа.
Р.р. Чтение наизусть стихотворения в прозе.
Работа с иллюстрациями.


21.12
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».
Вн.чт. Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Урок изучения нового материала

Творческая история произведения. Выявление особенностей композиции. Крестьянская семья и дети. Яркость изображения крестьянских детей, их жизнерадостность, любознательность, оптимизм.
Личностные:
- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; нелегкая крестьянская доля; богатые духовные возможности, таящиеся в народной среде;
Метапредметные:
- формирование умений воспринимать и анализировать, критически оценивать прочитанное; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств;
Предметные:
-понимание ключевой проблемы произведения, связи литературных произведений с эпохой их написания; умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «композиция»; эстетическое восприятие произведений литературы.
С/работа
Выразительное чтение по ролям
Р.р. Чтение наизусть


28.12
Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа.
ЦОР Презентация «Рекомендации к чтению»
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.
Урок- заочная экскурсия
Рассказ и его композиция, портрет, роль детали в создании художественного образа.












Личностные:
- формирование представлений об агрессивности как антиценности; осуждение жестокости, национальной розни;
Метапредметные:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Предметные:
- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Работа с иллюстрациями.
Тест
Письменный ответ на вопрос.


28.12
Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа.
ЦОР Презентация «Рекомендации к чтению»
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести
Урок изучения нового материала

Рассказ и его композиция, портрет, роль детали в создании художественного образа.
























Личностные:
- формирование представлений об агрессивности как антиценности; осуждение жестокости, национальной розни;
Метапредметные:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Предметные:
- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Работа с иллюстрациями.
Тест
Письменный ответ на вопрос.


18.01
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке.
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П.Чехова.
ЦОР Заочная экскурсия по чеховским местам
Урок изучения нового материала
творческая история рассказа «Кавказский пленник», своеобразие сюжета».
Личностные:
- формирование представлений об агрессивности как антиценности; осуждение жестокости, национальной розни;
Метапредметные:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Предметные:
- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Простой план или сложный план.
Р.р. Сочинение на тему: «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?
Тест


25.01
А.П.Чехов. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций.
Отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Экскурсия
Детские и юношеские годы писателя. Семья Чехова. Книга в жизни писателя.
Краеведение:
А.П. Чехов и Воронежская земля.
Личностные:
- формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма; чувство свободы и человеческого достоинства, непримиримое отношение к деспотизму, лжи, пресмыкательству;
Метапредметные:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осознание значимости литературы для своего дальнейшего развития;
Предметные:
- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; эстетическое восприятие произведений литературы.
Пересказ.
Отзыв на эпизод

Из литературы XX века (8 ч)


01.02
И.А. Бунин. Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги»: тема природы и приемы ее реализации. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги». Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа.
Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).
Урок- заочная экскурсия
Стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений)
Тема, эпизод, финал.
Личностные:
- совершенствование духовно-нравственныхкачествх личности, воспитание любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;
Метапредметные:
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Предметные:
- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
Письменный ответ на вопрос.
Р.р. Чтение наизусть
Цитатный план.
Выборочный пересказ.


08.02
Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче». Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа

Урок изучения нового материала

Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; уважение к человеку, к его неисчерпаемым творческим возможностям, ненависть к грубости, насилию, пошлости, лжи и жадности;
Метапредметные:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Предметные:
- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание произведений русских писателей 19-20 вв.
Письменный ответ на вопрос.
Составление простого плана статьи.
Характеристика персонажа





Рассказ (расширение и углубление представлений; характеристика персонажа, портрет героя.




15.02
Р.р. Отзыв об эпизоде (обучение анализу эпизода).
Вн. чт. А.И.Куприн. «Чудесный доктор»
А.А. Блок. Детские впечатления А.Блока. Книга в жизни юного А.Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).
Урок изучения нового материала

Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; уважение к человеку, к его неисчерпаемым творческим возможностям, ненависть к грубости, насилию, пошлости, лжи и жадности;
Метапредметные:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Предметные:
- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание произведений русских писателей 19-20 вв.
Анализ эпизода.
Различные виды пересказа.
Работа с иллюстрациями.



22.02
А.А. Блок. Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Стихотворение «Полный месяц встал над лугом»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
ХКК ГОС ОО Образная система в поэзии ДВ
С.А.Есенин. Детские годы С.Есенина. В есенинском Константинове.
Урок изучения нового материала
Детские впечатления А.Блока, книга в жизни юного поэта, блоковские места (Петербург, Шахматово).
Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; уважение к человеку, к его неисчерпаемым творческим возможностям, ненависть к грубости, насилию, пошлости, лжи и жадности;
Метапредметные:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Предметные:
- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание произведений русских писателей 19-20 вв.
Рассказ о писателе.
Р.р. Выразительное чтение наизусть.
Работа с иллюстрациями.


01.03
С.А.Есенин. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде», «Поет зима – аукает», «Нивы сжаты, рощи голы» - по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родины. С.А.Есенин. Стихотворения: «Поет зима – аукает», «Нивы сжаты, рощи голы» - по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родины
ХКК ГОС ОО Малая и большая родины в поэзии ДВ А.П.Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа.
Урок изучения нового материала
Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха. Образ Родины и образ природы в творчестве поэта.
Личностные:
- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; неразрывная связь родной природы и человека; восхищение красотой русской природы, любовь к родине;
Метапредметные:
- умениеслушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Предметные:
-формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение».
С/работа.
Р.р. Чтение наизусть.
Рассказ о писателе.


08.03
А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.
Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе. П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Образ Данилы.
ЦОР Просмотр видеофрагмента из сказки «Каменный цветок»
Урок изучения нового материала
Мир глазами ребенка. Тема рассказа, беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный герой рассказа, единение мальчика с природой, одухотворение природы в его воображении, чередование радости, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа человека творческого над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым;
Метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
Предметные:
- формировать умение художественно пересказывать фрагмент; умение составлять словарь для характеристики предметов и явлений; умение давать характеристику герою; владение литературоведческим термином «мифологическое сознание».
Художественный пересказ.
Письменный ответ на вопрос.
Работа с иллюстрациями.
Тест
Пересказ от другого лица.


15.03
П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа.
Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Урок изучения нового материала

Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии искусства и природы, к идеалу; постоянный творческий поиск страдания и разочарования на пути к недостижимому идеалу – удел творческой личности;
Метапредметные:
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;
Предметные:
-формировать умение отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владение литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм».
Отзыв об эпизоде.
Выборочный пересказ.
Пересказ


22.03
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта.
Е.И.Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе.
Вн. чт. Е.И.Носов. Рассказ «Варька».
Вн.чт. «Поэзия и проза 20 века о родной природе».
Урок изучения нового материала

Личностные:
- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии искусства и природы, к идеалу; постоянный творческий поиск страдания и разочарования на пути к недостижимому идеалу – удел творческой личности;
Метапредметные:
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;
Предметные:
-формировать умение отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владение литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм».
Рассказ о писателе. Краткий пересказ.
Инсценированное чтение.
Письменный ответ на вопрос.
Р.р. Чтение наизусть.





Рассказ



Из зарубежной литературы (5 ч)


05.04
Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии. Характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта). Характеристика жанра.
Урок-закрепление изученного
Черты характера главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие).
Личностные:
- умение формулировать собственное отношения к произведениям зарубежной литературы, их оценку; Метапредметные:
- формировать уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения;
Предметные:
-умение применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.
Рассказ о писателе.
Характеристика Робинзона Крузо.
Выборочный пересказ


12.04
Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве.
Х.К.Андерсен. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Вн. чт. Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева».
Урок изучения нового материала
Волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Личностные:
- умение формулировать собственное отношения к произведениям зарубежной литературы, их оценку; Метапредметные:
- формировать уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения;
Предметные:
-умение применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.
Отзыв о прочитанном произведении.
Художественный пересказ.
Письменный ответ на вопрос.
Различные виды пересказа.


19.04
М.Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы.
Урок изучения нового материала
Краткие сведения о писателе. Автобиографическая повесть и ее герои. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели.

Личностные:
- формирование представлений о творчестве как гуманистической ценности и свободе как условии творчества;
Метапредметные:
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;
Предметные:
- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы.
Рассказ о писателе.



26.04
М.Твен. Роман «Приключение Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Урок-закрепление изученного
Юмор, приключение как форма детской фантазии.
Личностные:
- умение формулировать собственное отношения к произведениям зарубежной литературы, их оценку; Метапредметные:
- формировать уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения;
Предметные:
-умение применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.
Тест
Письменный отзыв о герое.


03.05
Ж.. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа в борьбе за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Урок изучения нового материала
Человек и природа в борьбе за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Личностные:
- умение формулировать собственное отношения к произведениям зарубежной литературы, их оценку; Метапредметные:
- формировать уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения;
Предметные:
-умение применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.
Рассказ о писателе. Устная характеристика героя.
Письменная характеристика героя.


10.05
Дж.Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» Вн.чт. Дж. Лондон. «Белый Клык».
Урок изучения нового материала
Рассказ (развитие представлений).
Нравственная основа повести, образ животного.
Личностные:
- формирование представлений о сострадании как экзистенциальной ценности гуманизма; ответственность за свои поступки;
Метапредметные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
Предметные:
-умение давать характеристику герою, определять тему произведения; владение литературоведческим термином «рассказ».
Устный портрет героя.
Письменная характеристика героя.
Сжатый пересказ.



17.05
А.Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Леннеберги» (отрывок).

Урок изучения нового материала
Рассказ (развитие представлений).

Личностные:
- формирование представлений о сострадании как экзистенциальной ценности гуманизма; ответственность за свои поступки;
Метапредметные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

Сжатый пересказ.
Характеристика героя.


24.05
Вн.чт. Час региональной литературы. Итоговый урок. Литературный час «Я хочу рассказать вам»

Урок-закрепление изученного
Рассказ (развитие представлений).

Личностные:
- формирование представлений о сострадании как экзистенциальной ценности гуманизма; ответственность за свои поступки;
Метапредметные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

Различные виды пересказа.












15