Методическая разработка урока по истории на тему Церковь и государство (6 класс)


Тема урока: «Церковь и государство в XV-начале XVIвв.»
Тип урока: комбинированный (урок-путешествие)
Класс: 6
Цели урока:
Образовательные:
Проследить какими были изменения в положении Русской православной церкви.
Рассмотреть историю Соловецкого, Иосифо - Волоколамского и Троице - Сергиева монастырей.
Раскрыть причины спора между иосифлянами и нестяжателями.
Показать суть ересей второй половины XV - первой половины XVI века.
Сформировать представления о теории "Москва - третий Рим"
Развивающие:
Продолжить освоение навыков работы с интерактивным дисплеем
Работать с историческими документами;
Развивать навыки работы с учебником и дополнительным материалом, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Обеспечить опыт исторической реконструкции (Церковный собор, спор между нестяжателями и иосифлянами).
Воспитательные:
Формирование интереса к истории;
Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Основные понятия урока: благотворительность, ереси, еретики, иосифляне, стригольники, нестяжатели, старцы, дьякон, жидовствующие.Средства обучения: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», презентация «Церковь и государство в XV-начале XVIвв».
Оборудование: видеофрагмент из фильма “Обитель. Троице-Сергиева Лавра”
План изучения нового материала.
Изменения в положении Русской православной церкви
Монастыри. Троице-Сергиев монастырь.
Нестяжатели и иосифляне
Ереси во второй половине XV-первой
половине XVI века.
Теория "Москва - третий Рим"
Ход урока
Организационный момент
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. На мониторе
Название темы урока. (Слайд №1)
Проверка домашнего задания
Проверка знания дат. (Слайд №2)-впиши в белое окошко нужную дату
Проверка знания терминов. (Слайд №3)-соедини стрелочками
Вставь пропущенное слово. (Слайд №4)-напиши нужное слово
Взаимопроверка, обмениваются тетрадями
Актуализация знаний.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова: (Слайд №5)
…Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь….
Скажите, что значила для средневекового человека церковь? (отвечают)
Учитель: Действительно, церковь поддерживала Александра Невского в борьбе с крестоносцами, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую битву, выступала против княжеских усобиц.( видео)
И сегодня тема нашего урока: Церковь и государство в конце XV- начале XVIвв.»
(Слайд №6)
(записывают)
Изучение нового материала
Учитель: Урок у нас будет необычный. Мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по великолепным монастырям Московской Руси, побываем на севере, возле Белого моря, поклонимся «Господину Великому Новгороде», побродим по окаринам Москвы и окунемся в удивительный мир православия.
Перед вами карта эпохи Ивана III.(Слайд №8) Очень скоро на ней появится наш маршрут. Так города Санкт-Петербурга еще нет, то отправимся мы из его древнейшего города Ладоги. Мы будем плыть по рекам и озерам, идти пешком и любоваться красотами нашей огромной страны-России.
Учитель: Давайте представим себе, что мы сели в лодку и поплыли, а по дороге немного поразмыслим.
В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие - величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, - не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Дмитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитриу Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.( ВИДЕО )
Учитель: Как же мы можем кратко охарактеризовать роль православной церкви в истории Российского государства?
Ответ: Православная церковь содействовала становлению Российского государства.
Учитель: Давайте вспомним, в каком году Российское государство обрело независимость?
Ответ: в 1480г
Учитель: Как вы думаете, Русская церковь обрела независимость раньше или позже этого события?
Ответ: Раньше. В 1448 году - православная церковь стала полностью самостоятельной.
А в 1453г - с падением Византии перестала зависеть от греческой.
(Слайд 9)
Записывают в тетради.
Остановка 1. Соловецкий монастырь (Слайд №10.)
Сообщение учащегося: (опережающее задание) Рассказ о монастыре. (Слайд №11)
(приложение №1)
Мы с сожалением покидаем Соловецкие острова и отправляемся дальше. (Слайд №12)
Остановка 2. Иосифо-Волоколамский монастырь
Сообщение учащегося (Слайд №13)
Учитель: Ребята, вам понравился монастырь? А мы направляемся на северо-восточную окраину Москвы.
Остановка 3. Троице-Сергиев монастырь. (Слайд №14)
Учитель: А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам об одном мальчике. Звали его Варфоломей. Рос он послушным и трудолюбивым. Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться, а учили читать в те времена по священной книге - Псалтырь. Никаких учебников тогда не было. Ох, как трудно давалось учение Варфоломею. Ну, никак он не мог одолеть сложную церковно-славянскую азбуку. Оставалось вздыхать и молиться. И Вварфоломей день и ночь просил Бога о помощи. Как-то раз отец послал его искать пропавших жеребят. Ходил Варфоломей, искал их повсюду и вдруг увидел Варфоломей в лесу старца-монаха. «Подойди, дитя, скажи, как тебя зовут, почему ты невесел?» «Зовут меня Варфоломеем, а невесел я потому, что никак не удается мне читать книги, а мне так хочется узнать, что в них написано». «Не огорчайся, Господь милосерден. Вот возьми, съешь кусочек просфоры». Поблагодарил Варфоломей старца, взял просфору и отправился домой. Помолившись и поблагодарив Бога, он открыл Псалтырь и начал читать так хорошо, что все изумились. Прошло время. Юношей ушел Варфоломей в глухой лес, срубил себе избушку и стал жить, проводя дни в посте и молитве. Трудно ему было в лесу - вокруг его избушки выли волки, ходил медведь, было ему и холодно и голодно. Но все выдержал Варфоломей. С медведем делился хлебом, а от страхов спасался молитвами. И стал монахом. Теперь звали его Сергием. Добрая молва о нем разнеслась по свету. К нему стали приходить люди: кто за советом, кто с вопросами. И вот посреди подмосковных лесов вырос Троицкий монастырь-будущая Троице-Сергиева Лавра. (видео)
(Слайд №15)
Учитель: А мы с вами направляемся дальше. (Слайд №16)
Остановка 4. Нестяжатели и иосифляне. (Слайд №17)
Учитель: В конце XV века начались неурядицы внутри русского православного духовенства. Спорным вопросом стал вопрос о церковных богатствах.
Работа по группам:
Погружение в историю. Задание учащимся: выступить на Церковном соборе. Учащиеся делятся на две группы, читают учебник стр. 199 пункт "Нестяжатели и иосифляне", учащиеся каждой группы пишут речи для защиты своей позиции на соборе.
В завершение – составление таблицы и обсуждение вопроса - Кого поддержала великокняжеская власть?
Работа с учебником- с. 199 Заполнение таблицы.
Проверка на слайде.
(Слайды 18,19) Нил Сорский. Иосиф Волоцкий.
Оплотом нестяжателей стал Кирилло-Белозерский монастырь.
(Слайд №20)
Учитель: А мы двигаемся к конечной нашей остановке. А так как путь нам предстоит неблизкий, по пути мы немного поразмышляем. (Слайд №21)
Вторая половина XV-XVI века – время острых религиозных споров на Руси, время распространения различных ересей.
Учитель: Вспомните из курса истории средних веков-что такое ересь?
Ответы: Ереси-учение, отклоняющееся от официальной церковной доктрины
Центром распространения ересей стал город Новгород. Как вы думаете почему?
Ответы: Новгород-центр торговли, а значит место встреч людей разных вер и учений.
Новгородский митрополит-избирался вече.
Учитель: Еще в XIV веке на Руси появилась ересь под названием «стригольники», а в 70-х годах XV века в Новгороде появилась ересь под название «жидовствующие».
Давайте попробуем разобраться, за что выступали эти ереси.
(Слайд №22)
Учитель: Сегодня мы узнали много новых, повторили старые термины. Давайте запишем их в наш исторический словарик.
(Слайд №23)
Остановка 5. Москва-Третий Рим. (Слайд №24)
Учитель: Ну, вот мы и добрались до нашей последней станции. Город Москва-столица нашей православной России. У каждого государства есть своя идеология-это система взглядов на предназначение государства.
Псковский монах Филофей сформулировал идеологическую теорию Российского государства. Он утверждал, что Москва-это «третий Рим»
«Два Рима падоша, а третий стоит, и четвертому не быти…»писал Филофей.
Суть теории «Москва-третий Рим» заключается в признании за Русским государством ответственной миссии защиты истинной веры-православия.
(Слайд №25)
Закрепление.
Учитель: На этом наше долгое и, я надеюсь, интересное путешествие подошло к концу. Давайте посмотрим, какой длинный путь по православной России мы совершили. Ведь религиозные обители - это красота не только в камне, но и в душах людей. И мне очень хочется, чтобы эта красота надолго сохранилась и в ваших душах.
(Слайд №26)
Стригольники — выступали против платы за посвящение в духовный сан, осуждали возвеличивание духовенства. Отвергали церковные обряды, возрождали языческие ритуалы и представления.«Жидовствующие» — утверждали, что Христос был только пророком, а не сыном Божьим; выступали против поклонения иконам и крестам, против строительства храмов, так как отмаливать грехи нужно чистыми помыслами и делами.Нестяжатели — призывали к ликвидации церковных богатств и землевладений, к отказу от имущества, к стремлению жить духовной жизнью.Иосифляне — считали, что церковь должна иметь большие владения и имущество, чтобы заниматься благотворительностью и просвещением.
Рефлексия
Учащимся предлагается выступить:
- Я запомнил(а):
- Я понял(а):
- Мне понравилось:
Домашнее задание. Пар.22., записи в тетради,Творческое задание:*
«Я посетил монастырь…
-нарисовать рисунок
-написать рассказ о любом монастыре России
(Слайд №27)
Приложение
Соловецкий монастырь
Монастырь находится на Соловецких островах, и острова эти далеки от суеты повседневной жизни. В годы становления Соловецкого монастыря, они вообще были почти недосягаемы. История Соловецкого монастыря начинается в 15 веке.  Монах Валаамского монастыря Савватий мечтает об уеденном месте для молитв и глубоких дум. Савватий когда-то слышал рассказы поморов, немногочисленного народа, о необитаемых Соловецких островах. Острова те, находились в северной части Белого моря. Рассказы поморов были полны восхищения об этих землях, и  монах мечтал об уединение на необитаемой острове.     Савватий решил отправиться на Соловки. Перед тем как выступить в дорогу, монах какое- то время жил у часовни, на реке Выге. Здесь Савватий встретил монаха Германа. С тех пор Савватий и Герман, объеденные общей идеей неизменно шли к своей цели. Монахи собирались в дорогу.
     До Соловецких островов по Белому морю, к тому самому месту, где будет основан монастырь несколько дней плавания. Приключение монахов ждало опасное. С Божьей помощью Савватий и Герман доплыли до Соловков, вышли на берег в заливе, именуемом Сосновой губой. Здесь они поставили деревянный крест и соорудили себе келью. Так начиналась история знаменитого, в будущем, Соловецкого монастыря.
      Монахи прожили вместе, в нелегком труде шесть лет. Усердно молясь и трудясь. Жизнь Савватия и Германа было тяжелой.    В последствии монах Зосима присоединился к Герману на трудную жизнь праведника на суровых и пустынных землях острова
          Соловецкий монастырь из деревянной обители превратился в настоящую непреступную крепость, оплот земли русской и веры православной. Произошло это в конце 16-ого столетия, во времена правления Федора Ивановича. В стенах Соловецкого монастыря «замурованы» огромные камни валуны, которые представляют собой мощное оборонительно впечатление..Иосифо-волоколамский монастырь
14 июня 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин) в 20 верстах от города Волоколамска обрел среди вековой чащи леса расчищенную чудесным ураганом большую поляну, которая была определена Промыслом для осуществления сокровенного желания его сердца – основания нового монастыря. Преподобный пришел на родину, будучи уже опытным аскетом и духоносным наставником, трепетно неся с собой чудотворную икону Смоленской Божией Матери - благословение на самостоятельный путь своего почившего к тому времени учителя преподобного Пафнутия Боровского. Святой образ Пречистой Богородицы он водрузил на месте, освященным в тот самый день ударившей среди ясного летнего неба благодатной молнией. Волоцкому подвижнику последовали 7 верных старцев.
Возникший в безлюдных болотистых лесах чудом святых молитв и Божией милости монастырь стал центром хозяйственного развития и духовного возрождения края, выполняя к тому же функцию стратегического форпоста на Северо-западных подступах к Московскому княжеству, неоднократно оправдав это свое назначение в столкновениях с татарами, поляками, Литвой и иными врагами Отечества.
таблица: разногласия духовенства относительно церковных богатств
направление лидер идеал объяснение Отношение к власти Отношение власти к ним
Нестяжателиво главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря – Нилом СорскимБедность Богатство мешает служить Богу За сильную власть Великого князя Поддерживал Иван III
Иосифляне во главе с настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифом Волоцким Богатство Богатство помогает служить Богу Власть церкви выше власти князя Поддерживал Василий III
таблица: разногласия духовенства относительно церковных богатств
направление лидер идеал объяснение Отношение к власти Отношение власти к ним
Нестяжателиво главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря – Нилом СорскимБедность Богатство мешает служить Богу За сильную власть Великого князя Поддерживал Иван III
Иосифляне во главе с настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифом Волоцким Богатство Богатство помогает служить Богу Власть церкви выше власти князя Поддерживал Василий III