Проект на тему История Михайло — Архангельского храма в с. Питим Жердевского района

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»













Исследовательская работа
«История одного храма»
Храма Архангела Михаила в с.Питим
Жердевского района Тамбовской области.









Выполнила студентка группы 3К9:
Артамонова Елена
Руководитель:
Морякина О.А.





Жердевка 2013






Целью данной исследовательской работы является проведение социологического опроса, бесед, работа с краеведческим материалом, его обработка, анализирование, исследование, по истории храма Архангела Михаила в с.Питим Жердевского района Тамбовской области.
Работа позволяет повысить интерес к историческому краеведению и православию и повысить духовно- нравственный уровень, религиозно – нравственное воспитание молодого поколения современного общества.




































Оглавление
1.Введение

2.Основная часть
2.1.История храмов Жердевского района.
2.2.Истоия храма Архангела Михаила в с.Питим Жердевского района Тамбовской области.
а) мои детские воспоминания;
б) воспоминания старожилов села;
в) слово иерея Андрея;


3.Заключение.

4.Приложения.

























Введение.

«Только религия уничтожает зло в каждом человеческом сердце
и во всех человеческих сердцах Даже в сердце объятом злом, есть крохотный уголок добра. Вера помогает искоренить зло из сердца»».
А.Солженицин.


Занимаясь сбором краеведческого материала, перед моим взором прошли многие поколения людей, создавших и укрепивших Жердевский и Тамбовский край трудом и горячими молитвами, внесших достойный вклад в великое духовное наследие народа. У истоков духовного просвещения населения стояла церковь и ее сподвижники, народные обычаи и традиции русского народа.
Воспитанные в православной вере люди видели цель в жизни в достижении вечного спасения. Ими строились храмы и обустраивались монастыри, открывались церковно-приходские школы.
Духовность всегда играла и играет важную роль в жизни россиян. Попытка изъять из души человека веру в Бога обернулась катастрофой, вследствие чего многие пороки вошли в жизнь общества.


















2.1. История храмов Жердевского района.


Первые церкви на территории современного Жердевского района появились в конце XVIII – начале XIX веков. Это были в основном недорогие деревянные храмы, возведённые на пожертвования прихожан. Строились они из местного материала. Архитектура их, как правило, непритязательна и проста: восьмерик на четверике, шатровые кровли и разнообразные украшения, – резные кокошники, резное узорочье на карнизах и наличниках. Часто колокольня возводилась над папертью, что придавало храму подобие корабля. Эти церкви были освящены вместе с семьями церковнослужителей, например, в трёхприходной Казанской церкви села Бурнака в 1811 году, в трёхкомплектной церкви Рождества Христова в селе Туголукове в 1819 году, чудотворца Николая в селе Никольском – Кабаньем в 1779 году, в двухприходной Чикаревской Покровской церкви в 1815 году.
Однако пожары многократно уничтожали деревянные сооружения, но храмы быстро возрождались из пепла на прежних местах. Ни проектов, ни смет не было. К возведению каменных церквей тамбовские строители обратились лишь с середины XVII века. Государство же рекомендовало строительство церквей по проектам, выпущенным в 1840 , 1844 годах в альбомах К.А. Тона и А.Г. Ухтомского.
Строительство церквей на нашей территории происходило в основном в XIX веке. Церкви строились на средства, собранные прихожанами. Сооружение церквей строилось и на средства дворян.












2.2. История храма Архангела Михаила в с.Питим
Жердевского района Тамбовской области.



храм в с.Питим. современный вид.


А) На Руси немало есть мест, которые окружены особой благодатью молитвы и мудрости. Православные храмы для простых людей были истоками понимания прекрасного, ибо церковь на селе была самым красивым сооружением. Церкви были центрами грамотности, милосердия и общения.
В нашем небольшом, скромном селе Питим Жердевского района Тамбовщины храм был и остается ценностным ориентиром многих поколений прихожан, начиная с 19 века.
В эпоху атеизма 20 века, когда разрушены были храмы по всей округе Тамбовской и Воронежской области, селяне отстояли его, не дали разрушить. Партия и правительство через систему школьного образования внушали детям и взрослым, что никакого Бога нет, нельзя пионерам и комсомольцам ходить в церковь на службу, светить куличи к Пасхе
Наши бабушки и дедушки, несмотря на запреты в обществе, каждое воскресенье, в великие христианские праздники, надевая лучшие наряды, шли в храм Божий. Рано утром большое количество прихожан с.Питим и соседних деревень Липовки, Пичаево, Николаевки, Семигоровки, даже с Козловки, что за 15километров от Питима шли пешком к заутренней службе. Ни какие табу, гонения не смогли убить веру.
Помню себя ребенком, которому в школе говорили о религии плохо, а дома всегда был Красный Угол с иконами Спасителя, Божией Матери, Николая Угодника и вербушками за иконами. Помню, как ежегодно в весеннюю распутицу перед Пасхой мама посылала освещать кулич, и мы, дети шли пешком 3 километра, неся кулич как нечто самое ценное, чего нельзя уронить, поставить на землю, чтобы передохнуть, нельзя испачкать. Придя в храм, я с детским любопытством рассматривала красивое убранство храма, иконы и стены. Иногда удавалось быть в центре храма, откуда был виден купол. Все это воодушевляло, ощущалась благодать Божия - так хорошо было на душе. Никогда не забуду этих ощущений и благодати!!!
Дорог мне этот храм и тем, что когда – то меня крестили в нем и всех моих братьев и сестер, в нем я крестила свою дочурку. Многие поколения моих родственников были прихожанами этого храм.

Вот таким был наш храм деревенский, в первые годы своего существования!














храм Михайло - Архангельский в с.Питим начале 20века.





Из истории села Питим:
Село Питим упоминается в документах ревизионной сказки 1834года по Бурнакской волости Борисоглебского уезда под названием «Деревня Питим». Она была заселена монастырскими крестьянами, переселившимися из одноименного села Пичаевского района. Крестьяне занимались полеводством и скотоводством. Люди жили бедно, дома строились из самана, а крыши были покрыты соломой.
Деревянная церковь в селе Питим построена в 1889году, освящена в день Михаила Архангела, с этого дня праздник, называемый в народе Михайловым днем, стал считаться престольным, а церковь называется Михайло- Архангельской.

Питимская Михаило-Архангельская церковь

Михаило-Архангельская церковь с. Питим была построена в 1889 году. Была деревянной. Престол один в честь святого Михаила Архангела. Была церковная школа. Закрыта в 30-е годы XX века. Вновь открыта в 1945 году.
Архивная справка: (Основание: историко-статистическое описание Тамбовской епархии (Тамбов, 1911г))
«Церковь деревянная, холодная. У причта 33 десятины полевой земли и 0,5 десятины усадебной, дома у причта церковные».
В 2009 году, 21 ноября, Питимский храм отметил свой 120 - летний юбилей. Вот уже несколько лет, каждое воскресенье и в дни православных праздников богослужение начинается с колокольного звона. Колокола на храме уже новые, так как после закрытия храма в тридцатых годах, колокола, как правило, снимались.
В годы Отечественной войны, когда под Воронежем шли бои, храм запланировали разобрать для строительства оборонительных сооружений. Председателем колхоза в те годы был Блохин Иван Степанович, глубоко верующий человек. Он пошёл на хитрость, отдав свой старый дом и строительный лес, который у него был на строительство оборонительных сооружений. Он сумел убедить представителей местной власти, что ему негде хранить хлеб, и приказал засыпать храм зерном. Сельские прихожане чтобы сохранить иконы и церковную утварь, разобрали всё по домам.
Только таким образом, ему удалось сохранить Питимский храм.
За 120 лет храм многое повидал, сменилось много настоятелей и поколений прихожан.
Б) воспоминания старожилов:
Из воспоминаний Кулебановой Екатерины Пименовны.

«.. Я родилась в 1932 году и как только подросла, часто посещала храм, поэтому помню служителей этой церкви.
Помню отца Павла. Он был приезжим. Служил после войны, в 1945году, когда храм отреставрировали. Вместе с ним служил священник Фёдор, приблизительно до 1956года. Они: и о.Павел и о.Федор захоронены на Питимском кладбище.
Помню, как священником в Питимском храме стал отец Рафаил.
Питимский храм при нем стал процветать и обретать популярность среди ближайших поселений. Отец Рафаил был «прозорливым» и предсказывал будущее людей. Со всех сёл и городов (даже в которых есть храм) к нему приезжали люди, чтобы исповедоваться, покаяться, рассказать о своих скорбях, болезнях. Ехали к нему и бедные, и богатые. Он был добрым человеком, ничего не жалел для людей. С Волгограда о. Рафаилу привозили продукты и одежду, а он всё раздавал бедным людям.
Состарившись и болея, все равно не мог отказаться от службы. Его в храм приводили под руки, и отец Рафаил отстаивал всю службу.
Ухаживала за о.Рафаилом матушка Пахалийя. Затем он уехал в Тамбов, где и скончался. После его смерти в Питимском храме такого пастыря, как о. Рафаил больше не было.
Историческая справка: 19декабря 1961года назначается настоятелем Михайло – Архангельской церкви с.Питим Жердевского района Тамбовской области. Здесь он прослужил до апреля 1975года, пользуясь любовью и уважением местных прихожан. В Питим к отцу Рафаилу приезжают духовные чада из других районов области и даже из-за ее пределов. Сам он частенько наведается в Тамбов, где у него также многочисленная паства. Деятельность игумена была отмечена правящим архиереем: в 1962году он награждается палицей, в 1967году получает наперсный крест с украшениями, а в 1975году возводится в сан архимандрита.

Батюшка Иван Михайлович, был родом с поселка Мордово Тамбовской области. Года через 3 его перевели в Мордово. Он был очень хорошим священником.
В Питим в 1975 году прислали служителя Анатолия с женой. Откуда - не знаю. Года 4 он прослужил и уехал к себе на родину.
Потом прислали Вячеслава из села, Терновского района .
После служил поп Алексей Николаевич. Прослужил он более 10 лет и умер и похоронен у нас в Питиме.
После поступил служитель о. Андрей с женой и детьми.
На данный момент у нас служит о. Андрей».
Воспоминания пономаря
Банина Михаила Егоровича
(30 лет служит в храме, с 1979 года).
«Какой крест дал Господь, такой по жизни нести до конца»,-
сказал ему однажды отец Рафаил.
Он рассказал о служителях храма, которых помнит: отец Рафаил, отец Трифон, отец Пётр, отец Феодосии, отец Дмитрий, Анатолий Орлов, отец Андрей.
Но более всего рассказывал об отце Рафаиле, о его прозорливости и приводил многочисленные примеры из жизни сельчан.
Далее пономарь рассказывал, что после отца Рафаила служителем был Мочалов Алексей Николаевич (в миру) – отец Трифон (1977-1987гг); отец Пётр; отец Феодосий, затем служил 8 месяцев пастырь Иван Михайлович – после него поп с Владимирской области Орлов Анатолий – затем Дмитрий (22 года) – а теперь служит отец Андрей.

Отец Андрей: «Боли тело - иди в больницу, а болит душа - иди в церковь»

«В храм нужно ходить как к родителям. Бог – наш творец, создатель. Ходим не только просить, но и благодарить Его, славословить Его! С Богом общаемся через молитву, через неё происходит беседа с Богом».

«120-ю годовщину храм отпраздновал скромно. Юбилей принёс хлопоты, но и отраду и утешение!»
Не одно поколение сел Питим, Липовка, Пичаево и других окрестных сел приходили и приходят сюда за утешением, как домой.
Мог быть разрушен и этот храм. В 40-х годах 20века председателем местного колхоза был Иван Степанович Блохин, человек верующий и богобоязненный. Его хитрость помогла сохранить храм Михаила Архангела. Иван Степанович, когда районные власти закрыли храм и планировали его разобрать на окопы, он сказал, что колхозу негде хранить хлеб (зерно) и засыпал его полностью зерном. Председатель на строительство окопов отдал свой старый дом и лес, но храм не дал разрушить, так он и сохранился до наших дней. Нижняя часть храма под тяжестью зерна, правда, ушла «в сторону» (от давления зерна).
С начала Великой Отечественной войны храм закрыли. Иконы разобрали прихожане по домам.

Из воспоминаний Артамоновой Евдокии Васильевны:
«Октябрьская революция и гражданская война докатились до села Питим. Появилась на селе новая власть, Сельский Совет. Крестьяне получили землю, но продразверстка сводила на нет работу на земле. Запомнилось местным жителям восстание Антонова в 1921году. Тревожно вглядывались в окна жители, гадая кто в селе: красные или повстанцы?
Церковь закрыли в 1936году на Пасху. Затем снова открыли церковь в 1946году, привели помещение в порядок, и она опять начала действовать. Церковь в селе Липовка была построена в 1872году, а в 1933году она сгорела во время обедни на праздник Трех святителей».

Воспоминания Марии Блохиной:

« Перед войной была еще ребенком, мы играли на лугу и увидели Божью Матерь, одетую в чёрную одежду, она плакала. Дети испугались и разбежались по домам.
После войны, в 1945 году церковь открыли и сельчане, сохранившие церковную утварь, стали её возвращать в храм и восстанавливать его. Сами красили стены храма, ремонтировали и реставрировали. Много плотницких работ в храме выполнил Блохин Дмитрий Иванович (сын председателя) и другие односельчане.
Благодаря всем этим людям этот храм был единственным в округе. Сюда приходили верующие православные христиане из сёл: (Терновского района) д. Семигоровка, с.Николаевка, с.Козловка, с.Дубровка; (Жердевского района) с. Липовка, с. Пичаево. по большим праздникам в храм приезжали верующие из г. Жердевка».
Верили люди в Бога, и большое расстояние до храма им было не помеха, приезжали и приходили за 30-40 км.

















Заключение


«Нравственность сегодня –
политика номер один в нашей стране»
В.Астафьев

За 120 лет храм многое повидал, сменилось много настоятелей и поколений прихожан. К сожалению, практически нет документальных данных о храме, и поэтому мы решили воспользоваться воспоминаниями прихожан, служителей храма, чтобы узнать что-то об истории дорогого для сердца храма.
Духовная культура современного общества переживает глубокий кризис.
Все крупнейшие пороки наши зарождаются с самого нежного возраста, и воспитание зависит во многом от веры. Ни одно преобразование в стране, ни одна реформа не может проводиться без учета религиозных особенностей страны.
Ведь именно духовность придает смысл жизни, определяет, что есть добро и зло. Православная церковь заключает в себе мощный духовно – нравственный потенциал. По скоплению народа в храме на праздники мы видим, как необходима вера людям.
«В наше время, когда мы возвращаемся к духовным основам жизни, вновь с особой силой церковь призывает людей обрести веру и изменить жизнь, сделать ее нравственной и богоугодной. Родители и дети должны проявлять любовь друг к другу, молодые должны питаться от мудрости времен и многовекового опыта предыдущих поколений, взрослые – не увлекаться суетой и роскошью, поиском рая на земле и забвением жизни вечной, а стремиться к установлению личной и общественной жизни на духовно – нравственных началах. Церковное служение направленно на оздоровление атмосферы в обществе»,- так обращался в своем послании к людям епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Архангел Михаил

Длань дерзновесную и не вкусил,
Чтоб стать бессмертным даже не мечтал
О вечной жизни, изгоню его
Из Рая, для возделанья земли,
Откуда взят – воистину, приют
Ему гораздо свойственно теперь!
Сверши моё веленье Михаил.
Джон Мильтон
«Потерянный рай»

Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод с др.-евр. означает «Малах», то есть «посланник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник». «Ми ка эл» буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу». Однако допустим и вариант, «который как Эл». «Эл» или «Эль», в русских вариантах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать «Старший помощник, наделённый правами Бога (Эля)» или «Старший полномочный посланник Бога (Эля)». В контексте Ветхого Завета Михаил – старший помощник Всевышнего, и защитник народа Израиля.
Ветхий Завет.
Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя Михаила упомянуто несколько раз в конце книги пророка Даниила: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей пришёл помочь мне, и я остался там при царях Персидских». «Впрочем, я возвещу тебе, что написано в истинном писании, и нет никого, кто поддержал меня в том, кроме Михаила, князя вашего».
А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём Архангела Михаила. «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сыном народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существовали люди до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего, все, которые найдены, будут записанными в книге».
Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени: явление Валааму: «и не стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Чис. 22:22) . Явление Иисуса Навину: «И вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав. 5:13-15); уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба (4 Цар. 19:35). Спасение трёх отроков в печи огненной: «благословенен Бог Седраха, Мисаха и Адвенахго, который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих». (Дан. 3:95)
Новый Завет.
В Соборном собрании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь». Это единственное место в канонических текстах, где Михаил называется архангелом. Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с Диаволом о теле Моисея», в котором сообщается, что дьявол пытается доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Ассирийского, Оригена и Афанасия Великого это сказание содержалось а христианском апокрифе «Восхождение или Вознесение Моисея». Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».
В откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогом драконе, преследовавшем жену, облачённую в солнце, и её младенца: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом, и Сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр. 12:7-13 )».
Книга Еноха.
В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха, Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога: «Сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять перед ликом Моим вовеки». И поклонились ангелы господни и молвили: «Пусть приблизится он по сову Твоему». И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим миром Моим и облачи его в ризы славы Моей». И Михаил сделал так, как повелел Господь: помазал меня и облачил.
Почитание в христианстве.
В православии архангел Михаил именуется архистратигом и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует, начиная с апостольских времён. Следуя этой традиции в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном Суде, стал почитаться как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанными выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. В Константинополе Святой Михаил также почитался как великий небесный целитель и его главная святыня – Михалион, находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи.
Страж рая.бы он к Древу жизни не простёр
В христианстве принято считать, что вооружённый мечом херувим у врат рая был архангел Михаил. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. «И такового и божественного Архистратига Михаила постави оттоле нам избранным христианам великого представителя и Спаса».
Исток этой традиции не очень ясен.
Чудеса и явления Михаила.

Чума в Риме.
В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий проводя торжественное ш В православии архангел Михаил именуется архистратигом и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует начиная с апостольских времён. Следуя этой традиции в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном Суде, стал почитаться как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанными выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. В Константинополе Святой Михаил также почитался как великий небесный целитель и его главная святыня – Михалион, находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи.ествие с молебном об избавлении города от эпидемии увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком Святого Ангела.
Спасение Сипонта
При осаде в 630 году итальянского города Сипонта ларгобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашённых жителей, пообещав им свою помощь в победе и изгнании врагов. Предание гласит, что лангобарды услышали сильный гром и увидели облако, сходящее с горы Гарган с огнём, дымом и молниями. Это устрашило их и обратило в бегство. Узнав о явлении архангела Михаила, они отказались от орианской ереси.
Спасение отрока близ Афонской горы
Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиатром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангелоа Михаила, а найденное отроком золото поило его украшение.
Спасение наследника
Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его соседки вдовы должен получить крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его, когда он садился на коня.

Спасение Новгорода.
Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерика. Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани пойти на Великий Новгород».

Празднования.
Православная церковь.
Празднование 21 ноября Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

В изобразительном искусстве.
В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью – копьём в одной руке и с особой сферой-зеркалом (символ предвидении, переданного Ангелу Богом) в другой. На более поздних иконах, Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке, как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью, на которой начерчен червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный щит и меч.
Начиная с XII века, изображения Архангела Михаила появляются в композиции Страшного Суда, он изображается с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображается как психополиг – сопроводить душ умерших на Страшный Суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.
Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущий на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского Деисуса».
Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига в Хонех», «Явление Архистратига Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архистратига Михаила».

Архангел Михаил относится к негеральдическим фигурам. Он изображён в качестве одного из щитодержателей на гербе Российской империи (второй архангел Гавриил), архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска , Киева, Малоархангельска, Архангельской области и изображён на их гербах.








13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1 Заголовок 315