Занятие по экологии Уход за комнатными растениями

Сомова Ольга Геннадьевна
Занятие «Уход за комнатными растениями».
Дополнительная образовательная программа «Основы экологии».
Год обучения – 1. 1 класс.
Цель занятия – формирование представлений об условиях существования комнатных растений.
Задачи:
1.Метапредметные – формировать:
Регулятивные: умение контролировать собственные действия в процессе выполнения задания; удерживать организованное поведение во время занятия; оценивать правильно свои действия с помощью педагога.
Коммуникативные: умение договариваться в паре; доступно выражать своё мнение; отвечать на поставленные вопросы.
Познавательные: общеучебные действия - умение производить и использовать знаково-символическое моделирование, логические действия – устанавливать причинно-следственные связи «зима-комнатные растения», классифицировать объекты; проявлять познавательный интерес к практической работе.
Личностные: нравственно – этическая ориентация (умение акцентировать внимание, организовать своё поведение во время экскурсии), самоопределение (умение оценить своё отношений к комнатным растениям).
2.Предметные:
1. Сформировать представление об уходе за комнатными растениями в зимнее время.
2. Научить описывать условия произрастания комнатных растений в зимнее время.
Место занятия. Данное занятие входит в тему «Этот удивительный мир». Предыдущие занятия включали знакомство с видами комнатных растений, условиями произрастания в помещении, особенностями ухода. Простраивалась логика изменения ухода за растениями в зависимости от месяца года и зимнего периода. Занятие является итоговым, рефлексивным, диагностическим, практическим.
Структура занятия включает работу в парах при выполнении практических заданий.
Этапы занятия логически переходят от частного к общему: «виды комнатных растений-условия существования зимой-условия ухода».
Методы – объяснительно-иллюстративный, элементы эвристического, программированного. Формы. Работа в парах, практическая работа, мини-экскурсия. Приемы – работа с карточками, картинками, самостоятельность в действиях.
Задания для выполнения цели и задач. Вспомнить название растения, используя предыдущие материалы, провести экскурсию; использовать знаково-символическую модель для описания условий жизни растений и порядка ухода за растениями. Провести уход за растениями по парам.
Дидактические материалы. Картинки комнатных растений, карточки со значками условий жизни, знаковые модели порядка ухода за растениями.
Соблюдение норм СанПиН и ТБ. Занятие в движении, физкульт.минутки, перерыв в середине занятия, смена деятельности. Проведение инструктажа по ТБ в начале занятия и в ходе занятия.
План занятия.
Оборудование: на доске – картинки комнатных растений; у детей – тетрадь, карандаши, карточки; палочки, тряпочки, ножницы, стаканчики для ухода за растениями; натуральные объекты – комнатные растения.
Вводная часть – сосредоточение внимания: самоустановка на успешное занятие. Формирование личностных УУД через саморегуляцию и установку на акцентирование внимания.
Повторение. Задание на доске – по картинкам вспомните названия комнатных растений (Приложение 1). В тетради – подсказки названий комнатных растений. Экскурсия по классу, проводимая детьми, описание и название комнатных растений. Формирование познавательных УУД через умение использовать знаково-символические модели, предметных
· через умение ухаживать за комнатными растениями и личностных УУД – акцентирование внимания во время экскурсии.
Повторение. Условия жизни растений (Приложение 2). Карточки в тетради. Использование календаря ухода в январе (Приложение 3). Ответ по парам. Формирование познавательных УУД через выделение необходимой информации, коммуникативных УУД через умение договариваться с одноклассниками.
Практическая работа «Уход за комнатными растениями». Работа в парах по алгоритму в тетради (Приложение 4). Все УУД: регулятивные: умение контролировать собственные действия в процессе выполнения задания по уходу за растениями; удерживать организованное поведение во время ухода за растением; коммуникативные: умение договариваться в паре при распределении ролей по уходу за растением; доступно выражать своё мнение при выполнении действий; отвечать на поставленные вопросы педагога; познавательные: общеучебные действия - умение использовать знаково-символическое моделирование через организацию порядка действий по уходу, логические действия – устанавливать причинно-следственные связи «рыхление-воздух, полив-питание, чистота листьев-отсутствие паразитов», классифицировать объекты – называть растения; проявлять познавательный интерес к практической работе – не отвлекаться; личностные: нравственно – этическая ориентация (умение акцентировать внимание на выполняемой работе, организовать своё поведение во время практической работы), самоопределение (умение оценить своё отношений к комнатным растениям).
Рефлексия: особенности содержания комнатных растений зимой, особенности ухода в январе.
Приложения
Приложение 1.
Виды комнатных растений: фикус, хлорофитум, колеус, алоэ, циссус, кактус, диффенбахия, бегонии 2 вида
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 2.
Карточки условий существования комнатных растений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 3.
Календарь ухода за комнатными растениями в январе
Больше внимания нужно уделять температурному режиму. Нежные растения нужно убрать с подоконника. Необходимо быть крайне острожными с проветриваниями.
Поливать растения нужно осторожно, теплой водой. Кактусы можно не поливать вообще.
Необходимо следить за чистотой растений, чтобы не появились вредители.
Во время нужно удалять и засохшие листья.
Приложение 4.
Алгоритм ухода за комнатными растениями

Рисунок 1