Обеспечение результативности и качества образования на уроках технологии посредством использования метода проекта

Обеспечение результативности и качества образования на уроках технологии посредством использования метода проекта
Романова Евгения Владимировна,
учитель технологии МАОУ СОШ № 21 г.Челябинска

Требования современной школы в сложных экономических условиях заставляют и нас, учителей технологии, использовать свой творческий потенциал для реализации поставленной задачи: подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и приемов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развития у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Предмет технология - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные формы и приемы работы. В своей работе использую следующие принципы обучения:
Отказ от шаблона в организации урока;
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
Поддержка альтернативности, множественности мнений;
Развитие функции общения на уроке, как условие обеспечения взаимопонимания, побуждение к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
Использование оценки в качестве формирующего, а не только результативного инструмента.
Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня его познавательной и творческой активности, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий качество образования.
Выбор приемов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся:
Освоение предметных знаний;
Умение применять эти знаний на практике
Овладение междисциплинарными, коммуникационными умениями, умениями работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблему и другие.
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих повысить качество образовательного процесса, является метод проекта.
Используя метод проектов в своей практике уже несколько лет, я с каждым годом все больше убеждаюсь в эффективности этого метода. Предпочитаю выполнять проекты с учащимися при изучении разделов «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Технология ведения домашнего хозяйства». Считаю, что именно здесь детям легче всего раскрыть свои способности, выразить себя, проявить свою индивидуальность, свое творчество. Вся проектная деятельность учащихся требует учета их возраста, интересов и возможностей. Это очень важно при выборе темы проекта и при организации работы по его выполнению. Для младших школьников характерны стремления к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха. В 5, 6 классах я рекомендую учащимся выбирать ту тему, которую они изучают по школьной программе, в 7, 8 классах учащиеся имеют представление о том, что такое проект, и более осознанно выбирают тему своей работы.
Следующий прием развития творческих способностей учащихся - использование разнообразных форм уроков. Я в своей практике постоянно использую нестандартные формы уроков. Самыми удачными можно считать следующие уроки: урок – путешествие, уроки КВНы, которые я провожу по окончании изучения разных тем во всех классах, урок – салон «Защиты творческих проектов» в 10 – 11 классе, урок – викторина и многие другие.
В роли приема, входящего в методы развития творческих способностей учащихся, выступают занимательные аналогии, кроссворды, шарады, которые я так же использую в своей работе.
Приемы и формы работы, применяемые на практических занятиях.
Очень хорошо развивает воображение и активизирует детей на начало урока “Разминка ума” – выполнение заданий, не требующих больших затрат времени на уроке. Учащиеся по желанию выходят к доске со своими вариантами, за каждый правильный вариант выполнения они поощряются красным жетоном, что влияет на оценку за урок или серию уроков.
Для повышения мотивации при изучении нового материала я применяю прием “Тупик” - создание проблемы, когда дети убеждаются в том, что для решения этой проблемы им не хватает знаний. 
Прием “Делай, как я! Делай быстрее меня! Делай больше меня!” применяю, если работаю в классе, где учатся дети с разными способностями. Дети выполняют задание за учителем. Если некоторые ученики опередили учителя хотя бы на шаг, они поощряются красным “жетоном”, если за время объяснения дети самостоятельно выполнили еще одно задание, они поощряются оценкой “5” (учитель во время работы ориентируется на слабых учащихся).
Прием “Пряник”. Детям, которые очень хорошо потрудились на предыдущем уроке и верно выполнили домашнее задание, выдается “пряник”- возможность свободного выбора вида работы по изучаемой или предыдущей теме.
Прием “Вопрос на засыпку!” Учащиеся заранее готовят вопросы по пройденной теме и задают их другим детям на уроке, при этом они дают правильный ответ в случае неудачи товарища.
“Кот в мешке!” - форма проведения итоговых уроков, которые могут быть в виде уроков – соревнований или игры “Крестики – нолики”. В квадратах на доске или на обратной стороне лепестков символической ромашки зашифрованы разные виды работы, которую учащиеся выполняют, работая в группах.
Учащиеся считают технологию интересным предметом, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным.
Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает учащимся знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своими детьми, научить или передать им умения - этот предмет просто необходим.
Бесталанных детей нет. Важно только вовремя учить их раскрыть свои возможности, поверить в себя.

Литература
1.Выгодский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.
2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. ТЦ Учитель, 2003.
3.Павлова М.Б., Пит Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана – Граф, 2003.

Эђ Заголовок 1Эђ Заголовок 2Эђ Заголовок 315