Презентация по курсу Медицинская география на тему: Человек и воздух (10 класс)


Урок 22Тема: Человек и воздухЦель: установить влияние загрязненного воздуха на организм человека.Задачи:Продолжение формирования экологического самосознания ребят.Рассказать об определенных путях и видах загрязнителей атмосферы, влиянии загрязнения воздуха на здоровье человека.Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.Тип урока: комбинированный.Оборудование урока: интерактивная доска, презентация.Ход урока:I. Этап орг. момент.II. Этап «Мотивация»III. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности»IV. Этап «Постановки учебной цели»V. Этап «Изучение нового материала» VI. Этап «Рефлексия». Прием «Фишбоун.VII. Этап «Подведение итогов»VIII. Этап «Домашнее задание».IX. Этап «Рефлексия» Ещё в античной Греции великий врач Гиппократ, заметил, что горный и морской воздух действуют на человека благотворно, исцеляя от многих болезней. Гиппократ считал, что «воздух - пастбище жизни и величайший властитель всего во всём».- О чём идёт речь?II. Этап «Мотивация» -Где вы встречались с этим термином? - Что входит в понятие «атмосфера»? -Вспомните, какие сферы Земли составляют атмосферу?- Почему атмосферу называют «скафандром» Земли?-III. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности»Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. {93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}ЗНАЮИЗУЧИТЬТермин «атмосфера»;Экологическое состояние атмосферыСостав атмосферыПути и виды ее загрязненияСтроение атмосферыВлияние загрязнения воздуха на здоровье человекаИсточники загрязнения атмосферы Какова же цель нашего урока? (Изучить воздействие загрязненной атмосферы на организм челоевка).- При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева:“Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.- У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока.IV. Этап «Постановка учебной цели» V. Этап «Изучение нового материала. Атмосфера - это животворный "буфер" между Космосом и поверхностью Земли. Она является носителем тепла, влаги, защитником экосистем, от губительных ультрафиолетовых излучений, важным фактором фотосинтезаАтмосфера Носитель теплаНоситель влагиФактор фотосинтезаЗащитник экосистем В воздухе циркулируют созданные человеком ядовитые вещества, которые приводят к загрязнению. Объемы выбросов загрязняющих веществ в последнее время, прежде всего через остановку многих предприятий, уменьшились, но в некоторых промышленных регионах они и в настоящее время значительно превышают предельно допустимые нормы. "К сожалению, имея мало лесов и развитую металлургическую промышленность, теплоэнергетику, Республика Казахстан является одной из тех стран, которые сжигают кислород планеты". Одно из ведущих мест в загрязнении атмосферы принадлежит автотранспорту. Под загрязняющими принято понимать те вещества, которые оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду либо непосредственно, либо после химических изменений в атмосфере, либо в сочетании с другими веществами. Установившееся содержание загрязнений в воздухе определяет степень разрушающего воздействия на данный регион. Результаты загрязнений можно оценить по отрицательному воздействию на человека, растения, животных, воду и т. д.; а также, в более глобальном смысле, по отрицательному воздействию на климат, ряд экономических и социальных условий. Перед вами схема, на которой показано равновесие содержания кислорода в атмосфере. Равновесие содержания кислорода в атмосфере нарушено антропогенными факторами - ежегодно количество кислорода в атмосфере уменьшается на 10 млрд. т (этого хватило бы для дыхания нескольких десятков миллиардов человек):- промышленность, например США, Японии, ФРГ, вообще живет за счет других, потому что потребляет кислороду больше, чем его образуется на территориях этих стран. - лишь один современный пассажирский реактивный самолет в течение 8 часов полета поглащает 50-75 т кислорода, выбрасывая при этом в атмосферу десятки тонн углекислого газа. Воспроизвести такую потерю кислорода на протяжении суток может массив площадью 25-30 тыс. гектара. И все же, расходы атмосферного кислорода пока еще компенсируется его образованием в процессе жизнедеятельности растительности суши и Мирового океана. При фотосинтезе они ежегодно продуцируют около 320 млрд. т кислорода. Как вы думаете, к каким последствиям может привести увеличение температуры воздуха на Земле? Потепление климата «парниковый эффект», повышение уровня Мирового океана Увеличение температуры воздуха{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}ТысячелетияПоследние 100 летК середине ХХI вТемпература составляла 15°СУвеличилась температуры на 0,5°С-0, 6°СВыросла температура на 1,5°С-2,5°С Последствия увеличения температуры в атмосфере Потепление климата приводит к исчерпанию влагозапасов Возможные катаклизмы из – за выбросов парниковых газов Диаграмма озонового слоя Состояние озонового слоя 16 сентября –День защиты озонового слоя Эффект кислотного дождя Загрязнение воздуха действует на людей по-разному. Многие факторы, такие как: состояние здоровья, возраст, емкость легких и время, проведенное в загрязненной среде могут повлиять на эффект, производимый загрязняющими веществами на здоровье. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека Крупные частицы загрязняющих веществ могут отрицательно воздействовать на верхние дыхательные пути, тогда как частицы меньшего размера могут проникать в мелкие дыхательные пути и альвеолы легких. Загрязнение окружающей среды в городах влияет на повышение числа обращений по скорой помощи и госпитализаций с заболеваниями легких, сердца и инсультами. Однако, имеется растущее количество фактов, которые показывают отрицательный эффект загрязнения воздуха на сердце. Симптомы и заболевания связаны с загрязнением воздухаХронический кашель Выделение мокротыРак легкихИнфекционные заболевания легкихСердечный приступЗадержка роста плода и преждевременные роды Проблема: «Результаты воздействия загрязненного воздуха на организм человека» VI. Этап «Рефлексия». Прием «Фишбоун.  - Итак, подведём итог урока? - Все ли мы цели и задачи выполнили? - Вам был предложен “Лист достижений ученика ”, вы оценивали свою работу на каждом этапе урока.Кто из вас оценит учебную деятельность на каждом этапе? (Оцените свою работу вслух - по-желанию 2 – 3 ученикам). “Я оценила свою работу на первом этапе…, на втором и т. д. итоговая оценка…”. Остальные, как всегда сдали свои “Листы…” и тесты. За урок ставлю следующие оценки… У кого не совпали?VII. Этап «Подведение итогов» Написать мини-сочинение «Пути решения проблемы загрязнения воздуха»VIII. Этап «Домашнее задание»: