Влияние музыки на эмоциональную сферу детей.


Влияние музыки на эмоциональную сферу детей, их психологическое состояние.
Квашнина М.П. учитель музыки МАОУ «Школа№1» КГО
Реальность сегодняшнего дня такова, что ребёнок с раннего детства получает опосредованно огромный слой информации от радио, телевидения, аудио и видео техники, через интернет. Эта информация часто сопровождается музыкой или является музыкальной. К большому сожалению, в средствах массовой информации звучит музыка как полезная для восприятия ребёнка, так и музыка, которая приносит вред мировоззрению ребёнка (блатные песни, пошлые песни).
Современная музыка способна приносить вред и психологическому состоянию детей, это Хард-рок, «тяжёлый рок», эта музыка более быстрая, мощная и тяжёлая; Гангст-рэп, «гангстерский рэп», который отличается жесткостью ритмов и множеством неприличных слов в текстах композиций. Тематика текстов криминальная; «Психоделический рок», он характеризуется однообразным повторением ритмо-интонаций, чрезмерной громкостью. Нередко звуковой фон, представляющий собой образцы массовой музыкальной продукции, принимает весьма агрессивные формы и становится опасным для неустойчивой детской психики.
Психологи говорят сегодня о «новом заболевании», приводящем к нежелательным отклонениям в поведении детей, – ритмической интоксикации, то есть своеобразном «отравлении» нервной системы детей ритмами современной эстрады. Эксперименты показали, что у детей в младшем школьном при прослушивании тяжёлого рока пульс в течение 2 минут превышает норму, у некоторых детей отмечалось ухудшение самочувствия. При прослушивании классической музыки пульс оставался в пределах нормы.
Совет родителю: никогда не включать на полную громкость музыку в комнате и не прослушивать вместе с детьми тяжёлый рок. Не посещать с маленькими детьми мероприятия, где музыка звучит громко и где много шума.
Новое поколение первоклассников, которые приходят школу, имеют как сформированное положительное отношение к музыке, так и искажённое представлениео ней. Некоторые учащиеся при словах: «мы будем слушать музыку» закрывают глаза и уши. Некоторые первоклассники говорят: «я не люблю петь».
Исследования психологов показали, что в дошкольный период происходит интенсивное формирование нервной системы ребенка. В этот период, доминирующей является деятельность правого полушария, связанная со сферой эмоций, образным, конкретным мышлением. Именно на этой основе формируются в детстве и хранятся всю жизнь фундаментальные установки, во многом определяющие судьбу человека. Музыка влияет на эмоции ребенка, а эмоции влияют на все психические процессы: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, волю. Положительный эмоциональный фон воспитания, эмоциональный контакт ребенка и взрослого, ощущение ребенком собственного эмоционального благополучия способствуют его полноценному физическому и психическому развитию.
Известно, что повышенная заболеваемость детей зависит не столько от различных инфекций, сколько от неблагоприятного для ребенка психологического климата, вызывающего негативные переживания. Радостное, счастливое настроение ребенка, согретого любовью и пониманием окружающих взрослых, является основой его физического и психического здоровья детей, доброжелательного отношения к людям, окружающему миру, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни.
Закрепляясь в раннем детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера. Детское переживание радости в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. Напротив, затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния играют дезорганизующую роль в жизни ребенка, приводят к задержке общего психического развития, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.
Совет родителю: Важнейшей задачей развития эмоциональной сферы ребенка является формирование радостного, эмоционально положительного отношения к жизни. Этот момент необходимо учитывать родителям при подборе музыкальных произведений, создающих эмоциональный фон повседневной жизни ребенка.
Учащиеся в школе очень часто испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции, которые приводят к перевозбуждению, или, наоборот, к торможению. Известно, что музыка воздействует на человека, она может возбуждать, а может успокаивать.
Совет учителю: Для того, чтобы ваши дети взбодрились, можно прослушать детскую песню по тематике урока жизнерадостного, энергичного характера. Если перед уроком учащиеся, перевозбуждены, можно включить классическую музыку спокойного, уравновешенного характера. Старайтесь включать детям высокохудожественную музыку, а не ширпотреб.
Энергичные песни к урокам:
Математика: «Дважды два – четыре», «Чему учат в школе», «Вместе весело шагать по просторам» В. Шаинский. «33коровы» М.Дунаевский.
Русский: «Игра» В. Шаинский.
Литература: «В мире много сказок» В.Шаинского, «Сказки гуляют по свету» Е.Птичкин.
Окружающий мир: «Кабы не было зимы», «Песенка о лете» Е.Крылатов, «Добрый жук» Е.Шварца. «Улыбка» В.Шаинский, «Светит солнышко» А.Ермолов, «Песенка друзей» Г.Гладков.
Физкультура: «Зарядка для хвоста» Г.Гладков, «На зарядку» Л.Компанеец.
Труд: «Русская матрёшка» музыка неизвестного автора, «Белочка», «Песня о ремонте» В.Шаинский, «Заводные игрушки» Е.Крылатов, «Точка, точка запятая» Г.Гладков.
Примеры спокойной музыки:
Бетховен Л.В.Соната №14, 1 часть.
Беллини В. Каватина из оперы «Норма»
Вивальди А. «Времена года. Зима»
Дога Е. «Вальс»
Дебюсси К. «Лунный свет»
Дебюсси К. «Послеполуденный отдых Фавна»
Дебюсси К. «Шаги на снегу»
Лист Ф. «Утешение»
Мусоргский М.П. «Рассвет на Москве реке»
Равель М. «Игра воды»
Рахманинов С.В. «Вокализ»
Рахманинов С.В.Концерт для фортепиано с оркестром №2, 2 часть
Сен-Санс К.«Лебедь»