Образовательная программа военно-патриотического клуба


Негосударственное образовательное учреждение «Школа-интернат №18
среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»
на ст. Барабинск Новосибирской области
3265805288925020000
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
«БАРС»
321627519685000
290893522225Авторский коллектив:
Легенза Роман Александрович
учитель 1 квалификационной категории
Евсюков Денис, ученик 11 класса;
Павлов Владимир, ученик 11 класса
020000Авторский коллектив:
Легенза Роман Александрович
учитель 1 квалификационной категории
Евсюков Денис, ученик 11 класса;
Павлов Владимир, ученик 11 класса

ст. Барабинск, 2012
Пояснительная записка
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании». В Национальной доктрине образования в Российской Федерации дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности к судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Сегодня в нашей стране проблемы гражданско-патриотического воспитания обострены до предела: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Подростки, неохотно принимают участие в общественной жизни, не интересуются ею, стремятся уклониться от службы в Российской Армии, не желают трудиться в государственном секторе, хотят эмигрировать из страны.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе школы-интерната №18 ОАО «РЖД» создан военно-патриотический клуб «БАРС» (будущие Армии Российской сыны), в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Всё это подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъюнктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом, которая:
имеет военно-патриотическую направленность;
отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание россиянина, гражданина и патриота;
способствует возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций.
Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности:
поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);
поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
обеспечение условий для инициативного и поливариативного организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).

При составлении данной программы использованы законодательные акты, правительственные документы, ведомственные постановления по патриотическому воспитанию обучающихся, нормативные документы по развитию физической культуры и спорта в России, специальная литература по военно-учебным дисциплинам и боевой подготовке.
Цель программы – создание условий, способствующих патриотическому,  физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи.
Основными задачами программы являются:
Подготовка подрастающего поколения к военной службе;
Воспитание патриотизма и любви к Родине;
Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
Содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, готовящейся служить в армии, МВД, в силах МЧС и ГО, войсках специального назначения;
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военной службе, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.
Реализацию программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:
гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
приоритета интересов каждого обучающегося, учета его интеллектуальных и психофизиологических и личностных особенностей;
непрерывности образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего обучения;
содействия выбору индивидуального образовательного маршрута.
Средства реализации программы:
Создание особой микросоциальной, развивающей среды дисциплины, порядка, комфортности;
Обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием деятельности;
Использование отечественного и зарубежного опыта;
Приобщение подростков к жизни в гражданском обществе, к культуре мира и ненасилия.
Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) от 12 до 17 лет. Набор обучающихся в группы – свободный: все кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных. Прогнозируемые результаты реализации программы
1-й год обучения:
-овладение умениями и навыками личной гигиены и закаливания,
-освоение приемами строевой подготовки;
-получение навыков походной и маршевой подготовки, умения ориентироваться на местности, обустраивать бивак, добывать воду и пищу, различать съедобные и лекарственные растения;
- выполнение нормативов «Юный стрелок»;
- знакомство с историей Вооруженных Сил и силовых структур России.
2-й год обучения:
- укрепление общей физической подготовки;
- совершенствование строевой подготовки;
- совершение марш-броска на 5 км с элементами ориентирования, обустройство ночлега без туристского снаряжения;
- выполнение норматива «Меткий стрелок»;
- выполнение упражнений учебных стрельб из АКС-74;
- знакомство с основными законодательными документами, касающимися обороны и безопасности государства, структурой, техникой и вооружением Вооруженных Сил и силовых структур России.
3-й год обучения:
- наращивание мускулатуры, владение телом, совершенствование скоростных качеств;
- совершенствование строевой подготовки;
- выполнение упражнений контрольных стрельб из АК-74 и ПМ;
- умение провести ночь в лесу зимой без туристского снаряжения, марш-бросок 30 км, поход с ориентированием на 1 сутки в составе группы учащихся в автономном режиме (педагог выполняет роль наблюдателя).
Оценка результатов обучения.
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся тесты на ОФП:
- бег 30, 60, 100 м;
- прыжки в длину;
- подтягивание на высокой перекладине;
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
- подъемы корпуса.
Итоговый контроль:
- контрольные занятия;
- зачет;
- собеседование;
- показательные выступления.
Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и их родителями.
Контроль и механизм оценки по разделу
«Общефизическая подготовка».
Сравниваются показатели ОФП в начале, середине и конце учебного года, педагогом выставляется оценка, основываемая на приросте результатов тестов с учетом особенностей физического развития обучающихся. Также оценивается правильность выполнения акробатических упражнений (умение владеть своим телом). По суммарным показателям выставляется общая оценка, отражающая прилежание обучающегося и степень освоения учебного материала.
Контроль и механизм оценки по разделу «Строевая подготовка»
Степень усвоения практического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета.
Контроль по разделу «Основы выживаемости».
Степень усвоения теоретического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета; практическое овладение материалом оценивается в условиях похода выходного дня в мае и в условиях летних выездов. Во время проведения экспедиции обучающиеся делятся на отделения (звенья) и участвуют в конкурсе на лучший бивак, ночлег, костер, лучшее приготовление пищи и т.п.
Контроль по разделу «Ориентирование, топография»
Теоретическая подготовка оценивается с помощью зачета в конце учебного года. Практическое освоение материала оценивается по итогам задания в полевых условиях, участия в соревнованиях на первенство школы по ориентированию в заданном направлении.
Контроль по разделу «Стрелковая подготовка».
Учащиеся в начале каждого года сдают зачет по мерам безопасности. Формой оценки степени усвоения материала служат контрольные соревнования. Предполагаемая степень овладения материалом отражается в разделе «Конечный результат». Кроме того, обучающиеся принимают участие в различных мероприятиях: соревнованиях, посвященных годовщине Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества.
Контроль по разделу «История Вооруженных Сил
и силовых структур России».
Форма контроля – зачет по теоретическому материалу в конце учебного года.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо иметь
Спортзал.
Стрелковый тир.
Открытую специально оборудованную спортивную площадку.
Спортивный инвентарь.
Тренажёрный зал.
Учебный класс.
Туристический инвентарь.
Военное обмундирование.
Предполагаемые результаты, формы и критерии оценки полученных знаний, умений и навыков.
Раздел 1. Общефизическая подготовка.
Год обучения Обучающийся должен знать Обучающийся должен уметь
1-й Основы гигиены и закаливания.
Основы здорового образа жизни.
Основные принципы физической подготовки: регулярность, постепенность и т.п.
Формы самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит и т.д.
Форма отслеживания результатов:
Устный зачет в конце учебного года. Сила, силовая выносливость:
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) – 25 раз.
Подтягивание на высокой перекладине – прирост в результате за учебный год – 6 раз.
Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, руки у подбородка – 40 раз.
Приседания на двух ногах на всей стопе, руки за головой – 80-100 раз.
Общая выносливость.
Кросс 1000 м. – 4 мин. 30 сек.
Ловкость, координация.
Акробатические упражнения:
Кувырок через голову вперед и назад.
Переворот разгибом (бланш).
Стойка на голове 10 сек.
«Колесо». Сальто вперед с подкидного мостика.
Форма отслеживания результатов:
Практическое выполнение упражнений.
(Правильность выполнения акробатических упражнений оцениваются по пятибалльной шкале.2-й Физиологическое воздействие гигиенических и закаливающих процедур и их значение в процессе физической подготовки.
Основы спортивной тренировки – физическая форма, физические кондиции, тренировочные циклы.
Влияние дыхания на физическое и психологическое состояние бойца.
Форма отслеживания результатов:
Устный зачет в конце учебного года. Физические кондиции
Скорость:
Бег 100 м – 15 сек.
Сила, силовая выносливость:
сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) – 40 раз.
Подтягивание на высокой перекладине – 10 раз.
Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки у подбородка – 70 раз. Приседания на одной ноге « пистолетиком» - по 5 раз.
Общая выносливость:
Кросс 3000 м. – 14 мин. 30 сек.
Ловкость, координация:
Акробатические упражнения:
Подъем разгибом. Стойка на руках – 10 сек.
Форма отслеживания результатов:
Практическое выполнение упражнений.
(Правильность выполнения приемов оценивается по пятибалльной шкале).
3-й Основы спортивной тренировки – физическая форма, физические кондиции, тренировочные циклы.
Влияние дыхания на физическое и психологическое состояние бойца.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года. Физические кондиции
оцениваются по четырёх бальной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Бег 100 м:
отл.-13,5 сек, хор.-14 сек., удовл.-15 сек.
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) отл.-50 раз, хор.-40 раз, удовл. – 30 раз.
Подтягивание на высокой перекладине:
отл.-14 раз, хор.-10 раз, удовл.-8 раз.
Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки у подбородка:
отл.-80 раз, хор.-60 раз, удовл.-50 раз.
Кросс 3000 м:
отл.-13 мин., хор.-13 мин. 30 сек., удовл.-14 мин. 30 сек.
Ловкость, координация:
Акробатические упражнения.
Форма отслеживания результатов.
Практическое выполнение упражнений.
(Правильность выполнения акробатических упражнений оценивается по пятибалльной шкале).
Раздел 2. Строевая подготовка
Год обучения Обучающийся должен знать Обучающийся должен уметь
1-й Понятие строя, фланги, шеренга, колонна.
Форма
отслеживания результатов:
Устный зачет в конце учебного года. Строевые упражнения на месте. Отработка строевого шага.
Практическое выполнение упражнений.
(Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале).
2-й Строевые упражнения в движении. Подход к командиру. Отдание чести. Отработка строевого шага.
Практическое выполнение упражнений.
(Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале).
3-й Строевые упражнения в движении. Рапорт командиру. Отработка строевого шага. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале).
Раздел 3. Основы выживаемости.
Год обучения Обучающийся должен знать Обучающийся должен уметь
1-й Источники возникновения возможной опасности в условиях города.
Основы здорового образа жизни.
Первая медицинская помощь при отравлениях, обморожениях, тепловых ударах, ожогах.
Добывание пищи и воды в условиях средней полосы.
Приготовление снаряжения для похода.
Форма отслеживания результатов: устный зачет в конце учебного года.
Оказание первой помощи при порезах, ожогах – остановка кровотечения, обеззараживание, наложение повязок.
Использование ватно-марлевой повязки, противогаза, ОЗК.
Разведение костров для приготовления пищи, оборудование стоянок, постройка шалаша, вигвама.
Однодневный поход 10 км.
Форма отслеживания результатов:
зачет в условиях однодневного похода.
2-й Чрезвычайные и экстремальные ситуации техногенного и криминогенного характера в условиях города.
Характеристика состояний, требующих первой помощи.
Первая помощь при переломах и инфекционных заболеваниях.
Добывание пищи.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года. Остановка венозного и артериального кровотечения; первая помощь при переломах; транспортировка пострадавших.
Использование войскового прибора химической разведки, индивидуального дозиметра.
Обустройство ночлега в лесу в зимних условиях.
Обеззараживание воды, приготовление пищи.
Марш-бросок 20 км.в условиях двухдневного похода.
Форма отслеживания результатов:
Зачет в условиях двухдневного похода.
3-й Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Оружие массового поражения.
Особенности выживания в различных географических и климатических условиях.
Ядовитые растения и животные.
Форма отслеживания результатов:
Устный зачет в конце учебного года. Спасения и первая помощь утопающим.
Поведение при применении оружия массового поражения: использование ОЗК, противогазов, противочумных комбинезонов. Добывание воды в условиях засушливого климата; добывание пищи.
Марш 30 км в условиях двухдневного похода.
Форма отслеживания результатов:
зачет в условиях двухдневного похода.
Раздел 4. Ориентирование, топография.
Год обучения Обучающийся должен знать Обучающийся должен уметь
1-й Стороны света; азимут и дирекционный угол; определение расстояний до ориентира по видимому размеру.
Условные обозначения, применяемые в топографии.
План местности.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года. Умение выйти в заданную точку по азимуту и расстоянию.
Умение проложить маршрут и составить схему движения по азимуту и расстоянию.
Форма отслеживания результатов:
зачет в условиях однодневного похода.
2-й Ориентирование по окружающим предметам: понятие ориентира.
Ориентирование по солнцу.
Чтение топографических карт.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года. Прокладка маршрута, нахождение тайников.
Составление плана местности.
Ориентирование по карте с помощью окружающих предметов и по солнцу.
Форма отслеживания результатов:
зачет в условиях двухдневного похода.
3-й Ориентирование по звездному небу.
Географические координаты.
Снятие крок, выкопировок.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года. Ночное ориентирование.
Составление топографических карт.
Форма отслеживания результатов:
зачет в условиях двухдневного похода.

Раздел 5. Стрелковая подготовка.
Год обучения Обучающийся должен знать Обучающийся должен уметь
1-й Правила и меры безопасности при обращении с оружием и стрельбе. (к оружию допускаются обучающиеся после сдачи зачета по мерам безопасности).
Правила прицеливания.
Форма отслеживания результатов:
зачет в конце учебного года. Выполнение норматива «Юный стрелок» - 40 очков в стрельбе из пневматической винтовки на контрольных соревнованиях в конце учебного года.
2-й Понятие баллистики.
Внесение поправок при прицеливании.
Форма отслеживания результатов:
зачет в конце учебного года. Выполнение норматива «Меткий стрелок» - 43 очка в упражнении МВ-6 из малокалиберной винтовки лежа с упора, дистанция 25 метров на контрольных соревнованиях в конце учебного года.
3-й Устройство и взаимодействие частей и механизмов стрелкового оружия.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года. Сборка-разборка АК-74 – 30 сек.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года.
Выполнение контрольных стрельб из АК-74 (на базе войсковой части).
Раздел 6. История Вооруженных Сил и силовых структур России.
Год обучения Обучающий должен знать
1-й История Вооруженных Сил России.
Войны и боевые действия племен, живших на территории бывшего СССР до образования Российского государства; войны Древней Руси; княжеские дружины и ополчение; Александр Невский; татаро-монгольское иго; завоевание новых земель при Иване Грозном; войны XVI-XVII веков; реформы Петра Великого; Российская армия XVIII – начала XX веков.Российская и советская военная геральдика.
Знаки отличия в российской армии.
Виды Вооруженных Сил и рода войск.
Силовые структуры и правоохранительные органы СССР и России.
Конституционные положения о воинской обязанности.
Форма отслеживания результатов:
устный зачет в конце учебного года.
2-й Символы воинской чести.
Назначение и состав Вооруженных Сил и силовых структур России.
Основные положения военной доктрины РФ.
Российская и советская военная геральдика.
Знаки отличия в российской армии.
Виды вооруженных сил и рода войск.
Боевые возможности, техника и вооружение ВС России.
Форма отслеживания результатов:
Устный зачет в конце учебного года.
3-й Основные положения Федеральных законов «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе»;
Российская и советская военная геральдика.
Знаки отличия в российской армии.
Виды вооруженных сил и рода войск.
Структура и назначение силовых структур и правоохранительных органов РФ.
Учебно-тематический план
№ п/п Название раздела программы Количество часов по годам обучения
I год II год III год
Всего часов Теория Практика Всего часов Теория Практика Всего часов Теория Практика
1 Общефизическая подготовка 80 18 62 80 18 62 80 18 62
2 Строевая подготовка 64 15 49 64 15 49 64 15 49
3 Основы выживания 50 11 39 50 11 39 50 11 39
4 Ориентирование топография 30 9 21 30 9 21 30 9 21
5 Стрелковая подготовка 24 5 19 24 5 19 24 5 19
6 История Вооруженных Сил и силовых структур России 24 24 - 24 24 - 24 24 -
Итого 272 80 192 272 80 192 272 80 192
7 Выездные мероприятия По специальному плану
Содержание программы
1 Раздел. Общефизическая подготовка
Задачи раздела:
Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.
Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности обучающихся, развитие необходимых психических качеств: смелости, решительности, хладнокровия и т.п.
№ п/п Тема Количество часов по годам обучения
I год II год III год
Теоретические занятия
1 Основы гигиены и закаливания 18 2 Методы развития выносливости:
1) интервальный;
2) повторно-переменный;
3) сопряженных воздействий;
4) соревновательный;
5) круговой.
18 3 Внутреннее состояние бойца 18
4 Итого: 18 18 18
Практические занятия
1 Разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения). 31 31 31
2 Упражнения на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика. 31 31 31
3 Итого: 62 62 62
Примечание: обучающимся даются задания для самостоятельной подготовки по ОФП и технике выполнения приемов рукопашного боя.
Раздел 2. Строевая подготовка.
№ п/п Тема Количество часов по годам обучения
I год II год III год
Теоретические занятия
1 Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации. 15 15 15
2 Итого: 15 15 15
Практические занятия
1 Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия). 3 2 Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием). 3 3 Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (с оружием, без оружия). 3
4 Итого: 49 49 49
Раздел 3. Основы выживаемости
Задачи раздела:
Осознание учащимися перманентности факторов опасностей в процессе жизнедеятельности и в повседневной жизни, получение знаний, умений и навыков предвидения, распознания и своевременной оценки их опасного, негативного воздействия.
Освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения и деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Развитие у обучающихся таких качеств как ответственность, трудолюбие, обдуманность поведения, терпение, настойчивость в достижении цели, уважение к людям, бережное отношение к окружающей среде.
Овладение навыками выживания в различных природных и климатических условиях.
№ п/п Тема Количество часов по годам обучения
I год II год III год
Теоретические занятия
1 Окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения детей, экологическая безопасность. 2 2 Чрезвычайные ситуации локального характера. 2 3 ЧС техногенного и природного происхождения, защита от последствий ЧС. 3 4 Гражданская оборона, радио-, химическая, бактериологическая защита. 3
5 Здоровье и здоровый образ жизни. 2 6 Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи. 3 7 Первая медицинская помощь при травматизме (при травмах, переломах, ушибах). 2 2
8 Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях. 3 9 Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. 2 3
10 Выживание в различных географических и климатических условиях. 3 3
11 Итого: 11 11 11
Практические занятия
1 Первая медицинская помощь при ожогах, отравлении. 2 2 2
2 Первая медицинская помощь при травмах, переломах, ушибах. 2 2 2
3 Первая медицинская помощь при утоплении, ранениях. 2 2 2
4 Защита от оружия массового (радиационного) поражения. 2 2 2
5 Защита от оружия массового (химического) поражения. 2 2 2
6 Защита от оружия массового (бактериологического) поражения. 2 2 2
7 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров. 5 8 11
8 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи. 10 5 3
9 Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: съедобные и лекарственные растения, следопытство. 6 8 3
10 Походная, маршевая подготовка. 1 6 10
11 Приёмы самообороны 3 12 Что делать, если драка неизбежна? 2 13 Итого: 39 39 39
Примечание: в приведенной таблице не учтены занятия, проводимые в условиях походов выходного дня, профильных лагерей и экспедиций в период летних каникул.
Раздел 4. Ориентирование, топография.
Задачи раздела:
Овладение прикладными знаниями, умениями и навыками.
Ориентирование с помощью топографических средств (карта, компас, план и т.д.), по небесным светилам и местным предметам.
№ п/п Тема Количество часов по годам обучения
I год II год III год
Теоретические занятия
1 Стороны света, азимут и дирекционный угол. Определение расстояний до ориентира по видимому размеру. 2 2 Метод засечек, движение в мешок, движение с упреждением. 2 3 Движение по цепочке привязок, метод «большого пальца». 2
4 Планирование маршрута. 2 5 Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов. 2 6 Определение расстояния при движении. 2
7 Ориентирование по солнцу. 2 8 Ориентирование по луне. 2 9 Ориентирование по звездам. 2
10 Карта, топографические обозначения, выкопировки, планы. Азбука карт. 3 11 Линии равных высот, третье измерение. Признаки перемены неясной погоды на ясную, признаки перемены ясной погоды на неясную. 3 12 Что содержит карта. Какими должны быть условные знаки. Точность масштаба, точность карты. 3
13 Итого: 9 9 9
Практические занятия
1 Измерение расстояний в парах шагов; выход в точку по азимуту и расстоянию. 3 2 Определение времени по компасу. 3 3 Определение точки стояния в лесистой местности. 3
4 Ориентирование по компасу. Прохождение маршрута по азимуту и расстоянию. 3 5 Ориентирование по окружающим предметам. 3 6 Определение расстояния до источников звука (ночью, днем). 4
7 Ориентирование по светилам. 2 8 Чтение карт, ориентирование по ним. 3 5 3
9 Правильная организация движения (темп движения, хронометраж движения). 2 1 10 Как измерить площадь, сколько древесины в лесу. 1 1 1
11 Составление планов, карт, снятие крок, выкопировок. 1 4 3
12 Как определить крутизну ската, видимость, сколько воды в реке. 2 13 Прокладка маршрута. 4 4 7
14 Итого: 21 21 21
Раздел 5. Стрелковая подготовка.
Задачи раздела:
Овладение военно-прикладными умениями и навыками: безопасным обращением со стрелковым оружием, меткой стрельбы и др.
Развитие дисциплинированности, хладнокровия, выдержки, концентрация внимания.
№ п/п Тема Количество часов по годам обучения
I год II год III год
Теоретические занятия
1 Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб. 1 1 1
2 Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость. 2 2 3 Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку. 2 2 2
4 Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия. 2
4 Итого: 5 5 5
Практические занятия
1 Тренировка в технике стрельбы (прицеливании, дыхании, нажатий на спусковой крючок, координации). 10 7 4
2 Тренировка в стрельбе на кучность. Результат. 9 12 15
3 Итого: 19 19 19
Примечание: в таблице не учтены занятия по стрелковой подготовке, проводимые в условиях летних выездов.
Раздел 6. История Вооруженных Сил и силовых структур России.
Задачи раздела:
Привитие обучающимся любви к своему Отечеству, интереса к его истории.
Знакомство с Конституцией РФ, законами, основными правами и обязанностями граждан России.
Изучение истории и традиций Вооруженных Сил и силовых структур России.
Формирование потребности неукоснительного следования таким понятиям как честь, достоинство, милосердие, справедливость.
№ п/п Тема Количество часов по годам обучения
I год II год III год
1 История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести. (Древняя Русь, Московское государство, Императорское государство) 6 2 История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести. 6 3 История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.( период 1991г.-2010г.). 6
4 Основы обороны и безопасности государства. 6 5 Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые возможности Вооружённых Сил России на современном этапе. 6 6 Основополагающие документы, определяющие основные положения по обороноспособности и безопасности государства. 6
7 Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе. 4 8 Структура, боевые возможности, техника и вооружение Военно-Морского Флота Российской Федерации. 4 9 Структура, боевые возможности, техника и вооружение Военно-Воздушных Сил Российской Федерации. 4 10 Структура, боевые возможности, техника и вооружение Сухопутных войск Российской Федерации. 4 11 Структура, боевые возможности, техника и вооружение Космических войск Российской Федерации. 4
12 Структура, боевые возможности, техника и вооружение Воздушно-десантных войск Российской Федерации. 4
13 Вооружённые Силы и силовые структуры зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (США) 4 14 Вооружённые Силы и силовые структуры зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Великобритания, Франция, ФРГ) 4
15 Вооружённые Силы и силовые структуры зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Китай) 4 16 Итого: 24 24 24
Примечание: в таблице не учтены занятия, проводимые в условиях профильного лагеря и экскурсий в восковой части.
Раздел 7. Выездные мероприятия
Выездные мероприятия являются логическим продолжением образовательного процесса и проводятся в течение учебного года.
Задачи:
Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся.
Формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, навыков самоорганизации.
Практическое закрепление полученных знаний, овладение военно-прикладными навыками.
Основные формы выездных мероприятий:
Экспедиции.
Походы.
Экскурсии.
Соревнования.
Профильные лагеря на базе школы, с посещением войсковых частей и военных вузов.
Как показывает опыт работы с подростками и юношами одной из наиболее эффективных форм их подготовки к защите Отечества является профильный лагерь.
В таком лагере общественно-полезная трудовая деятельность органически соединена с условиями жизни и деятельности, аналогичными тем, которые существуют в армии.
Почти все занятия проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме, с активным привлечением военнослужащих или воинов запаса.
Вся обстановка лагерной жизни способствует значительному возрастанию возможностей для систематического целенаправленного формирования многих необходимых качеств у будущих воинов.
Идет процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе. Содержательная деятельность в лагере может включать в себя комплекс образовательно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на развитие у подростков любви к Отечеству и готовности к активном участию в деле его укрепления и защиты.Образовательная и воспитательная работа в лагере проводится под руководством педагога, а для проведения отдельных занятий могут привлекаться офицеры, сержанты и солдаты воинских частей и курсанты военных учебных заведений.
Место, время, продолжительность, а также порядок проведения этих лагерей определяются по договоренности с представителями местного военкомата, воинских частей и военных вузов. Продолжительность пребывания в лагере, как правило, устанавливается от 16 до 24 дней. В лагерь принимаются юноши от 14 и не старше 18 лет по их личному заявлению.
Профильный лагерь позволяет перестроить сознание подростка, сформировать у него необходимые установки на предстоящую службу в армии, вызвать интерес, стремление и, безусловно, положительное отношение к ней.
Методическое обеспечение программы
Формы учебных занятий.
Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.
Тематические экскурсии могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.
Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.
Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам.
Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.
Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:
День клуба (собираются все группы, приходят интересные люди, проводятся беседы, просмотр и обсуждение фото- и видеоматериалов и т.п.);
походы по знаменательным историческим местам;
участие в соревнованиях по традиционным боевым искусствам;
учебные семинары;
помощь ветеранам войн;
вахта памяти;
показательные выступления.
Методы, используемые в процессе обучения.
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
Анкетирование, опрос обучающихся – позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа).
Дидактические принципы построения образовательного процесса:
Принцип сознательности. Обучающиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.
Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания, умения и навыки, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок.
Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакатов и фильмов, совместные занятия со старшими учащимися, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.
Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и физическому развитию учащихся. Для каждой группы и подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.
Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям.
Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением обучающимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.
Досуговые и массовые мероприятия,
проводимые в течение учебного года и в период летних выездов:
- встречи с ветеранами Вооруженных Сил, ВДВ и боевых действий, приуроченные к праздникам и памятным датам;
- экскурсии по памятным местам,
- посещение галерей, музеев и т.д.
-облагораживание памятников и братских захоронений времён Гражданской войны на территории Новосибирской области;
-участие в районных, областных и всероссийских военно-спортивных играх и соревнованиях, сборах допризывной молодёжи, туристических слётах и т.д.
Перечень необходимого оборудования
для занятий в военно-патриотическом клубе

п\п Наименование Кол-во шт. Сумма за шт. Сумма общ.
1 Ноутбук 1 24000 24000
2 Компьютерная мышка 1 300 300
3 USBФлеш-карта 1 450 450
4 Винтовка пневматическая МВ 3 3500 10500
5 Модель массогабаритная автомата АК-74 2 6000 12000
6 Костюм защитный камуфляжный 20 800 16000
7 Форма летняя полевая камуфляжная 20 600 12000
8 Берет чёрный 20 300 6000
9 Ботинки с высокими берцами 20 950 19000
10 Майка-тельняшка 20 150 3000
11 Шевроны, нашивки, кокарды, погоны, галстук форменный (комплект) 20 380 7600
12 Сорочка форменная 20 400 8000
13 Палатка туристическая шестиместная 1 1200 1200
14 Палатка туристическая трёхместная 4 950 3800
15 Вещмешок солдатский 20 300 6000
16 Мешок спальный 10 700 7000
17 Котёл туристический 1 800 800
18 Тренога костровая 1 700 700
19 Шлем боксёрский 2 750 1500
20 Перчатки боксёрские (пара) 2 800 1600
21 Лапа боксёрская 2 500 1000
22 Стропы альпинистские (метр) 30 60 1800
23 Карабин альпинистский 10 400 4000
24 Система удерживающая с наплечными лямками со стропом 2 800 1600
25 Каска защитная альпинистская 5 2000 10000
26 Компас походный 20 100 2000
27 Планшет офицерский 5 700 3500
28 Фляга солдатская 20 200 4000
29 Ремень армейский 20 350 7000
30 Лопатка сапёрная складная 5 250 1250
31 Рюкзак бескаркасный камуфлированный 5 600 3000
32 Бинокль 1 1500 1500
33 Котелок солдатский 10 200 2000
34 Фонарь светодиодный 5 160 800
35 Аптечка индивидуальная 20 150 3000
36 Стяжной ремень 1 400 400
ИТОГО: 188300
Список литературы.
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Государственная программа «Патриотическое воспитаниеграждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
Концепция модернизации российского образования.
Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.
Строевой Устав Вооружённых Сил Российской Федерации.
Базарный Ф.Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. – М., 1995.
Сюньков В.Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М., 1992.
Колядов А.А. В помощь туристу. – М., 1985.
Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М., 1985.
Военная история России. Учебник для вузов.- М. Воениздат. 1993.
На службе отечеству. – МО РФ. 1999г.