Эссе на тему Учитель-лидер


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2 ст. Кардоникской»
Учитель – Лидер
эссе
Подготовила: учитель начальных классов
Рудева Ольга Николаевна
2015 г
Учитель – Лидер
Тема моего эссе «Учитель – Лидер». Ее можно рассматривать с разных позиций: 1.учитель - лидер во взаимодействии с детьми; 2.учитель - лидер во взаимодействии с коллегами. Одно и другое неразрывно связано между собой.
Каким должен быть учитель-лидер? Какими личностными качествами должен он обладать? Насколько сильны, должны быть лидерские задатки педагога? Все это риторические вопросы, на которые ищут ответы и психологи и педагоги.
Чтобы попытаться разобраться в этом я поинтересовалась, как различные словари трактуют понятие учитель и лидер.
УЧИТЕЛЬ - наставник, преподаватель; профессор; обучатель. (Даль)
УЧИТЕЛЬ - лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. (Ушаков)
УЧИТЕЛЬ - лицо, занятое обучением детей в средней школе. Преподаватель - работник вуза, колледжа, реже употребляется по отношению к работнику школы. Педагог - не только учитель или преподаватель, но и воспитатель. (Словарь синонимов)
УЧИТЕЛЬ. Означенное слово иногда употребляется вместо еврейского или халдейского Равви. В этом и других подобных случаях оно означает духовного руководителя. Оно употребляется так же часто и в смысле обыкновенного учителя. (Библейская энциклопедия)
ЛИДЕР-1. Вождь, руководитель политической партии, общественно-профессиональной организации (полит.).Лидеры партии. Профсоюзные лидеры.
2. Лицо, идущее первым в каком-нибудь состязании (спорт.). Лидер турнира.
3. На гонках, преимущественно велосипедных,лицо, едущее впереди гонщика и тем невольнопобуждающее его ускорять движение (спорт.).(Ушаков, Ефремова, Кузнецов, Ожегов)
ЛИДЕР – член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. (Психологическая энциклопедия)
Теперь пытаюсь связать слова лидер и слово учитель. Получается, что только с трактовкой психологического словаря можно совместить слово «учитель» и то это спорно. Такие признаки лидерства наблюдаются в животном мире. Для социальных животных характерно выделение из общей среды лидера (вожака), функцией которого становится поддержание внутренней иерархии при собственном доминирующем положении. Вожак получает преимущества — приоритетный доступ к ресурсам, но одновременно и несёт бремя неудобств, в первую очередь связанных с защитой своего статуса.
Поиски качеств, присущих лидерам, продолжаются в течение многих веков. Вопросами о том, что отличает лидеров от обычных людей, задавались философы от Платона до Плутарха, тем самым отмечая, что лидерство проистекает из индивидуальных особенностей человека.
В XIX веке к исследованию лидерства обратилось множество авторов, противопоставлявших лидера и толпу, рабов и пытавшихся найти этому объяснение. Одну из наиболее влиятельных теорий сформулировал  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81" \o "Гальтон, Фрэнсис" Фрэнсис Гальтон, считавший лидерство проявлением природного, наследственного таланта.  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D1%81,_%D0%A1%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD" \o "Родс, Сесиль Джон" Сесиль Родс, в свою очередь, считал, что лидера можно воспитать из одарённого человека через соответствующее обучение. Для практической поддержки своей теории Родс в 1902 году учредил стипендию, позволяющую студентам, имеющим лидерские наклонности, обучаться в Оксфордском университете.
Успех и лидерство, как бы сказал Маяковский, близнецы-братья. Успеха не достичь тому, у кого лидерские качества не развиты. Так же верно и другое: настоящий лидер всегда стремится к успеху.
Успех, к тому же, командная игра. И достичь его смогут только те, кто может повести за собой других.
Просто самому быть лидером – мало. Для успеха важно еще и уметь учить других, преподавать им своеобразные уроки лидерства. То есть ко всему прочему, настоящий Лидер должен быть хорошим УЧИТЕЛЕМ и воспитывать лидерские качества у других.
Но КАЧЕСТВЕННО учить других можно лишь тогда, когда ты сам продолжаешь НЕПРЕРЫВНО развиваться. Настоящий Лидер всегда сам остается учеником. Только тогда у него будет постоянно и энергия, и сила, и вдохновение, чтобы двигаться вперед.
Вот пять коротких уроков лидерства, которые преподносят нам великие люди разных времен и народов.
Урок 1. Настоящий лидер никогда НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ в своем развитии. Как в свое время учил великий Аристотель: “Догоняй тех, кто впереди, и не жди тех, кто сзади”.
Урок 2. Достижение успеха напрямую зависит от того, насколько быстро человек может развиваться и приобретать новые знания и навыки. А вот интересный аспект – лучше всего это получается, когда обучаешь других. Роза Люксембург говорила так: “Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других”. То есть, вводя в свою практику обучение других и уроки лидерства для других, человек сам начинает более быстро развиваться и расти.
Урок 3. И замыкаться в себе, не передавать другим свои знания – по крайней мере, становится неразумным. Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Томас Фуллер)
Иначе можно сказать, что твоя мощь и величие, а значит, и твой спех, ЗНАЧИТЕЛЬНО зависит от того, насколько ты можешь научиться сам стать Учителем для другого. Ибо, если человек способен учить другого, значит, у него уже есть достаточный опыт и талант.Урок 4. Конечно, учить тоже можно по-разному.
Посредственный учитель рассказывает.Хороший учитель объясняет.Замечательный учитель показывает.Гениальный учитель вдохновляет.
Лидер и успешный человек – это гениальный учитель. Вот к чему надо стремиться каждому.
Урок 5. Однако, настоящий лидер никогда не отрывается от своих подопечных. Он знает, что от своих учеников всегда можно узнать много ценного и полезного.
Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников («Талмуд»)
Итак, из вышесказанного следует, что понятие учитель-лидер широко и многогранно.
В моем представлении учитель-лидер - это настоящий русский интеллигент (в самом лучшем смысле этого слова), умный, тонкий, всесторонне образованный, имеющий широкий кругозор, личность яркая и творческая, открытый человек с прекрасным чувством юмора. Это - настоящий гуманист, основой мировоззрения которого, являются общечеловеческие ценности. Это цельная глубокая личность, человек кристально честный и исключительно порядочный, искренний и принципиальный, имеющий активную жизненную и гражданскую позиции. По-моему человеческие качества для учителя-лидера первостепенны, так как именно они определяют поведение человека в обществе, его отношения к окружающему миру и к профессиональной деятельности. Соответственно честный, порядочный и творческий человек с активной гражданской позицией будет и знающим преподавателем, и блестящим методистом, и прекрасным психологом, принципиальным и справедливым и, конечно же, лидером для окружающих. Сможет увлечь и повести за собой остальных.