Межпредметный урок по истории и литературе «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Межпредметный урок по истории и литературе.
Класс 8
Тема урока «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

Цели урока:
Образовательные: эффективное усвоение учащимися программного учебного материала по темам: история «Декабристы: истоки, социальный состав, программные требования, восстание», элементы обществознания «Малая группа», литература «Ранний романтизм в русской литературе».
Развивающие: Единое формирование общеучебных и межпредметных навыков: работа с текстом, сравнение исторических и литературных источников, сопоставление информации, подбор материала по теме и подготовка выступления по заданному вопросу, формулировка и аргументация собственной точки зрения. Развивать навыки заполнения таблиц и работать с синквейном, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия.
Воспитательные: Развивать навыки работы на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности.

Новые термины и даты: декабристы, романтизм, декабризм, Союз спасения (1816 - 1817), Союз благоденствия (1818 - 1820), Северное и Южное общество (1821 - 1825), восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г..

Оборудование и ТСО: портреты декабристов, Александра I, Николая I; хрестоматия по русской литературе XIX века со стихотворениями поэтов – декабристов, хрестоматия по истории России XIX века с программными документами декабристов, компьютерная презентация с целью иллюстрировать ход и этапы урока; проекционный экран, мультимедиапроектор.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Эпиграф урока: «С декабристов начинается история освободительного движения в России. Они первыми решились на вооруженное выступление против самодержавия, сформировали организации, выработали программу действий и политические документы конституционного характера; наконец, попытались осуществить это насильственным путем».
/Современная школьная энциклопедия
«Российская история» Москва, РОСМЭН, 2007/

III. Актуализация знаний учащихся с применением компьютерной презентации (вопросы на слайдах).
Беседа с учащимися по вопросам - слайдам.
- Какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?
(Примерный ответ - на слайдах: Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813 – 1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца XVIII века.
Однако большинство дворян – консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.
Таким образом, можно сделать вывод, что в послевоенном российском обществе были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны.)
- Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра?
Оправдались ли ожидания российского общества?
(Примерный ответ – на слайдах: Курс на реформы фактически продолжен не был, все проекты отмены крепостного права и введения конституции так и не были реализованы. Последнее десятилетие царствования Александра Первого это период создания военных поселений, вызывавших нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось обществу).
IV. Подведение итогов актуализации знаний учащихся.

















V. Изучение нового материала.
План.
1. Общество и его реакция на события в стране.
(Методические рекомендации: последовательный переход от итогов актуализации знаний учащихся к изучению нового материала. Презентация - слайды).
А. Романтизм. 1 – й слайд. Романтизм – (франц. romantisme, от средневекового франц. romant - роман) – направление в искусстве, которое сформировалось в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII – XIX веков в Германии. Романтизм получил распространение в странах Европы и Америки. Наибольший пик романтизма приходится на первую четверть XIX века.
2 – й слайд. Романтизм, как направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется до сих пор. Литературовед Ю. Манн писал, что романтизм «не просто отрицание «правил», но следование «правилам» более сложным и прихотливым».
3 – й слайд. Центр художественной системы романтизма – это личность.
4 – й слайд. Романтик – это тип личности – человек сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром.
5 – й слайд. Для романтизма свойственно утверждение свободы, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самооценке человека оборачивается протестом против некоторых событий в истории. (Доказательством служат события 14 декабря 1825 года). Героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Романтизм в России связан с Отечественной войной 1812 года, с дворянской революционностью.
6 – й слайд. Расцвет романтизма в России пришёлся на первую треть XIX века. Он связан с именами К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского.
7 – й слайд. История русского романтизма делится на два периода. Первый заканчивается восстанием декабристов. Романтизм данного периода достиг своей вершины в творчестве А. С. Пушкина, когда он находился в южной ссылке. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, - тема «романтического» Пушкина. В этот период выходят его произведения – «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан». С темой свободы переплетаются мотивы изгнания. В стихотворении «Узник» создан романтический образ, где орёл – традиционный символ свободы и мысли, мыслится как товарищ лирического героя по несчастью. Завершает период романтизма в творчестве А. С. Пушкина стихотворение «К морю» 1824 год.
8 – й слайд. После 1825 года русский романтизм изменяется. Поражение восстания декабристов стало переломным моментом в жизни российского общества. романтические настроения усиливаются. Противопоставление лирического героя и общества становится трагическим. Творчество М. Ю. Лермонтова становится вершиной данного периода.
Б. Декабризм. 1 – й слайд. Декабризм.
2 – й слайд. Декабристы – участники российского дворянского оппозиционного движения, члены тайных обществ второй половины 1810 – х – первой половины 1820 – х годов, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 года и получившие название по месяцу восстания.
3 – й слайд. В первое десятилетие XIX века часть представителей русского дворянства понимает губительность самодержавия и крепостного права для дальнейшего развития страны. В общественной среде дворян складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии декабристов способствовало:
- Крепостное право.
- Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года.
- Влияние взглядов западных просветителей: Вольтера, Монтескье.
- Нежелание правительства Александра Первого проводить реформы.
Вывод: Идеи декабристов не были едиными, но все они были направлены на проведение реформ, были настроены против самодержавного режима и крепостного права.
2. Значение Царскосельского лицея в формировании общественной мысли в России первой четверти XIX века.
(Методические рекомендации: данный вопрос был дан учащимся как опережающее задание к уроку).
Царскосельский лицей – это первое в России учебное заведение с таким названием. Сперанский считал, что Царскосельский лицей должен быть проникнут духом романтизма и свободной мысли. В день торжественного открытия лицея адьюнкт – профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина и воина, о любви к Родине и долге перед ней. На всю жизнь воспитанникам запомнились его слова: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Своей известностью Царскосельский лицей обязан своему великому выпускнику – Александру Сергеевичу Пушкину. В истории русской и мировой литературы не было случая, чтобы поэт и писатель поистине всечеловеческого масштаба уделил бы воспитавшей его школе так много места в своём творчестве.
Именно в лицее зародилась та интеллектуальная элита, без которой в стране был бы невозможен культурный подъём XIX века.
Одна из главных задач лицейского образования состояла в том, чтобы развить умственные способности воспитанников, научить их самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй или способа учения, - гласил устав, - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Этот интерес способствовал объединению молодых людей в литературно – поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг, К. К. Данзас, А. Д. Илличевский). Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы», между его членами шли поэтические состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера с 1814 года стали печатать известные журналы «Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества». В эти годы в лицей проникли вольнолюбивые идеи, связанные с формированием в России идеологии декабризма. Лицеисты Пущин, Кюхельбекер, Вольховский посещали в Царском селе тайный кружок декабриста И. Г. Бурцева.
Данный выпуск вошёл в российскую историю именами А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, В. К. Кюхельбекера, И. И. Пущина, адмирала Ф. Ф. Матюшкина, канцлера, министра иностранных дел А. М. Горчакова, бесстрашного генерала В. Д. Вольховского, директора Императорской публичной библиотеки М. А. Корфа.
Беседа:
- По каким признакам воспитанников Царскосельского лицея можно назвать малой группой? Что лежало в основе их объединения?
- Определите правила, взгляды, мировоззрение воспитанников на основании стихотворений, написанных ими в это время.
- Имело ли значение лицейское образование и лицеисты на складывание раннего романтизма в русской литературе начала XIX века и формирование общественно – политических взглядов?

Динамическая пауза – физкультурная минутка.

3. Осмысление литературного творчества поэтов декабристов, выявление закономерности историко – литературного процесса, причинно – следственных связей исторических событий и явлений.
Методические рекомендации: учащиеся подготавливают информационно – аналитическую справку о поэте декабристе с анализом произведения. Данное задание было дано как опережающее.
А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, В. Ф. Раевский, А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, А. И. Одоевский, А. А. Бестужев.
(Примерный ответ учащегося: Творчество Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795 - 1826). Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795 - 1826). Он создал «поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса». Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остаётся стихотворение «Гражданин» (1824), запрещённое в своё время, но нелегально распространявшееся, хорошо известное читателям. Это произведение - принципиальная удача Рылеева - поэта, может быть, даже вершина декабристской лирики вообще. В стихотворении создан образ нового лирического героя:
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетённую свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскроются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.
Рылеев создал образ гражданина в декабристском понимании этого слова. Он воплощает в себе высокие добродетели: любовь к отчизне, смелость, целеустремлённость, готовность жертвовать собой. Однако Рылеев отходит от обычной для гражданской поэзии начала XIX века ситуации - столкновения героя с тиранами или столкновения возвышенного поэта с продажными льстецами. «Гражданин» Рылеева «не столько борется со своими врагами, сколько убеждает возможных союзников». «Изнеженное племя переродившихся славян» - это не «тираны», не «льстецы», не «рабы» и даже не «глупцы». Это юноши с «хладной душой», равнодушные, эгоистичные. С точки зрения декабристов с их идеалом человека поступка, действия, подвига такие безучастные юноши аморальны (и в каком - то смысле хуже врагов). Особенно обращает на себя внимание фраза «племя переродившихся славян». Для Рылеева «славянин» не просто условный предок, а определённый национальный характер - доблестный, мужественный, суровый, высоконравственный, свободолюбивый человек. Современное «изнеженное племя» потому такое безучастное, праздное, пассивное, что оно утратило свою национальную самобытность, это славяне, но переродившиеся.
Поэзия Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1799 - 1846) отличалась тяжеловесным, шероховатым, несколько архаичным языком - результат стремления придать национальной поэзии весомое, значительное содержание. По мнению В. К. Кюхельбекера поэзия не обязательно должна быть сладкозвучной, гладкой, текучей и плавной, но должна быть такой, где всё «парит, гремит, блещет, порабощает слух и душу читателя» («О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие».) Основной темой, которой Кюхельбекер «порабощал» читателей, была тема поэта и поэзии. В его программном стихотворении «Поэты» (1820) есть такие стихи:
В священных, огненных стихах
Народы слышат прорицанья
Сокрытых для толпы судеб,
Открытых взору дарованья!
Предназначение поэта, по Кюхельбекеру, не просто услаждать читателя, а напоминать ему об «отчизне» и направлять жизненный путь народа. Поэт обладает способностью убеждать людей и это делает его влиятельной общественной силой, вот почему появляется образ поэта - гражданина. Героическое и прекрасное сливаются в одно целое, понятие поэтического включает в себя и высокие идеалы политической борьбы, реальные поступки. Понимание поэта как пророка окрашивает некоторые стихи Кюхельбекера восточным - ветхозаветным - колоритом («пророчество», 1823; «К богу», 1824; «Жребий поэта», 1823 - 1824), понимание необходимости для поэта участвовать в самых сложных коллизиях народной жизни приводит в поэзию Кюхельбекера образы поэтов с трагической судьбой – Дж .Мильтона, Т. Тассо, В. А. Озерова, а затем А. С. Грибоедова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина, Н. И.Гнедича, К.Ф.Рылеева, М. Ю. Лермонтова, А. И. Одоевского. Итогом размышлений Кюхельбекера над темой поэта и поэзии стало стихотворение «Участь русских поэтов» (1845):
Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рождён;
Но юноша в свободу был влюблён
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,
Пожалися годиной роковою
Бог дал огонь их сердцу, свет уму.
Да! чувства в них восторженны и пылки:
Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки...
 
Или болезнь наводит ночь и мглу
На очи прозорливцев вдохновенных;
Или рука презренников презренных
Шлёт пулю их священному челу <...>
Но пессимистические выводы Кюхельбекера не так безнадёжны:
Забудут заблужденья человека,
Но воспомянут чистый глас певца,
И отзовутся на него сердца
И дев и юношей иного века.
(«Моей матери», 1823)
  Вывод: Декабристская поэзия - одно из течений в литературе русского романтизма. «Гражданский романтизм» декабристов, может быть, более других имеет право называться русским романтизмом. Но историко - литературное значение декабристской поэзии больше, чем течение в литературе первой трети XIX века. Декабристы создали новый тип русского человека, расширили круг тем и жанров русской поэзии, воскресили интерес ко всему национальному, сформулировали важнейшие проблемы русской жизни. Во всех отношениях декабризм - крупнейшее явление в истории русской литературы и культуры в целом.
Литература и реальная жизнь оказались для декабристов одним неразделимым целым. Реальное поведение человека воспринималось как некий текст, как закодированное в поступках сообщение, а ключом к расшифровке этого сообщения служили литературные сюжеты. В этом легко убедиться на примере известного подвига жён декабристов. Следование за ссылаемыми в Сибирь мужьями существовало как вполне традиционная норма поведения в нравах простонародья и не рассматривалось не как подвиг и даже не как осознанное поведение - это была общепринятая норма. Почему же так прославились жёны декабристов? Дело в том, что к тому времени литературой был создан стереотип героического поведения женщины. Например, в думе «Наталия Долгорукова» и поэме «Войнаровский» К.Ф.Рылеева:
Забыла я родной свой град,
Богатство, почести и знатность,
Чтоб с ним делить в Сибири хлад
И испытать судьбы превратность.
(«Наталия Долгорукова»)
Вдруг вижу: женщина идёт,
Дохой убогою прикрыта,
И связку дров едва несет,
Работой и тоской убита.
Я к ней, и что же?.. Узнаю
В несчастной сей, в мороз и вьюгу,
Козачку юную мою,
Мою прекрасную подругу!..
Узнав об участи моей,
Она из родины своей
Пришла искать меня в изгнанье.
О странник! Тяжко было ей
Не разделять со мной страданье.
(«Войнаровский»)
Именно литература дала русской женщине программу поведения, которое осмыслялось как героическое.)
Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения. Несмотря на высокое значение их поэзии для истории русской литературы, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании совершенно нового для России типа человека - человека, обладающего острым чувством собственного достоинства, человека, настроенного на решительные поступки, человека слова и дела.
4. Возникновение тайных обществ.
Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства.
- Как вы думаете, почему? (Дворяне были единственным наиболее образованным сословием России).
- Почему общества носили тайный характер? (Большинство обществ проповедовало заговорщескую тактику для достижения своей цели – смены политического режим).
- Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов. (Отмена крепостного права, введение представительного правления, введение гражданских демократических свобод, уничтожение сословий).
- Назовите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.
Декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на народные массы.
- Как вы думаете, почему? (Декабристы избрали тактику военного государственного переворота, которая не предполагала обращения к народным массам).
- Почему декабристы избрали тактику военного переворота? (В тех условиях выбор тактики был во многом предрешен тем, что каких – либо других общественных сил, способных влиять на власть или добиться восстания, не существовало. Даже среди дворян преобладали консерваторы).
- Почему власти и тайные общества, разрабатывали свои проекты в тайне друг от друга? (Власть боялась вызвать недовольство среди консервативно настроенного большинства, а декабристы в условиях отказа правительства от реформ не могли, открыто разрабатывать проекты изменения государственного устройства).

5. Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля.
Методические рекомендации: работа с таблицей «Организации декабристов». Таблица заполняется на протяжении всего урока по ходу рассказа учителя и выступления учащихся. Таблица прилагается.

VI. Закрепление.
Задание:
- Какую программу было легче реализовать - «Конституция» Н. Муравьева или «Русская Правда» П. Пестеля. (Примерный ответ: Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в данных исторических условиях легче было реализовать программу Никиты Муравьёва, так как он предполагал лишь ограничить власть государя Конституцией. Решение аграрного вопроса по проекту Н. Муравьёва предполагало менее радикальные изменения).
- Какова взаимосвязь поэт – член группы (организации декабристов) – общественный деятель = человек (индивидуальная личность).
Вывод: Поэзия декабристов – течение в литературе русского романтизма. «Гражданский романтизм» декабристов имеет право называться русским романтизмом. Декабристы создали новый тип человека, расширили круг тем и жанров русской поэзии, сформулировали основные проблемы русской жизни. Нужно отметить самое главное, что литература и реальная жизнь оказались для декабристов неразделимым целым.

VII. Подведение итогов.
Методические рекомендации: просмотр учителем заполненной таблицы учащимися.

VIII. Задание на дом:
§ 8, повторить даты и исторические понятия.












Контрольная работа по теме:
«Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики». 

Цель: выявить и определить уровень качества усвоения обучающимися учебного материала по теме «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики». 

Оборудование: учебная хрестоматия по курсу «Писатели Восточной Сибири» под редакцией О. Н. Шахерова, ВостСибкнига, Иркутск, 2007;
хрестоматия по русской литературе XIX века.

1. Запишите названия программных документов декабристов.
2. Запишите известных вам поэтов – декабристов.
3. Перечислите литературные жанры, наиболее часто встречающиеся в поэзии декабристов?
4. Заполните таблицу.

Взгляды декабристов по основным проблемам.
Северное общество
Н. М. Муравьёв
Южное общество
П. И. Пестель
Художественные средства и приёмы, которые использовали поэты - декабристы

Государственное устройство в России.





О собственности и землевладении.





Крепостное право и военные поселения.




Гражданские свободы





Национальный вопрос




Сословный строй





5. Определите причины, по которым декабристы, участвуя в общественно – политической деятельности создавали литературные произведения?
6. Выразите ваше отношение к деятельности поэтов - декабристов? Чьи призывы побудили бы вас вступить в борьбу с государственной системой начала XIX века и почему?










Список используемой литературы:

1. Голубев А. В., Телицин В. Л., Черникова Т. В. Современная школьная энциклопедия «Российская история» Москва, РОСМЭН, 2007.
2. Учебная хрестоматия по курсу «Писатели Восточной Сибири» под редакцией О. Н. Шахерова, ВостСибкнига, Иркутск, 2007.
3. Хрестоматия по русской литературе XIX века.
4. История России, XIX век: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 9 – е изд. – М.: Просвещение, 2008.
5. Колганова Е. В., Сумакова Н. В. Поурочные разработки по истории. XIX век: 8 класс. – 2 – е изд., М.: ВАКО, 2009.
6. Школьная хрестоматия. Три века русской поэзии. Москва «Мир и образование», 2003.
7. Каменский З. А. Эстетические воззрения декабристов / История эстетической мысли в 6-ти томах. - М., 1986. - Т. 3. - с. 341 - 343.


 









































 
Самоанализ

межпредметного урока в 8 – м классе по истории России XIX века,
литературе по теме:
«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

Урок «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» был проведён в 8 – м классе 23 декабря 2010 года.
Данный урок имеет место в календарно – тематическом планировании и в системе уроков по изучаемой общей теме истории России XIX века в 8 – м классе «Россия в первой половине XIX века».
Триединые дидактические цели урока подобраны обосновано –
образовательная: эффективное усвоение учащимися программного учебного материала по темам: история «Декабристы: истоки, социальный состав, программные требования, восстание», элементы обществознания «Малая группа», литература «Ранний романтизм в русской литературе»;
развивающая: единое формирование общеучебных и межпредметных навыков: работа с текстом, сравнение исторических и литературных источников, сопоставление информации, подбор материала по теме и подготовка выступления по заданному вопросу, формулировка и аргументация собственной точки зрения. Развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия; воспитательная: развивать навыки работы на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности.
Эпиграф урока подобран в соответствии содержанию урока.
Намеченный план урока выполнен. Учебный материал урока был подобран с учётом индивидуальных и возрастных особенностей развития обучающихся данного класса.
Структура урока соответствовала его целям. Был продуман выбор типа урока (межпредметный – история, обществознание и литература), изучение нового материала с применением ИКТ, его структуры.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Актуализация знаний.
4. Подведение итогов актуализации знаний учащихся.
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление изученного материала.
7. Подведение итогов.
8. Задание на дом.
Соблюдалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразно распределено время урока между ними.
Содержание урока разработано в соответствии требованиям государственной программы. Научный уровень также соответствует государственным нормам школьного образования. Содержание учебного материала имеет нравственное значение, широкую воспитательную направленность. В течение урока реализовывались развивающие возможности обучающихся в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Целенаправленно учащиеся подошли к восприятию новых знаний через актуализацию знаний с применением компьютерной презентации (где наглядно школьники видели вопросы, после ответа на экране видели правильный ответ, тем самым проверяли себя и одноклассников), выделение главной идеи нового изучаемого материала, к формированию новых исторических понятий и определений.
Был подведён итог актуализации знаний в начале урока через совместный вид деятельности учителя и учащихся – составление синквейна. Это позволило представить учебный материал в краткой форме, где опять же проявились навыки выделения главного и установления причинно – следственных связей.
Объём изучаемого материала был большой, насыщенный. Для того, чтобы не было потеряно времени на уроке я давала опережающее задание - «Значение Царскосельского лицея в формировании общественной мысли в России первой четверти XIX века». Задание было дано конкретному ученику. Также опережающее задание было – подготовить информационно – аналитическую справку о поэте декабристе с анализом его произведения.
В изложении учебного материала использовались межпредметные связи – история и литература с элементами обществознания.
Реализация принципов обучения.
Соблюдался принцип систематичности, научности и последовательности формирования знаний, умений и навыков обучающихся.
На уроке имели место применение инновационно – коммуникативных и здоровьесберегающей технологий. Здоровьесберегающая технология проявилась в проведении динамической паузы – физкультурной минутки в виде произвольных гимнастических упражнений для пальцев рук, ног.
Система работы учащихся на уроке.
В течение урока наблюдалась активность обучающихся. Надо отметить, что речь учащихся содержательна, логична, чувствовалось собственное оценочное суждение. Большинство учащихся владеют терминологией и не боялись ошибиться. В речи учащихся доминирует воспроизводящая информация. Проявлялась степень заинтересованности каждого ученика и его участие в получении знаний.
Методы обучения.
На уроке были использованы методы обучения – это беседа, рассказ учителя, сообщения обучающихся с применением презентации, работа с историческими источниками и художественными произведениями, их анализ. Данные методы обучения обеспечивали поисковый, творческий характер познавательной деятельности обучающихся.
После изучения нового материала было проведено закрепление с последующим выводом.
Последовательно велась работа с хронологией - историческими датами.
Оборудование урока также соответствовало содержанию и требованиям урока - портреты декабристов, Александра I, Николая I; хрестоматия по русской литературе XIX века со стихотворениями поэтов – декабристов, хрестоматия по истории России с программными документами декабристов, компьютерная презентация с целью иллюстрировать ход и этапы урока, проекционный экран, компьютер, мультимедиапроектор.
В конце урока был подведен итог всей работы.
Выставлены оценки по результатам работы в течение всего урока.
Дано домашнее задание, которое имеет закрепляющий характер и соответствует возрастным нормам.
Общие результаты урока.
План урока выполнен полностью. Реализованы все триединые дидактические цели урока. Обеспечивалось целостность и завершённость урока.


Положение в стране.
- Сохранение крепостничества.
- Отсутствие гражданских свобод.

Формирование общественно – политических организаций.
Декабризм.

Создание литературных произведений как способ оценки ситуации в государстве и влияние на неё.
Романтизм.