Открытый классный час по теме: Толерантность — это твой жизненный путь


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)
СОГЛАСОВАНО
На заседании ПЦК ФК и БЖ
Протокол № __ от ______ 2015г.
Зав. ПЦК
____________ О.Х. ПришлякУТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по воспитательной работе
__________ А. М. Габдрахманова«___» ________ 2015
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЭТО ТВОЙ ЖИЗНЕНЫЙ ПУТЬ
Методическая разработка классного часа
Студентов очной формы обучения группы 3РЭ42
Специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Разработал классный руководитель: Патунина Ю.Н..
Нижневартовск 2015
Цель: Воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы в техникуме.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одногруппникам, желание и умение прощать.
Участники: студенты, куратор группы, преподаватели техникума, гости.
Место проведения: читальный зал техникума
Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки белого цвета, мультимедиа проектор, экран, ноутбук, презентация классного часа.   ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Слово учителя:
-Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть и были совсем не знакомы.
Здравствуйте!-
Что особого мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это? Что для этого нужно ?
Слайд 1
Для создания настроя на совместные действия проводится психологическое упражнения « Я тебе желаю».
Начинает лидер, который склонившись к соседу и дотронувшись до его плеча , тихо, чтобы другим не было слышно, шепчет ему « Я желаю тебе( далее следует доброе слово и пожелание).Эти действия лидера по очереди повторяют все сидящие в кругу, при этом начало предложения сохраняется, но доброе слово каждый придумывает свое. Упражнение заканчивается тогда, когда доброе слово услышит в свой адрес лидер и круг замкнется.
Слово учителя ( слайд 2)
Ребята сегодня мы с вами поговорим о толерантности. Для русского языка слово толерантность относительно новое, четкого однозначного толкования этот термин не имеет
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
 
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета студенты зачитывают:
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
 Ведущий:
-Что общего в этих определениях?
Ответы студентов, подвести к тому что толерантность - это умение жить в мире и согласии со всем миром
Слово учителя (слайд 3,4,5 ) В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы жизнь должна стать размереннее, спокойнее, Но мы все чаще узнаем о военных конфликтах, о терактах на национальной почве, увеличивается количество брошенных детей, телевизионные репортажи рассказывают о страшных случаях издевательства молодежи над своими одноклассниками, бездомными людьми. Избежать всего этого поможет стать настоящими людьми всему человечеству толерантность.
Сегодня мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.  В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.  Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!
 
Ребята, сейчас я вам предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Без слез сострадания и сочувствия этот клип смотреть нельзя. (просмотр видео клипа «Tell Me Why»)
Комментарии к клипу озвучивает классный руководитель.
  -2001год террористы взорвали башни-близнецы в Америке, погибло 2 752 человека.
--Первое сентября 2004 года стал днем трагедии и скорби всех людей. Нет ничего страшнее террора. Особенно, если жертвами становятся дети. Без слез нельзя говорить о трагедии в школе No1 г. Беслана, о гибели детей, их родителей, учителей, спасателей, всего 331 человека.
--Взрыв 6 февраля 2004-го года в метро 42 погибли
-Архангельск, 16 марта 2004 года. Произошедший взрыв газа стал смертельным для 58 человек
 -Взрыв на станции метро «Рижская» 31 августа 2004 года. «Благодаря» женщине смертнице, погибли 10 человек, 50 – ранены.
-Взрыв в городе Грозном 9 мая 2004 года на стадионе, когда праздновался День Победы, унес жизни 14 человек, в том числе и президента Чечни Ахмада Кадырова.
-Сразу два пассажирских лайнера 24.08.2004 разбились при срабатывании взрывных устройств, приведенные в действие террористками-смертницами. На борту самолета Ту-134 (авиакомпания «Волга-Авиаэкспресс», рейс) и Ту-154 (компания «Сибирь», рейс Москва - Сочи) находились 90 человек. Оба самолета вылетели из аэропорта Домодедово. Все пассажиры, члены экипажа погибли.
-Черкизовский рынок в Москве, 21 августа 2006 г. Прогремевший взрыв, организованный террористами, стоил жизни 14 человекам, 60 получили ранения.
-«Невский экспресс-2». Ноябрь 2009 года. Террористы повторили «подвиг». На этот раз без жертв не обошлось - погибли 28 человек, более 90 ранено.
-Метро «Лубянка», «Парк культуры». Две террористки-шахидки устроили взрыв, из-за которого погибли 40 человек, 90 пострадали.
-2012 год наводнение, унесшее 153 жизни
-2013 Самоподрыв террориста в Волгограде унёс жизни 18 человек.
-2014 год – война в Украине, число жертв НЕИЗВЕСТНО!!!!
- трагедия в московском метро 24 жизни
- Количество жертв катастрофы Boeing 777 – 298 человек
-Практически каждый месяц мы слышим, что в республике Дагестан еще происходят инценденты связанные с боевиками или подпольными банд-формированиями.
За последние 10 лет в России в терактах погибли более 9000 человек.
Хотелось бы заметить, что из выше перечисленных терроров, для некоторых студентов нашей группы это происходило на их малой Родине.
Пашаев Заурбек- Чечня, Ахмедов Абдул, Каратов Мурад, Мурадалиев Эльман –республика Дагестан. Веснин Миша - Волгоград, Гринь Николай –Украина .
 Слайд 6
Если бы все люди придерживались правил и принципов толерантности –уважали других, невзирая на различия. Были внимательным к другим и обращали внимание на то, что нас сближает. То многих трагедий в жизни можно было избежать. Все – мы разные, но все мы – равные!
Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить о всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают:

Классный руководитель: Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом , но многонациональном городке, какие виды толерантности будет наиболее близким и почему?
Для нашего техникума?
Для нашей группы?
Ответы студентов
Классный руководитель:
Для того чтобы быть более терпимым к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что « человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Может ли одна религия мешать другой?
-Нет.
У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религии народов, не противопоставлять, а изучать их. мы живем в одном большом доме –России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности. Например нашу группу я называю Советский Союз в ней учатся - русские, дагестанцы, узбеки, азербайжанцы, украинец, чеченец, чуваш, татарин. Мы разные, но мы группа, нас объединяют общие цели, радости, неудачи. И если мы не будем все делать вместе, дружно и относится к друг другу терпимее, с уважением, с сотрудничеством, то группы из нас не получится.
Чтец №1
Знай мой друг вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши Гнев на друга может быть мгновенным Изливать покуда не спеши Может друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай Провинился друг и повинился Ты ему греха не поминай Люди мы стареем и ветшаем И с теченьем наших лет и дней Легче мы друзей своих теряем Обретаем их куда трудней Если верный конь поранив ногу Вдруг споткнулся а потом опять Не вини его вини дорогу И коня не торопись менять Чтец№2Я иных придерживался правил В слабости усматривая зло Сколько в жизни я друзей оставил Сколько от меня друзей ушло И теперь я всех вас видеть жажду Некогда любившие меня Мною не прощенные однажды Или не простившие меня Я прошу вас люди ради бога Не теряйте доброты своей На земле друзей не так уж много Опасайтесь потерять друзей
Понятие толерантность встречается каждый день. Оно повседневно и повсеместною. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968года.
Слайд 7

Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия), повседневными трудами других народов ( кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи? Хорошо или плохо, что все мы разные?
Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?
(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)
- раздражение,
- равнодушие,
- агрессивность,
- удивление,
- презрение,
- высокомерие.
Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.
 
Давайте попробуем вместе это сделать.
(На доске вместе преобразовываем)
- умение владеть собой,
- чуткость,
- доброжелательность,
- доверие,
- великодушие,
-бескорыстие
А сейчас мы с вами послушаем причту « Ворота Сада»
Чтец № 3
Ворота сада
(Притча)
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость. Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
Вывод:
К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?
Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы вы все были преданными друзьями. Потому, что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д.Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, проявлять друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными
Итог классного часа :Классный руководитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа.
Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
 Слайд№8
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
 
- И всё это вам поможет жить в мире.
 Ребята, мне было приятно общаться с вами сегодня, надеюсь, что это взаимно.
Я рада, что каждый из вас обладает прекрасными человеческими качествами такими, как доброжелательность, внимание, расположенность к другим, умение слушать, любознательность, умение не осуждать мнение других.
Я хочу пожелать вам, чтобы в вашей  жизни пришлось чаще встречаться с добрыми и отзывчивыми людьми. И то, что, я хочу оставить вам на память, пусть будет напутствием в дальнейшей вашей жизни.
Учись прощать… Молись за обижающих
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих
Пока горит Голгофная звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И, кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей,
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощении радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты прощен был сам.