ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Карапузова Марина Михайловна
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Главной целью духовно - нравственного воспитания является: формирование в учащихся основных нравственных правил и идеалов, понятие добра и зла, норм общения. Первоначальные и вместе с тем самые крепкие религиозные влияния, несокрушимые в продолжение всей последующей жизни, дети получают в семье. Необходимо, чтобы влияние веры и благочестия на детскую душу было особенно живо и сильно, необходимо, чтобы эти влияние были постоянными спутниками детской жизни. Для успешного и правильного развития духовно- нравственного воспитания в детях весьма важное значение имеет и общий дух семейной жизни. Этот общий дух семьи должен быть таков, чтобы всех членов ее объединяло и одушевляло чувство любви и чтобы во всех действиях и отношениях всех членов семьи господствовали мир и согласие. Тем не менее, потребность в осмыслении христианского вероучения и приложении его принципов к практике семейного и общественного воспитания всегда была достаточно велика в русской крестьянской среде. Это было связано с глубоко укоренившейся в русском народе традицией почитания предков, и родителей в частности. Поэтому в русской народной традиции сформировался целый комплекс фольклорных произведений, способствовавших обеспечению нравственного отношения к родителям в соответствии с христианским учением. Облеченные в изящную, часто рифмованную, форму, фольклорные средства воспитания были широко распространены в русской среде и эффективно использовались в целях воспитания и обучения подрастающего поколения. Применение фольклора было основано на важных психологических особенностях его восприятия воспитуемым. Обращаясь к воспитаннику с фольклорными поучениями, воспитатель высказывал не только свое собственное мнение, но выступал от имени целого народа. Безымянные авторы пословиц, поговорок, притч, имевших широкое хождение в русской народной среде, были выдающимися педагогами и психологами, тонко понимавшими мотивы поведения человека в той или иной ситуации. Фольклорная иллюстрация могла, быть подобрана опытным воспитателем к любому поступку ребенка или взрослого, содержала в себе анализ и оценку происходящего, тонкую иронию по отношению к провинившемуся, демонстрировала нравственные отклонения в поведении человека и способствовала самоанализу воспитуемого.
Воспитуемым адресовались не просто упреки и замечания, но обличения в форме народной мудрости. Совершенные произведения фольклора, выступавшие в качестве универсальных средств воспитания, оказывали глубокое воздействие на слушателей
Пословицы и поговорки часто высказывались как бы, между прочим, «не в осуждение, а в рассуждение». При использовании фольклорных средств педагог использовал косвенные приемы воспитательного воздействия: намек, ободрение, подсказку, предостережение, совет, увещевание, укоризну, иронию, насмешку. Поставленный с помощью фольклорного средства в ситуацию самооценки, воспитуемый зачастую вынужден был признать справедливость услышанных в свой адрес замечаний и принять соответствующие меры к исправлению положения. Огромные воспитательные возможности русского фольклора охватывали всевозможные отклонения от общепринятых норм поведения. Однако воспитание уважительного отношения к собственным родителям имело определенные трудности. С одной стороны, самим родителям было не очень удобно напрямую требовать от детей уважения к себе. С другой стороны, родители часто допускали следующую ошибку: они полагали, что дети, видя, как много для них делают родителя, легко смогут проникнуться к ним должным уважением. Очень часто дети рассматривали заботы родителей о себе как нечто само собой разумеющееся и не торопились воздать им должное. Сформировавшись на отечественных реалиях, русский фольклор был легко доступен для восприятия воспитуемых. Долг родителей воспитывать детей в соответствии с нравственными заповедями, содержать их «в послушании». Традиция почитания предков, как уже указывалось, была наиболее глубоко укоренена в русской народной культуре, которая предлагает свои фольклорные варианты, подчеркивающие и расширяющие представления о незаменимой роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «При солнце тепло, а при матери добро», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуется весне, а младенец матери», «Слепой щенок и тот к матери ползет». Тем не менее, отношения родителей и детей не могут складываться только из одних радостей. Часто поведение детей заставляет родителей прибегать к наказаниям. Однако это делается не из жестокости, а для блага детей.
Герой русской народной сказки, только недавно выпорхнувший из-под защиты родительского дома, хорошо помнит отцовские и материнские наставления, поскольку ему советовали «зарубить их на носу» (в древности так делали зарубки на бирке для памяти). Очевидно, что тот, кто отвергает мудрые советы, никак не может быть назван разумным. Собственный жизненный опыт повзрослевших детей проверяется и обогащается советами родителей. Народная мудрость обращает внимание взрослых детей на выпавшее им счастье общение с родителями на протяжении долгих лет. Именно такое общение позволяет детям (при сохранении почтительности к родителям) с высоты прожитых лет почувствовать себя в роли единомышленников своих родителей, пережить радость общения на равных по мудрости и опыту.
Тем самым, русская народная педагогика не ограничивалась применением в целях воспитания самых кратких фольклорных форм пословиц и поговорок. Очень широко применялись в практике народного воспитания и более крупные фольклорные формы. Предоставляемые притчей или сказкой возможности использовались для оказания на слушателей более сильного воздействия. Подводя итоги рассмотрения воспитания уважительного отношения к родителям в русской народной традиции, можно сделать вывод, что и в традициях православной педагогики, и в русской народной педагогике почитание родителей рассматривалось как первостепенный долг детей. Дети обязаны почитать родителей не только из благодарности за свое рождение, но и за те бесчисленные хлопоты и заботы, которыми отец и мать окружали детей на протяжении всей своей жизни Советы и опыт родителей бесценный дар детям. Они должны не только принимать его с радостью, но и стараться по мере сил отблагодарить родителей. Взаимная радость от общения добрых детей и родителей продлевает годы тех и других, делает их жизнь счастливой и благополучной.
ЛИТЕРАТУРА




15ђ Заголовок 115ђ Заголовок 215ђ Заголовок 315ђ Заголовок 415ђ Заголовок 515ђ Заголовок 615ђ Заголовок 715ђ Заголовок 815ђ Заголовок 915